Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях

Методические рекомендации по освоению темы

При изучении данного раздела следует в первую очередь обратить внимание на международные договоры. Во-первых, они создают основу для охраны прав иностранных лиц. Во-вторых, они содержат минимальный уровень охраны.

В области защиты авторских прав к числу договоров, которые требуют обязательного изучения, следует отнести Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 года и Женевскую конвенцию об авторском праве 1952 года. Для подготовки к семинарам нужно не просто изучить конвенции, а провести их сравнительный анализ. Сложности для понимания может вызвать действие ст. 18 Бернской конвенции.

В области защиты смежных прав обязательными для изучения являются Конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года (Римская конвенция) и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года (Женевская конвенция). При изучении этих конвенции так же нужно обратить на сравнение их положений.

Для того, чтобы уяснить порядок предоставления охраны авторских и смежных прав иностранным лицам в РФ необходимо изучение российского законодательства – части IV Гражданского кодекса РФ. Для подготовки к семинару и решения задач необходимо проанализировать нормы ГК РФ об условиях охраны авторских и смежных прав иностранный лиц в РФ.

Несмотря на то, что универсальные международные договоры создают некий равный минимальный уровень, тем не менее, национальные законы об охране авторских и смежных прав могут отличаться. Для уяснения того, как будут охраняться права российских лиц за рубежом, изучение иностранных законов об охране авторских и смежных прав необходимо. В списке литературы рекомендованы законы иностранных государств на русском языке, кроме того, можно найти иностранное законодательство в Интернет.

Работа на семинарском занятии по данному разделу строится на основе комбинации обсуждения теоретических вопросов и решения задач. В связи с этим на семинарском занятии каждый студент должен иметь минимум международных договоров и нормативных актов для решения задач.

План семинарского занятия

1. Международные договоры в области охраны авторских прав.

2. Защита авторских прав иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.

3. Международные договоры в области охраны смежных прав.

4. Защита смежных прав иностранцев в РФ и российских граждан за рубежом.

Основные термины

Английская система охраны авторских прав, внутрикоммунитарное исчерпание прав, доведение до всеобщего сведения, знак конвенционной охраны авторских прав, знак конвенционной охраны смежных прав, исключительные (имущественные) права автора, контрафактный экземпляр, неимущественные (личные) права автора, неохраняемое произведение, общественное достояние охраняемое произведение, принцип территориальной охраны авторских прав, произведение, ретроактивная охрана, французская система охраны авторских прав.

Контрольные вопросы

1. Какие международные договоры содержат нормы об охране авторских прав?

2. Какие произведения охраняет Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года?

3. Какие авторские права охраняет Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года?

4. Какие сроки охраны авторских прав предусмотрены в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года?

5. Что такое ретроспективная охрана произведений в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 года?

6. Какие произведения охраняет Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года?

7. Какой знак охраны для произведений предусматривает Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года?

8. Какие сроки охраны предусмотрены во Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года?

9. Какие права авторов охраняет Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года?

10. Какие произведения охраняет Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года?

11. Как охраняются авторские права в ТРИПС?

12. Какие региональные договоры в области охраны авторских прав были заключены?

13. В чем состоит гармонизация охраны авторских прав в рамках Европейского союза?

14. Как охраняются авторские права в двусторонних договорах?

15. Что такое принцип территориальной охраны авторских прав?

16. Что такое принцип охраны авторских прав по субъектам?

17. При соблюдении каких условий государства охраняют авторские права иностранцев?

18. В каком объеме будут охраняться авторские права иностранца в государстве?

19. Каким образом будет разрешена коллизия сроков охраны авторских прав иностранцев?

20. Какие международные договоры предусматривают охрану смежных прав?

21. Смежные права каких субъектов охраняет Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

22. Какие условия охраны смежных прав закреплены в Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

23. Какой знак конвенционной охраны смежных прав предусмотрен в Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

24. Какие права исполнителей охраняет Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

25. Какие права производителей фонограмм охраняет Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

26. Какие права теле- и радиовещательных организаций охраняет Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

27. Какой срок охраны смежных прав закреплен в Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года?

28. Какие права охраняет Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года?

29. Какие права охраняет Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года?

30. Какой срок охраны предусмотрен в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года?

31. Какие права охраняет Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 года?

32. Какие смежные права охраняет ТРИПС?

33. Каким образом осуществляется гармонизация защиты смежных прав в Европейском союзе?

34. В чем отличие английской и французской систем охраны авторских прав?

35. При соблюдении каких условий государства охраняют смежные права иностранцев?

36. Как разрешается коллизия сроков охраны смежных прав?

37. Что означает свободное использование фонограммы, выпущенной с коммерческой целью?

Рекомендованная литература

Международно-правовые акты

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. // Бюл. междунар. договоров. - 1999. - № 8.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. XLV.

Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. // Бюл. междунар. договоров. - 2005. - № 7.

Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г. // Междунар. нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Изд. фирма «Логос», 1993.

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. //Междунар. частное право: Сб. документов. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

Права интеллектуальной собственности в США. Документы, комментарии специалистов, справочные материалы / сост. Э. Джонсон. М.: Либерея, 2002.

Соглашение между СССР и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав от 16.12.81 // Сб. междунар. договоров СССР. Вып. 39. - М.: Междунар. отношения, 1985.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав от 25.06.93 // Бюл. междунар. договоров. - 1994. - № 5.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством НРБ о взаимной охране авторских прав от 16.01.75 // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 31. - М.: Междунар. отношения, 1977.

Соглашение между СССР и ВНР о взаимной охране авторских прав от 16.11.77 // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 34. - М.: Междунар. отношения, 1980.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством ПНР о взаимной охране авторских прав от 04.10.74 // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 31. - М.: Междунар. отношения, 1977.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Швеции о взаимной охране авторских прав от 15.04.86 // Сб. междунар. договоров СССР. Вып. 42. - М.: Междунар. отношения, 1988.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. // Бюл. междунар. договоров. - 2003. - № 9.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. // Междунар. частное право: сб. документов. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

Директива 92/100/ЕЭС от 19 ноября 1992 г. «О праве сдачи в прокат и в наем и некоторых правах, смежных с авторскими в области интеллектуальной собственности» // https://www.copyright.iile.ru.

Директива 93/83/ЕЭС от 27 сентября 1993 г. «О координации некоторых норм авторского права и смежных прав применительно к спутниковому вещанию и ретрансляции по кабелю» // https:// www.copyright.iile.ru.

Директива 93/98/ЕЭС от 29 октября 1993 г. «О гармонизации сроков охраны авторских и некоторых смежных прав» // https://www.copyright.iile.ru.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. // https://www.fips.ru/.

Законы об авторском праве Великобритании, США, ФРГ, Франции, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Японии //Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: авторское право: учеб. пособие /под ред. В.К. Пучинского, М.Н. Кузнецова. - М.: Изд-во УДН, 1988.

Закон Великобритании «Об авторском праве» 1988 года // https://www.e-com-libr.com.ua/resource.php?id=405&lan=rus.

Национальное законодательство РФ

Гражданский кодекс РФ. Часть IV. М.: Экзамен, 2007.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. № 47: Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1999. - № 11.

Специальная литература

Абдуллин А.И. Правовая охрана баз данных в Европейском Союзе /А.И. Абдуллин //Журн. междунар. частного права. - 1997. - № 2.

Абдуллин А. И. О новых тенденциях в унификации авторского права и смежных прав в Европейском Союзе / А. И. Абдуллин // Журн. междунар. частного права. - 2000. - № 2-3.

Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав/П.Д. Барановский //Журн. российского права. - 2001. - № 8.

Барановский П.Д. Судебная юрисдикция по делам о трансграничных нарушениях авторских и смежных прав в сети Интернет /П.Д. Барановский //Москов. журн. междунар. права. - 2002. - № 2.

Белов В. В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: учеб. пособие/ В. В. Белов, Г. В. Виталиев, Г. М. Денисов. М.: Юрист, 2002.

Березкин В. В. Римская конвенция в России: два года спустя / В.В. Березкин, Е.А. Моргунова // Патенты и лицензии.- 2005. - № 7.

Власов А.А. Основные проблемы борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети Интернет /А.А. Власов //Юрист.-2002. - № 2.

Гаврилов Э. П. Авторское право и смежные права во взаимоотношениях России и стран ближнего зарубежья / Э. П. Гаврилов // Патенты и лицензии. - 2005. - № 4.

Гаврилов Э. П. Комментарий закона «Об авторском праве и смежных правах» / Э. П. Гаврилов. М., 1996.

Дебуа А. Ливан: новый Закон об авторском праве / А. Дебуа // https://www.copyright.iile.ru/bullet/02_2001/4_1.html.

Еремин А.В. Договор по авторскому праву Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности: основные положения /А.В. Еремин //Государство и право. - 2002. - № 10.

Залесов А. Охрана прав на ИС по соглашению ТРИПС // Интеллектуальная собственность. - 2000. - № 5-6.

Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - № 4.

Кондрин А.С. Экспорт и импорт авторских прав /А.С. Кондрин //Юридический мир. - 1999. - № 11.

Коробейников А. Правовое регулирование воспроизведения фонограмм и видиозаписей в личных целях: опыт России и Италии / А. Коробейников // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2006. - № 1.

Кравец Л. Охрана интеллектуальной собственности в Jnternet /Л. Кравец //Интеллектуальная собственность. - 1998. - № 3-4.

Леонтьев К. Эволюция авторских и смежных прав в Российской Федерации в цифровую эпоху / К. Леонтьев // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. - № 1.

Леонтьева Ю. Охрана авторских прав в Румынии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2008. - № 7.

Максимова Л. Охрана произведений иностранных и иных авторов в России / Л. Максимова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. - № 4.

Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав /Ю.Г. Матвеев. - М.: Юрид. лит., 1987.

Мельников В. Защита авторских прав на фотографию в Великобритании / В. Мельников // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. - № 7-8.

Мельников В. Изъятия из авторских прав в свете решений судов за рубежом / В. Мельников // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. - № 5.

Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности: учеб. пособие / А. Минков. М.: Питер, 2001.

Моргунова Е. Имущественные авторские права по Бернской конвенции /Е. Моргунова //Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. - 2004. - № 2.

Мущинина В. О реформировании авторского права в Германии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2008. - № 7.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 1993 г. № С-13/ОСЗ-317 «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. -1994. - № 1.

Подшибихин Л. Реализация положений Бернской конвенции в России / Л. Подшибихин, К. Леонтьев // Рос. Юстиция. - 2001. - № 4.

Подшибихин Л. Совершенствование охраны авторского права и смежных прав / Л. Подшибихин // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2000. - № 2.

Пронина О. Взаимность в авторском праве на примере канадско-американского соглашения /О. Пронина //Интеллектуальная собственность.-2002. - № 3.

Турлин А.И. Международно-правовая охрана смежных прав /А.И. Турлин //Журн. междунар. частного права. - 1993. - № 1.

Черячукин В. Правовая охрана компьютерных программ за рубежом /В. Черячукин //Интеллектуальная собственность. - 2002. - № 2.

Задания

Задание 1.

Проведите сравнительный анализ российского законодательства и Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года. Оформите результат в качестве аналитической записки, в которой отразите, следует ли привести российское законодательство в соответствие с Договором, какие нормы требуют изменения.

Задание 2.

Проведите сравнительный анализ российского законодательства и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года. Оформите результат в качестве аналитической записки, в которой отразите, следует ли привести российское законодательство в соответствие с Договором, какие нормы требуют изменения.

Задание 3.

Сравните заявление РФ, сделанное при присоединении с Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года, и нормы российского законодательства об охране прав иностранных авторов. Можно ли говорить о предоставлении иностранцам в РФ ретроспективной охраны? Может ли возникнуть такая ситуация, когда произведение не охранялось в РФ до 2004, а затем стало охраняемым?

Задание 4.

Сравните деятельность российских и иностранных обществ коллективного управления правами. В чем можно увидеть положительные результаты их деятельности? Осуществляют ли они сотрудничество между собой?

Задание 5.

В справочных базах данных найдите типовой договор о передаче авторских и смежных прав (лицензионный договор) и проанализируйте его. Оформите результат в виде заключения, в котором отразите следующие моменты:

- все ли существенные условия включены в договор;

- правильно ли решен вопрос о сроке договора;

- все ли права передаются по договору, сохранит ли правообладатель право заключать другие договоры;

- какие меры контроля со стороны автора включены в договор;

- имеет ли автор возможность влиять на все формы использования его произведения;

- как осуществляется расчет вознаграждения автора, зависит ли он от действительного объем использования произведения;

- определено ли применимое право в договоре, как оно должно быть определено;

- где будут разрешаться споры, связанные с исполнением договора, удобен ли этот способ автору.

Задачи

Блок 1. Значение знака конвенционной охраны. Охраняемые и неохраняемые объекты.

Задача 1.1.

На российском издании сборника произведений Т. Драйзера (1871 – 1945) помещены знаки конвенционной охраны

© Состав, комментарии. Издательство «Литература», 2002.

© Сайко Е.И., серийное оформление, 2000.

© ООО «Мир книги», издательство «Литература», логотип серии, 2000.

Что они означают? Охраняются ли в настоящее время произведения Т. Драйзера в РФ?

Задача 1.2.

На российском издании сборника произведений О. Генри (1862-1910), помещены знаки конвенционной охраны

© А.И. Старцев. Состав, предисловие, 1994.

© Переводы. Авторы (см. Содержание), 1975, 1994.

© Д.Б. Шимилис. Оформление, 1994.

Что они означают? Охраняются ли произведения О. Генри в настоящее время в РФ?

Задача 1.3.

На титульном листе книги Ф. С. Фицджеральда (1896 – 1940) «Ночь нежна» изданной на русском языке, помещен знак конвенционной охраны:

© Издательство «Панорама», 1993

Что означает данный знак? Охраняются ли произведения автора в РФ?

Задача 1.4.

На титульном листе сборника Дж. Б. Пристли (1894 – 1984) «Затмение в Грэтли. По­вести Рассказы. Пьесы», изданном на русском языке, помещен знак кон­венционной охраны:

© Составление Послесловие Иллюстрации Изда­тельство «Правда», 1988

Что означает данный знак? Охраняются ли произведения писателя в РФ?

Задача 1.5.

Издательство «Мысль» в 1981 году в переводе на русский язык выпустило повести Жоржа Сименона (1903 – 1989) в книге под общим названием «Трубка Мегре».

Должно ли было издательство «Мысль» получить разрешение на перевод и публикацию произведений Ж. Сименона? Охраняются ли произведения писателя в РФ в настоящее время?

Задача 1.6.

Летом 1989 года будапештское газетное и книжное издательство «Уй идо лтд» издало произведение А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», не располагая при этом необходимым для выпуска книги разрешением. Автор со времени первого издания произведения до­полнил его, но дополнения не содержатся в венгерском издании. Первая публикация произведения имела место во Франции в 1973 – 1975 годах. С 1976 года А. Солженицын проживал на территории США как лицо без гражданства, поскольку в результате изгнания из СССР в 1974 году был лишен советского гражданства, а американское не приобрел.

Нарушены ли права А. Солженицына? У кого должно было получить разрешение на публикацию книги венгер­ское издательство? Каким образом могут быть защищены в данном случае права автора?

Задача 1.7.

Роман известного турецкого писателя Решада Нури Гюнтекина (1892-1956) «Чалыкушу» был издан в Турции в 1922 году. В 1992 году издательством «Ягуар» (Москва) роман был издан на русском языке, в переводе назван­ный «Птичка певчая». На оборотной стороне титульного листа помещены два знака конвенционной охраны:

© Перевод И. Печенева, 1992.

© Оформление Л. А. Хорошилова 1992.

Что означают эти знаки? Нужно ли было получить разрешение на пере­вод и издание указанного романа и у кого? Имеют право наследники ту­рецкого писателя Р. Н. Гюнтекина на получение гонорара? Охраняются ли права автора в РФ в настоящее время?

Задача 1.8.

В 2007 году российское издательство «ЭКСМО» решило переиздать произведения А. Кристи (1890 – 1976) на русском языке. Один из романов «Шестнадцать лет спустя» был опубликован в журнале «Дон» в l968 году. В 1991 году московское издательство САДПР выпустило сборник А. Кристи «Произведения разных лет», куда так же вошел указанный роман.

Следует ли издательству «ЭКСМО» обращаться за разрешением на публикацию романа? Если да, то к кому? Могут ли наследники требовать выплаты гонорара? Охраняются ли права А.Кристи в РФ в настоящее время?

Задача 1.9.

Телекомпания «Альва» (г. Ижевск) в 2005 году демонстрировала в эфире трилогию «Крестный отец» студии «Парамаунт», снятые режиссером Ф.Ф. Копполой. Кинокартины были впервые показаны в США в разное время: «Крестный отец» в 1972 году, «Крестный отец – 2» в 1974 году, «Крестный отец – 3» в 1990 году.

Нарушила ли телекомпания авторские права на кинематографические произведения? Кто и каким образом может защитить авторские права?

Задача 1.10.

На компакт-диске помещен знак:

(р) 2001 The Copyright in this sound recording is owned by Mushroom Records (UK) LTD.

Что означает данный знак? Подлежит ли данная фонограмма охране в РФ?

Задача 1.11.

На компакт-диске помещен знак:

(p)&© STAR PARTY CO. Все права защищены.

Что он означает? Подлежит ли охране данная фонограмма?

Задача 1.12.

Российский артист А. исполнил в 2005 году песню известного зарубежного исполнителя В. Первое исполнение песни было осуществлено в Италии в 1990 году.

Подлежат ли охране права иностранного исполнителя? Если да, то где и каким образом он может их защитить?

Задача 1.13.

Группа российских артистов провела на протяжении 2007 года гастрольный тур по городам России. Во время выступлений артисты исполняли песни других российских и зарубежных исполнителей. Первые исполнения этих песен имели место в разные годы: с 50-х по 90-е ХХ века.

Нарушены ли права российских и иностранных исполнителей? Если да, то где и каким образом они могут их защитить?

Задача. 1.14.

Владельцы сайта odnoklassniki.ru обратились в суд с иском о нарушении авторских прав к издательству «ЭКСМО», выпустившему на русском языке роман А. Дышева «Одноклассники». Герои романа встретились благодаря тому, что нашли друг друга на этом сайте, после чего с ними стали происходит загадочные события, которые и легли в основу сюжета книги. Дизайн обложки, по мнению владельцев сайта, копирует фирменный стиль сайта, в выходных данных содержится ссылка на сайт. Все это, по мнению владельцев, вводит читателей в заблуждение относительно того, что они имеют отношение к выпуску книги.

Может ли сайт быть объектом авторского права? Нарушены ли права владельцев?

Задача 1.15.

Профессор Т., находясь в командировке в Нидерландах, принял участие в организованном там семинаре и выступил с докладом. Через некоторое время он обнаружил, что в опубликованных материалах семинара помещен и его доклад, но не указано его имя.

Нарушены ли права профессора Т.? Если да, то где и каким образом он может их защитить?

Блок 2. Использование объектов авторского и смежного права.

Задача 2.1.

Российская и иностранная газеты предъявили иск к российскому информационному агентству. Газеты обвиняли агентство в незаконном использовании порядка 100 статей. Они были помещены в обзоре прессы, который ежедневно готовит агентство. Обзор размещается на сайте агентства для всеобщего сведения, к нему имеет доступ неограниченный круг лиц, никакой платы за использование обзора агентство не взимает. Агентство ссылалось на то, что:

- в обзорах имеются указания на источники публикаций статей, имена авторов и названия статей;

- обзоры составляются с целью информирования лиц о периодической печати, наиболее интересных статьях;

- в обзорах цитировались отрывки статей в некоммерческих целях;

- никакого специального запрета авторы статей и газеты на такое использование не устанавливали.

Какое решение должен принять суд?

Задача 2.2.

В 1996 - 1997 годах в переводе с французского «Издательский Дом Русанова» опубликовал 4 романа Ж. Бенцони, связанных одной сюжетной линией. На оборотной стороне титульного листа каждого романа помещены следующие знаки:

Copyright © Plon, 1994, 1995, 1996;

© Издание на русском языке «Издательский Дом Русанова» 1996, 1997;

© Перевод «Издательский Дом Русанова» 1996;

© Cover illustration by Pino Daen Thomas Schluck Art Aqency.

Одна из российских кинокомпании заинтересовалась этим романами и решила снять фильм на их основе.

Следует ли кинокомпании обращаться за разрешением о написании сценария и съемках фильма? Если да, то к кому? Кому принадлежит право на использование произведений Ж. Бенцони?

Задача 2.3.

В Норвегии в рамках культурного сотрудничества была организована фотовыставка с участием нескольких российских граждан, граждан Швеции и граждан Норвегии. Одна из издательских фирм Норвегии сняла копии с экспонируемых фотографии и выпустила альбом, который поступил в продажу. Авторы фотографий заявили протест устроителям выставки о том, что они не давали разрешения на использование своих фотографических произведении с целью публикации в альбоме и последующей реализации этого альбома.

Являются ли экспонаты выставки объектом охраны авторского права в Норвегии? Могут ли авторы фотографий защитить свои авторские пра­ва?

Задача 2.4.

Иностранный композитор А. написал песню, которая была исполнена в 2005 году шведским артистом В. Российская кинокомпания в 2007 году сняла фильм, куда вошла эта песня, но в исполнении российского артиста С. Артист В. обратился в суд с иском о выплате ему компенсации, поскольку монопольное право на исполнение песни имеет только он, никакого разрешения на исполнение этой песни и записи ее для фильма он артисту С. не давал. Композитор А. пояснил, что песня была написана по заказу продюсера артиста В., к нему за получением разрешения на использование этой песни другим исполнителем никто не обращался, об использовании песни в фильме он также не знал. Режиссер фильма объяснил, что артист В. не смог приехать для записи исполнения и для того, чтобы фильм вышел в прокат в намеченный срок, было решено записать песню в исполнении российского артиста С.

Нарушены ли в данном случае авторские и смежные права? Если да, то кто и каким образом может их защитить?

Задача 2.5.

Артист А. в 2007 году исполнил несколько песен российских и зарубежных композиторов. Российская звукозаписывающая компания обратилась к нему с предложением записать альбом, состоящий из этих песен. Сделанные фонограммы поступили в продажу в 2008 году. Американский композитор обнаружил на выпущенном диске несколько написанных им песен, исполнение которых он не разрешал артисту А. Песни были написаны им в течение 1978 – 1992 годов.

Нарушены ли права композитора? Если да, то каким образом он может защитить свои права?

Задача 2.6.

Одна из российских компаний использовала в своей рекламе фрагмент фонограммы, записанной иностранной компанией в 2004 году. Звукозаписывающая компания подала иск в российский суд, требуя взыскать компенсацию за незаконное использование фонограммы.

Нарушены ли права звукозаписывающей компании?

Задача 2.7.

Британская звукозаписывающая организация в 2005 году запи­сала в новом исполнении известную советскую песню 1975 года и распространила экземпляры этой песни через магазины в Великобритании, Франции, Германии и США. Песня была в свое время впервые записана в исполнении советского артиста фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1974 году.

Нарушены ли в данном случае авторские и смежные права? Если да, то кто и каким образом может их защитить?

Задача 2.8.

Иностранная телекомпания подготовила и передала в эфир телевизионный документальный фильм. Через некоторое время в продаже появились диски с записью фильма, выпущенные компанией «Русский фильм», которая на обложке объявила себя официальным дистрибьютором телекомпании в России. Иностранная телекомпания не заключала никакого договора в компанией «Русский фильм» и продажу записей своих фильмов в России не предполагала.

Нарушены ли права телекомпании? Если да, то где и каким образом их можно защитить?

Задача 2.9.

В кафе установлено несколько телевизоров, по которым идет трансляция программ различных телекомпаний. Наиболее интересные передачи, транслируемые в то время, когда в кафе нет посетителей, администрация записывает и затем демонстрирует в зале.

Нарушаются ли права телекомпаний?

Задача 2.10.

Передача иностранной телекомпании, транслируемая через спутник, была записана, и запись поступила в продажу на территории РФ.

Нарушены ли права иностранной телекомпании?

Задача. 2.11.

Компания «Coca Cola» произвела на территории Украины партию напитка «Кока кола», упакованного в металлическую банку и предназначенного к продаже на территории РФ. На банках, выпущенных к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России, предназначавшихся для реализации в Башкирии, было изображение официально признанного символа Уфы - памятника Салавату Юлаеву работы скульптора Сосланбека Тавасиева. При осуществлении таможенного оформления импорта, таможенные органы потребовали предоставить соглашение с автором или его наследниками об использовании изображения.

Правомерны ли действия российских таможенных органов? Нарушены ли в данном случае авторские права?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: