Мы часто говорили о том, что общество представляет собой совокупность социальных норм. Но будет большой ошибкой считать, что подчиненность нормам делает всех людей однородными. Общество как раз представляет собой совокупность различий между людьми или группами. Именно эти различия, особенно порожденные разделением труда, заставляют людей связываться друг с другом, нуждаться друг в друге, делают людей необходимыми друг другу. В этом еще одно отличие общества от объединений, которые принято называть «толпа». В толпе люди уравниваются, делаются однородными. Между ними стираются интеллектуальные, социальные и просто индивидуальные различия, что делает людей взаимозаменимыми и ненужными друг другу.
Таким образом, специфичность общества состоит в том, что оно обладает свойством структурности. Взгляд с позиций структуры предполагает выделение элементов, из которых она складывается и связей между ними. Когда описывают общество как структуру, то обычно употребляют слово «многомерность». Это значит, что возможны разные способы выделения элементов и связей. Можно рассматривать общество как совокупность производственных, социальных и духовных отношений. Можно описывать его как комплекс социальных институтов, как отношение между индивидами, занимающими определенные статусы и выполняющие соответствующие роли, как совокупность социальных групп и т.д. Все зависит от точки отсчета, которую мы выберем, и ее значимости для понимания существенных сторон жизни общества.
|
|
Отметим важную тенденцию в развитии социальной структуры. Когда общества становятся индустриальными, многомерность их структурирования возрастает. Это связано с усложнением социальных отношений, многообразием социальных ролей и релятивизацией статусов.
Попробуем как-то сгруппировать все многообразие социальных различий. Введем для этого понятия {{горизонтальная дифференциация» и {{вертикальная дифференциация». Что это значит? Если мы рассмотрим место рабочих и инженеров на предприятии, то увидим характер различий между ними. Разница будет состоять в специфике функций и соответствующем распределении обязанностей. А возникла она из-за необходимости эффективного достижения общей цели. В данном случае такой целью будет производство продукции. Пример позволяет нам сделать некоторый общий вывод. Горизонтальная дифференциация представляет собой определение положения индивида или социальной группы в соответствии с различием функций, которые они выполняют. Наиболее типичным примером можно считать распределение по профессиям. Слово «горизонтальная» употреблено здесь не случайно. Ведь при организации процесса производства не привилегии будут играть роль, а владение навыками. При этом каждая профессия будет иметь равное значение, поскольку составит неотъемлемую часть целостного процесса производства. Подчеркнем, что с точки зрения горизонтальной дифференциации все различия между людьми или группами одинаково важны или равны. А положение их будет определяться особенностью функции, которую следует выполнять при достижении общей цели. Если мы вспомним специфику человеческой деятельности, то можем сказать, что процесс преобразования мира, его усложнение и расширение его масштабов заставляет людей специализироваться для достижения объединяющей всех цели.
|
|
Нетрудно заметить, что люди определяют свое положение относительно друг друга не только по разнице профессии. Даже более. И профессии очень часто оцениваются по масштабу тех благ, которые они дают. Это позволяет нам увидеть совокупность социальных различий совершенно в ином свете. Здесь решающую роль при определении положения людей начинают играть взгляд с позиций «выше-ниже», «лучше-хуже». Если же мы попытаемся понять, что заставляет так рассматривать свое место и место других, то увидим следующее. Единственным критерием является обладание той или иной долей благ. Как синоним слова «блага» используем знакомое нам слово «ценности». Можно сделать вывод, что вертикальная дифференциация представляет собой определение положения индивида или социальной группы в соответствии с той долей ценностей, которой они обладают. С этой точки зрения общество откроется нам как своеобразная пирамида, построенная по принципу иерархии, возвышения, доминирования.
Так мы можем рассматривать общество и все виды его структурирования в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Люди, отношения, роли, статусы, институты могут предстать перед нами как элементы, необходимые для существования целостности общества и выполняющие в связи с этим определенные функции. С этой точки зрения все они равны и одинаково важны. Но все те же элементы могут выглядеть в иной перспективе, когда мы смотрим на общество как систему приоритетов и предпочтений.
Вертикальная дифференциация порождает новые способы социального деления. Именно здесь наиболее уместно использование таких понятий, как «слой», «прослойка», «класс», «ранг», которые подчеркивают аспект неравенства в обладании и распределении благ. В качестве синонима выражения «вертикальная дифференциация» принято использовать понятие асоциальная стратификация». Часто, как синоним, используют также выражение асоциальное неравенство». Стратификация обозначает тем самым все виды социального неравенства и определение позиций индивидов или социальных групп в соответствии с долей ценностей, которой они обладают.
Слово «страта» в переводе с латинского обозначает «слой». Не будем пугаться, если в учебниках истории или в другой литературе мы увидим использование понятий «класс», «прослойка», «сословие» и т.д. У них всех есть общее свойство, позволяющее объединять данные формы различий словом «страты». Все они говорят о разном месте человека или группы в социальной иерархии. Одни занимают привилегированное положение и обладают соответственно высоким статусом, а другие - приниженное положение и обладают низким статусом.
Статус, как мы помним, связан со шкалой ценностей. Ценности могут быть очень многообразными. В одних культурах зрелый возраст дает право на высокий статус. В других - этническая принадлежность. В третьих - те или иные профессии. Но если мы взглянем глубже, то отметим, что и возраст, и профессия, и этническая принадлежность часто ценны не сами по себе, а тем, что создают условия для обладания определенными благами. В конечном счете, именно неравномерность распределения этих благ определяет различие статусов и страт.
|
|
Что же это за блага? Прежде всего, это богатство во всем многообразии форм его проявления: земля, вещи, капитал и т.д. Во-вторых, власть, т.е. право и возможность заставить выполнить свою волю. В-третьих, это свойство, которое принято обозначать словом «престиж». Обладать престижем значит обладать авторитетом или быть уважаемым. Проявляется престиж только в особом отношении, которое люди оказывают его носителю. Это отношение мы обозначаем словами «почитание», «почтение», «уважение», «восхваление», «предпочтительное внимание». Таким образом, высота статуса и принадлежность к той или иной страте зависит от того, какой долей власти, богатства и престижа я обладаю.
Как и социальная структура в целом, стратификация также может носить многомерный характер. Ведь и ценности многообразны и предпочтения разных людей, народов, культур и эпох различны. Если посмотреть на историю, то можно заметить, что в архаике, как правило, преобладало стремление к престижу, в традиционных обществах - к власти, в индустриальных - к богатству.
Поэтому же исследователи, как правило, выделяют преобладающие типы стратификации для разных эпох. Обычно говорят о кастовом, сословном и классовом расслоении. В наиболее яркой форме кастовая система проявилась в Индии. Основание кастового деления связывают с религиозными представлениями. Поэтому степень связи с религиозными ценностями определяет характер благ и возможность обладания ими. Важнейшей чертой каст считают их неизменность, закрытость для перемещения и предписанность статуса. Вот эти признаки дали исследователям право использовать термин «каста» для описания сходных признаков в социальной структуре самых разных традиционных обществ. Сословия во многом похожи на касты. Но делятся они скорее по различию обязанностей перед государством и закрепляются не религиозными традициями, а правовыми нормами. Можно заметить, особенно с течением истории, что жесткость сословной системы ослабевает по сравнению с кастовым обществом. Характерно сословно-кастовое деление для традиционных обществ.
|
|
Наконец, переход к индустриальным обществам порождает классовую стратификацию. В основном она противостоит сословно-кастовому делению. В основе выделения классов лежит их место в материальном производстве, а именно обладание собственностью и роль в организации производства. Наиболее классическим, особенно для 19-20 вв. было выделение класса капиталистов или предпринимателей и класса наемных работников или пролетариата. Но важное отличие классовой системы от сословно-кастовой состоит в возможности перемещения индивида из класса в класс путем собственных усилий.