Движение судна по криволинейной траектории по поверхности воды происходит под действием достаточно большого числа внешних сил, различающихся между собой различной физической природой и закономерностями своего изменения от времени и параметров движения судна. Общее воздействие этих сил на судно характеризуется проекциями
главного вектора
внешних сил и
главного момента
.
Причем допущение о независимости внешних сил. Это дает основание определить
в виде суммы проекций сил разной природы.
Рассмотрим движение судна по поверхности воды (рисунок 2.2) и покажем внешние силы различных категорий, действующих на корпус.
Внешними условиями плавания являются скорость
и направление
истинного ветра, скорость
и направление
течения, глубина акватории
, акватория, внутри которой судно совершает движение.

Рис. 2.2. Схема внешних сил.
Внешние силы классифицируем по их физической природе в следующей последовательности:
1. Гидродинамические силы на корпусе судна неинерционной природы
.
2. Гидродинамические силы движителей
(
).
3. Гидродинамические силы главных средств управления
(
= 1,2,…
)
4. Гидродинамические силы вспомогательных средств управления
.
5. Аэрогидродинамические силы воздействия ветра на надводную часть корпуса 
6. Воздействие якорной или буксирной связей
.
Таким образом, проекция главного вектора и главного момента внешних сил определяются в следующем виде:
(2.4)
В системе уравнений (2.4) приняты обозначения:
- продольная и поперечная координаты
-го движителя;
- продольная и поперечная координаты
-го главного средства управления;
- продольная координата вспомогательного средства управления.






