Понятие социальной структуры. Социальная стратификация общества

Мы часто говорили о том, что общество представляет собой сово­купность социальных норм. Но будет большой ошибкой считать, что под­чиненность нормам делает всех людей однородными. Общество как раз представляет собой совокупность различий между людьми или группами. Именно эти различия, особенно порожденные разделением труда, застав­ляют людей связываться друг с другом, нуждаться друг в друге, делают людей необходимыми друг другу. В этом еще одно отличие общества от объединений, которые принято называть «толпа». В толпе люди уравни­ваются, делаются однородными. Между ними стираются интеллектуаль­ные, социальные и просто индивидуальные различия, что делает людей взаимозаменимыми и ненужными друг другу.

Таким образом, специфичность общества состоит в том, что оно обладает свойством структурности. Взгляд с позиций структуры предполагает выделение элементов, из которых она складывается и связей между ними. Когда описывают общество как структуру, то обычно употребляют слово «многомерность». Это значит, что возможны разные способы вы­деления элементов и связей. Можно рассматривать общество как сово­купность производственных, социальных и духовных отношений. Можно описывать его как комплекс социальных институтов, как отношение меж­ду индивидами, занимающими определенные статусы и выполняющие соответствующие роли, как совокупность социальных групп и т.д. Все за­висит от точки отсчета, которую мы выберем, и ее значимости для пони­мания существенных сторон жизни общества.

Отметим важную тенденцию в развитии социальной структуры. Когда общества становятся индустриальными, многомерность их структу­рирования возрастает. Это связано с усложнением социальных отноше­ний, многообразием социальных ролей и релятивизацией статусов.

Попробуем как-то сгруппировать все многообразие социальных различий. Введем для этого понятия {{горизонтальная дифференциация» и {{вертикальная дифференциация». Что это значит? Если мы рассмот­рим место рабочих и инженеров на предприятии, то увидим характер раз­личий между ними. Разница будет состоять в специфике функций и соот­ветствующем распределении обязанностей. А возникла она из-за необхо­димости эффективного достижения общей цели. В данном случае такой целью будет производство продукции. Пример позволяет нам сделать не­который общий вывод. Горизонтальная дифференциация представляет собой определение положения индивида или социальной группы в соот­ветствии с различием функций, которые они выполняют. Наиболее ти­пичным примером можно считать распределение по профессиям. Слово «горизонтальная» употреблено здесь не случайно. Ведь при организации процесса производства не привилегии будут играть роль, а владение навы­ками. При этом каждая профессия будет иметь равное значение, посколь­ку составит неотъемлемую часть целостного процесса производства. Под­черкнем, что с точки зрения горизонтальной дифференциации все разли­чия между людьми или группами одинаково важны или равны. А положе­ние их будет определяться особенностью функции, которую следует вы­полнять при достижении общей цели. Если мы вспомним специфику че­ловеческой деятельности, то можем сказать, что процесс преобразования мира, его усложнение и расширение его масштабов заставляет людей спе­циализироваться для достижения объединяющей всех цели.

Нетрудно заметить, что люди определяют свое положение относи­тельно друг друга не только по разнице профессии. Даже более. И профес­сии очень часто оцениваются по масштабу тех благ, которые они дают. Это позволяет нам увидеть совокупность социальных различий совершенно в ином свете. Здесь решающую роль при определении положения людей начинают играть взгляд с позиций «выше-ниже», «лучше-хуже». Если же мы попытаемся понять, что заставляет так рассматривать свое место и место других, то увидим следующее. Единственным критерием является обладание той или иной долей благ. Как синоним слова «блага» использу­ем знакомое нам слово «ценности». Можно сделать вывод, что верти­кальная дифференциация представляет собой определение положения индивида или социальной группы в соответствии с той долей ценнос­тей, которой они обладают. С этой точки зрения общество откроется нам как своеобразная пирамида, построенная по принципу иерархии, воз­вышения, доминирования.

Так мы можем рассматривать общество и все виды его структури­рования в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Люди, от­ношения, роли, статусы, институты могут предстать перед нами как эле­менты, необходимые для существования целостности общества и выпол­няющие в связи с этим определенные функции. С этой точки зрения все они равны и одинаково важны. Но все те же элементы могут выглядеть в иной перспективе, когда мы смотрим на общество как систему приорите­тов и предпочтений.

Вертикальная дифференциация порождает новые способы соци­ального деления. Именно здесь наиболее уместно использование таких понятий, как «слой», «прослойка», «класс», «ранг», которые подчеркива­ют аспект неравенства в обладании и распределении благ. В качестве сино­нима выражения «вертикальная дифференциация» принято использовать понятие асоциальная стратификация». Часто, как синоним, используют также выражение асоциальное неравенство». Стратификация обозна­чает тем самым все виды социального неравенства и определение пози­ций индивидов или социальных групп в соответствии с долей ценнос­тей, которой они обладают.

Слово «страта» в переводе с латинского обозначает «слой». Не бу­дем пугаться, если в учебниках истории или в другой литературе мы уви­дим использование понятий «класс», «прослойка», «сословие» и т.д. У них всех есть общее свойство, позволяющее объединять данные формы разли­чий словом «страты». Все они говорят о разном месте человека или груп­пы в социальной иерархии. Одни занимают привилегированное положе­ние и обладают соответственно высоким статусом, а другие - принижен­ное положение и обладают низким статусом.

Статус, как мы помним, связан со шкалой ценностей. Ценности могут быть очень многообразными. В одних культурах зрелый возраст дает право на высокий статус. В других - этническая принадлежность. В третьих - те или иные профессии. Но если мы взглянем глубже, то отметим, что и возраст, и профессия, и этническая принадлежность часто ценны не сами по себе, а тем, что создают условия для обладания определенными благами. В конечном счете, именно неравномерность распределения этих благ определяет различие статусов и страт.

Что же это за блага? Прежде всего, это богатство во всем много­образии форм его проявления: земля, вещи, капитал и т.д. Во-вторых, власть, т.е. право и возможность заставить выполнить свою волю. В-тре­тьих, это свойство, которое принято обозначать словом «престиж». Об­ладать престижем значит обладать авторитетом или быть уважаемым. Проявляется престиж только в особом отношении, которое люди оказыва­ют его носителю. Это отношение мы обозначаем словами «почитание», «почтение», «уважение», «восхваление», «предпочтительное внимание». Таким образом, высота статуса и принадлежность к той или иной страте зависит от того, какой долей власти, богатства и престижа я обладаю.

Как и социальная структура в целом, стратификация также может носить многомерный характер. Ведь и ценности многообразны и пред­почтения разных людей, народов, культур и эпох различны. Если посмот­реть на историю, то можно заметить, что в архаике, как правило, преобла­дало стремление к престижу, в традиционных обществах - к власти, в инду­стриальных - к богатству.

Поэтому же исследователи, как правило, выделяют преобладающие типы стратификации для разных эпох. Обычно говорят о кастовом, сослов­ном и классовом расслоении. В наиболее яркой форме кастовая система проявилась в Индии. Основание кастового деления связывают с религиоз­ными представлениями. Поэтому степень связи с религиозными ценностя­ми определяет характер благ и возможность обладания ими. Важнейшей чертой каст считают их неизменность, закрытость для перемещения и предписанность статуса. Вот эти признаки дали исследователям право использо­вать термин «каста» для описания сходных признаков в социальной структу­ре самых разных традиционных обществ. Сословия во многом похожи на касты. Но делятся они скорее по различию обязанностей перед государ­ством и закрепляются не религиозными традициями, а правовыми норма­ми. Можно заметить, особенно с течением истории, что жесткость сослов­ной системы ослабевает по сравнению с кастовым обществом. Характерно сословно-кастовое деление для традиционных обществ.

Наконец, переход к индустриальным обществам порождает классо­вую стратификацию. В основном она противостоит сословно-кастовому делению. В основе выделения классов лежит их место в материальном производстве, а именно обладание собственностью и роль в организации производства. Наиболее классическим, особенно для 19-20 вв. было выде­ление класса капиталистов или предпринимателей и класса наемных ра­ботников или пролетариата. Но важное отличие классовой системы от сословно-кастовой состоит в возможности перемещения индивида из класса в класс путем собственных усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: