Денежно-кредитная политика - это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.
Монетаризм - экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.
Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической доктриной правительств многих стран. С переходом российской экономики на рыночные отношения эта теория стала применяться и в нашей стране.
Экономические циклы связаны прежде всего со значительными колебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).
В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо проводить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и циклических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.
Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным ростом денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъюнктурные колебания.
В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инфляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.
Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирования и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кредитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткосрочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на регулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.
В нашей стране единую государственную денежно-кредитную политику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Президенту и Правительству РФ.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:
- анализ состояния и прогноз развития экономики страны;
- основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую ситуацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.
Обязательные резервы - это средства коммерческих банков, хранящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.
Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерческими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.
Величина и структура обязательных резервов в различных странах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).
Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресурсом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.
Операции на открытом рынке - это покупка или продажа на открытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государственные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная доля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.
Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограничения денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процентные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают государственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.
Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увеличением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процентная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязательства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответственно, увеличению денежной массы.
Операции на открытом рынке - основной инструмент регулирования денежной массы во многих экономически развитых странах. Важнейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.
Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков. Рефинансирование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.
Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерческими банками рыночных процентных ставок.
Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к доллару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.
Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) - один из главных инструментов денежно-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинансирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является противоречивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъюнктуру, а с другой - способствует усилению инфляции.
Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ведет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.
Валютные интервенции – купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Валютная интервенция - одна из форм валютной политики, которая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости рубля.
Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Прямые количественные ограничения - это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Прямые количественные ограничения Банк России вправе применять в исключительных случаях и только после консультаций с Правительством РФ.
Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости рыночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инструменты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных операций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.