Сравнительная характеристика постиндустриальной (информационной) экономики

Признаки (харак-терные черты) Наименование исторических типов экономики
Доиндустриаль-ная (аграрная) Индустриальная Постиндустриальная (информационная)
       
Истори-ческий период Первобытно- общинное, рабовладельческое, феодальное общество (древний мир и средние века – вплоть до XIV) С момента формирования капитализма на территории Западной Европы на рубеже XV и XVI вв. Наибольший расцвет – в период Нового времени (промышленной революции XVII-XVIII), до середины XX в. В современном обществе в связи с ускорившимися темпами научно-технического прогресса, информатизацией и компьютеризацией общества (конец XX в. – начало XXI в.)
Характер труда Универсальныйручной на базе простого (примитивного) разделения труда Механизированный, машинный на базе общественного разделения труда Автоматизированный, компьютеризированный на базе общественного разделения труда
Характер произ-водства Мелкотоварное Крупномасштабное массовое Массовое на основе индивидуального заказа
Факторы произ-водства Труд, земля (природные ресурсы) Труд, земля, капитал Информация, труд, земля, капитал

Сегодняшние тенденции развития информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям. Таким образом, в новых экономических условиях все отчетливее проявляются следующие характерные черты постиндустриального, информационного общества:

- создание рынка информации и знаний как одного из важнейших факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;

- возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, кредитно-денежной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;

- преобладание сферы услуг, в которой определяющую роль играет информация и, в первую очередь, научно-технические знания как источник нововведений. При этом параллельно происходит структурная перестройка экономики – сокращение долей добывающей и обрабатывающей отраслей и, тем самым, изменение качества экономического роста, т.е. самой эффективной формой накопления становится развитие людьми собственных способностей, а наиболее прибыльными инвестициями – инвестиции в человеческий капитал (знания, информацию, образование);

- основной формой развития начинает выступать информационная, глобальная, инновационная экономика – это новый тип экономики, которая организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра и характеризующихся постоянным взаимодействием между узлами этих сетей;

- быстрый научно-технический прогресс, ведущий к выдвижению информации и технологий в качестве ведущего фактора производства;

- глобализация (объединение национальных экономик в единое мировое хозяйство на базе информационных технологий) и развитие мирового рынка знаний, инноваций, электронной торговли;

- в «обществе информации» – в этом «новом цивилизационном укладе», как пишет О. Тоффлер, принципиально иными становятся и сферы труда, управления, досуга, происходит «переход от системы материальных ценностей к тому, что может быть названо «постэкономической системой ценностей». Постэкономические ценности, согласно Тоффлеру и Иноземцеву, проявляются, прежде всего, в том, что интересы человека начинают выходить за узкие рамки стремления к удовлетворению материальных нужд, возникает потребность в реализации своего творческого потенциала, раскрытии своих индивидуальных возможностей. В силу этого меняется и характер труда: происходит преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами.

Учитывая данные тенденции в экономике, меняется и предпринимательская деятельность, приобретая новые формы и черты. В частности, к новым направлениям предпринимательской деятельности, связанным с развитием информационных технологий, следует отнести:

- предоставление содержательной информации в форме службы новостей, электронных библиотек, видеотек, банков данных и пр. (кинофильмов, электронных газет и журналов, информационных бюллетеней, книг, докладов, публикаций и т.п.);

- оказание вспомогательных услуг (проектирование, программирование, электронная передача документов, ввод данных, размножение документации, а также исследование рынка и условий бизнеса, деятельность рекламных агентств, биржевых маклеров и пр.);

- производство, продажа и сервисное обслуживание информационных и интегрирующих технологий, средств связи (компьютеров, терминалов, оптической аппаратуры, печатного оборудования, персональных коммутаторов и факсимильных аппаратов, контрольно-кассовой техники и средств телефонной связи);

- обеспечение каналов связи (доставка нарочным, курьерская и электронная почта, кабельное телевидение, радиосеть, передвижная и блочная аппаратура);

- производство, продажа и сервисное обслуживание потребительской электроники, представленной стандартными устройствами и системами, обеспечивающими потребности частных лиц в информации и развлечениях (телефонная, аудио- и ТВ-аппаратура, бытовые компьютеры и лазерные проигрыватели, которые хранят и воспроизводят информационно-развлекательные передачи).

- развлекательный традиционный и электронный бизнес (создание информационного продукта музыкального, художественного, юмористического и игрового характера, распространение его в виде печатных изданий, пластинок, кассет, дискет и т.д., а также посредством радио- и ТВ-трансляции, кабельного телевидения, сети Интернет).

В целом, надо отметить, что появляется так называемое «инновационное» предпринимательство (понятие «инновации» дословно трактуется как «введение нов­шеств»: нового порядка, нового метода, изобретения или нового явле­ния в экономике). Сама экономика приобретает инновационную направленность: в современной экономической теории и практике под инновациями принято понимать при­быльное (рентабельное) использование нововведений (обновление основного капитала или производимой продукции) в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организаци­онно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, адми­нистративного или иного характера.

Основоположниками современного направления теории развития предпринимательства являются П. Друкер, Б. Карлоф, Б. Санто и др. Они связывают предпринимательство с особым типом менеджмента (управления) – менеджментом предпринимательского типа, в основе которого лежат два ключевых компонента стратегических решений:

а) активное и системное использование инноваций внутри каждого вида предпринимательских структур;

б) предвидение инновационных изменений во внешней сфере и риск-менеджмент.

Последователи П. Друкера развили основные положения его концепции современного предпринимательства. Так, Дж. Картленд пришел к выводу, что предприниматель – это «индивидуум, который создает бизнес и управляет им с принципиальной целью достижения прибыли и роста,... характеризуемый инновационным поведением и использующий в деле практику стратегического управления».

Б. Карлоф трактует предпринимательство как способность выявить возможности для ведения бизнеса и умение воспользоваться ими. При этом под предпринимательскими возможностями понимается процесс изыскания более эффективных способов удовлетворения существующих потребностей. При формировании деловой стратегии предприниматель реализует свои способности к предвидению. Основной способ предвидения будущего, по мнению Б. Карлофа, – это сценарий, который дает возможность на основе представления предпринимателя о перспективах развития и предложений сотрудников фирмы наметить наиболее вероятное направление развития, придать наглядность альтернативным вариантам развития событий и использовать их в качестве основы для творческих дискуссий и стратегического мышления.

Б. Санто считает, что в современных условиях функция предпринимательства заключается в прогнозировании предпринимателем результата, определении того, как сделать достижимой перспективную цель, и энергично, но гибко следовать по пути, ведущему к ней. Б. Санто определяет предпринимателя как индивидуального менеджера, формирующего стратегию развития, которая заключается в определении высоких целей, в переходе к более высокому уровню развития. Он пишет: «...чтобы современное хозяйственное предприятие достигло успеха, руководить им должен инновационный менеджер». Таким образом, авторы современного направления теории развития предпринимательства идентифицируют современного предпринимателя с менеджером-инноватором.

При этом, как уже отмечалось, среди наиболее значимых инноваций (достижений информационных технологий) в XX веке стало появление и развитие Интернет. Технологии и стандарты передачи данных через Интернет стали универсальной средой обмена коммерческой информации и во многом определили принципы ведения бизнеса в новых экономических условиях. Таким образом, успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, системами информатизации оптовой и розничной торговли, деятельностью сети организаций и учреждений управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного обмена данными. Как правило, работа этих систем базируется на функционировании глобальной сети Интернет.

Интернет представляет собой уникальную среду, с помощью которой любая фирма может осуществлять распространение информации о своих товарах и услугах, проводить маркетинговые исследования, обеспечивать послепродажную поддержку своих клиентов. Многие современные эксперты приходят к выводу, что Интернет – это рынок 21 века. Исследования показывают, что объем коммерческих сделок (транзакций) через Интернет в ближайшем будущем превысит объем традиционных наличных сделок.

Связано это, прежде всего, с тем, что электронный рынок по сути своей является рынком глобальным. Исчезновение информационных барьеров между локальными и региональными рынками потенциально дает предприятию возможность предложить свою продукцию и приобрести ресурсы для ее изготовления по всему миру. Однако на современном этапе сдерживающими факторами для реализации такой формы экономической, предпринимательской деятельности являются не только существующее несовершенство коммуникаций (в частности, в России), но и медленно изменяющиеся стереотипы хозяйственного мышления.

Тем не менее, происходит все большее вовлечение предпринимательской сферы в производство высокотехнологических товаров и услуг, сферу купли-продажи информационных благ, электронную коммерцию и электронный бизнес – как элементы формирования и развития так называемой «виртуальной» экономики (экономики, все процессы производства, распределения, обмена и потребления в которой осуществляются посредством сети Интернет).

Посредством использования Интернет-ресурсов частные и небольшие фирмы получают возможность шире использовать преимущества электронной коммерции, основанной на Интернет-технологиях, т.е. электронная среда открывает для предпринимательства новые экономические возможности. По мере распространения новых информационных технологий и Интернет все большее число фирм вовлекаются в сферу электронной коммерции. Происходит как создание новых предприятий, ориентированных только на электронную коммерцию, так и использование традиционными предприятиями элементов электронной коммерции в своей практике.

Электронный бизнес – это такая предпринимательская деятельность, которая направлена на получение прибыли путем использования современных информационных и цифровых технологий. И одним из наиболее распространенных способов осуществления электронного бизнеса выступает электронная коммерция (e-commerce). Она включает в себя деятельность провайдеров Интернет-услуг и деятельность всех прочих субъектов предпринимательства, которые, используя каналы Интернет, организуют свою коммерческую деятельность.

Провайдер Интернет-услуг – это коммерческая фирма, которая обеспечивает доступ в Интернет, поддерживает его за определенное вознаграждение и оказывает некоторые сопутствующие услуги по требованию клиентов (например, размещение рекламы на наиболее часто посещаемых серверах). Другими направлениями предпринимательской деятельности в условиях виртуальной экономики являются:

- осуществление продажи товаров через Интернет-магазины;

- послепродажные Интренет-услуги клиентам (сервисное, гарантийное обслуживание, консультации и т.п.);

- предоставление on-line информационных, издательских, рекламных и дизайнерских услуг.

При этом методы и средства проведения коммерческих операций в сфере электронной коммерции несколько отличаются от аналогичных, осуществляемых в реальном секторе экономики. В частности, при осуществлении предпринимательской деятельности в форме электронной коммерции в нее вносятся следующие изменения:

1. Отсутствует необходимость выбора предпринимателем соответствующего места расположения магазина, оформления входа в магазин, витрины и торгового зала.

2. Организация торговли в этом случае позволяет сократить затраты на сбыт, рекламу и содержание розничной сети, т.к. снижаются затраты на организацию торговли и обслуживания в зданиях магазинов, складов и офисов, на основе всевозможного торгового оборудования. Сокращаются транспортные и прочие накладные расходы, расходы на персонал: несмотря на относительно более высокую квалификацию (и уровень оплаты труда) сотрудника такого магазина, экономия все равно может быть очень значительной, т.к. происходит автоматизация процесса выбора товара и одновременной обработки нескольких транзакций, а также значительно более равномерное по времени распределение нагрузки на сотрудников. Вместо печати и рассылки обычных каталогов можно создать электронные каталоги, которые обходятся дешевле.

3. Изменяются способы подачи информации о товаре: если при обычном торговом процессе знакомство с товаром происходит лично, то в электронном магазине такое знакомство происходит путём внимательного изучения покупателем информационного описания и соответствующих характеристик товара. Поэтому предприниматель в новых экономических условиях должен быть компетентным в вопросах информационной поддержки своего бизнеса, иметь навыки контроля и координации коммуникативного процесса – процесса передачи потребителю информации о компании или товаре (услуге) и получения обратной связи с потребителем (его реакции на предоставленную информацию).

4. Происходит изменение поведения потребителей (их потребностей, образа жизни, мотивации поведения и т.д.) в результате повышения уровня научно-технического развития и образования, что также воздействует на предпринимательскую деятельность, требуя от предпринимателя повышения собственного уровня образования, научно-технического и культурного развития – прежде всего, за счет расширения возможностей систем информационного обмена.

5. В информационной экономике активно развиваются дистанционные трудовые отношения. Различают два вида дистанционных трудовых отношений - телеработа и телекоммьютинг. Термин "телекоммьютинг" (англ. telecommuting) был введен Джеком Найллзом (США) в 1976 году для обозначения дистанционной работы по договору. Термин "телеработа" (англ. telework) был введен Европейской Комиссией в конце 1980-х годов. Разница между этими двумя понятиями заключается в том, что при телекоммьютинге необходимо существование фирмы или организации, работающей по традиционной схеме, для которой работник, находящийся на расстоянии, выполняет работу. Телеработа позволяет создать фирму или организацию, сотрудники которой никогда физически не встречаются друг с другом.

Приведенные выше изменения делают сферу электронной коммерции все более привлекательной для современных предпринимателей.

Кроме электронной коммерции, распространенной формой предпринимательской деятельности в условиях информационной экономики являются так называемые мобильные платежи.

Мобильные платежи – это разновидность электронных платежей, основанная на использовании мобильных портативных устройств получения и передачи информации, и последующего совершения транзакций (платежей). Т.е. это любые способы, позволяющие осуществлять оплату за товары и услуги при помощи мобильного телефона. Преимущества подобных технологий для абонентов и компаний довольно прозрачны: для первых это – прежде всего увеличение комфорта и мобильности, для вторых – увеличение доступности услуг и возможность взаимодействовать с покупателем или клиентом, где бы он не находился.

Основное применение технологии мобильных платежей – оплата различного рода контентных услуг (таких, как приобретение игр, музыки, видео, услуг сайтов знакомств и онлайн-игр и т.п.).

Для пользователя процесс платежа выглядит следующим образом: выбор товара, отправка SMS или специального номера с указанием параметров покупки – сумма платежа, идентификатор торговой точки и так далее. В случае подтверждения сумма платежа списывается со счета клиента и переводится на счет продавца.

Услуги платежей на базе мобильных технологий получают все более широкое распространение в Европе, а в странах Азии уровень проникновения подобных услуг еще выше. В то же время в России эта сфера еще только начинает активно развиваться. Причин отставания несколько: это и ряд законодательных затруднений, и отсутствие действительно универсальной инфраструктуры для осуществления платежных операций, и особенности местного менталитета, поскольку по-прежнему среди населения альтернативные способы оплаты нельзя назвать популярными, а многие даже не знают о подобных возможностях. Тем не менее, как сходятся во мнении многие эксперты, в самом ближайшем будущем на российском рынке мобильных платежей должны произойти качественные изменения. При этом, по сравнению с Интернет-технологиями, мобильные платежи в российских условиях являются весьма перспективной областью, имеющей перед платежами через Интернет важно преимущество: если уровень проникновения Интернета на большей части территории РФ остается низким, то уровень проникновения мобильной связи в России превысил 100%-й барьер.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы исторические особенности трактовки понятия «предпринимательство»? В каких аспектах рассматривается предпринимательство в современной науке?

2. В чем разница между обычным бизнесом и предпринимательством? Каковы важнейшие черты предпринимательства?

3. Кто является субъектом предпринимательской деятельности? Что такое предпринимательский доход?

4. В чем состоит роль предпринимательства в экономике? Каковы цели формирования и развития предпринимательства в рыночной экономике?

5. Перечислите задачи и функции государственного регулирования предпринимательства.

6. Охарактеризуйте понятие «предприниматель», раскройте его личностные качества и функции.

7. Раскройте классификацию предпринимательской деятельности по наиболее существенным основаниям.

8. Что понимается под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности? Каковы отличительные признаки различных организационно-правовых форм?

9. Какие критерии позволяют относить предприятия к малым?

10. Назовите преимущества и недостатки индивидуального предприятия и общества с ограниченной ответственностью, акционерных обществ закрытого и открытого типа. Что такое коммандитное общество?

11. Какие организационно-правовые формы характерны для корпоративного предпринимательства? В чем их особенность?

12. Какие общеэкономические проблемы препятствовали формированию предпринимательского сектора в России в 80-е – 90-е гг. ХХ в.? Какие наиболее существенные проблемы развития малого предпринимательства существуют в настоящее время?

13. Каковы основные этапы развития малого предпринимательства в России? Какова динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России в конце ХХ – начале ХХI вв.?

14. Какие группы регионов выделяются в России в зависимости от уровня развития малого предпринимательства?

15. Каковы характерные черты современной экономики, оказывающие влияние на функционирование предпринимательского сектора? Как повлияло на предпринимательскую деятельность возникновение сети Интернет?

16. Какие новые направления предпринимательской деятельности возникают в условиях информационной экономики? Что понимается под мобильными платежами?

17. Что означает понятие «инновационное предпринимательство»? Каков смысл терминов «электронный бизнес», «электронная коммерция»? Какие изменения вносятся в предпринимательскую деятельность в связи с распространением электронной коммерции?

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 48-64, 66-115. // Российская газета. – 2002. – 20 ноября. – № 220-221.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3. Предпринимательство в конце XX века. – М.: Наука, 1992. – 187 с.

4. Гусева Т.А. Предпринимательское право: Учебно-методический комплекс. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 541 с.

5. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 447 с.

6. Введение в информационный бизнес: учебное пособие. / под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 203 с.

7. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

8. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

9. Основы общей экономической теории: учеб. пособие/Б.В.Зайцев и др.; под общей ред. И.А.Хисамутдинова.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002.

10. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинова. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.- 293с.

Тесты

1. Понятие «предприниматель» было связано с выделением специфических личностных качеств субъектов предпринимательской деятельности в следующий исторический период:

а) в начале 18 – середине 19 вв.;

б) в конце 19 – начале 20 вв.;

в) в начале – середине 20 в.;

г) в конце 20 – начале 21 вв.

2. Предпринимательство в современной экономической науке не принято рассматривать в следующем аспекте:

а) как экономическую категорию;

б) как метод хозяйствования;

в) как особый тип экономического мышления;

г) как специфическую форму трудовой деятельности.

3. Каков основной критерий предпринимательской деятельности:

а) самостоятельность и независимость;

б) экономическая заинтересованность;

в) новаторство;

г) рентабельность.

4. В какой форме не оказывается государственная поддержка предпринимательства?

а) финансирование и кредитование бизнеса;

б) организация деятельности инновационных и страховых компаний;

в) предоставление консультационных услуг;

г) предоставление льгот в части трудового законодательства.

5. Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают:

а) объединение лиц, имеющих обособленное имущество;

б) зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов;

в) организацию, отвечающую имуществом по своим обязательствам;

г) лицо, которое может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности.

6. Коммандитисты несут ответственность по обязательствам общества на вере:

а) полную;

б) ограниченную;

в) частичную;

г) солидарную.

7. Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, объединенных имущественными паевыми взносами называется:

а) производственный кооператив;

б) государственное унитарное предприятие;

в) закрытое акционерное общество;

г) общество на вере.

8. Совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора – это:

а) финансово-промышленная группа;

б) холдинговая компания;

в) ИКС;

г) ассоциация.

9. Для обозначения современных тенденций в экономике, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность, наиболее часто используют термин:

а) виртуальная экономика;

б) постиндустриальная экономика;

в) экономика, основанная на знаниях;

г) постэкономическое пространство.

10. С точки зрения эффективности предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли самым существенным изменением, связанным с внедрением электронной коммерции, следует считать:

а) отсутствие необходимости выбора определенного места расположения магазина;

б) значительное сокращение затрат на сбыт, рекламу и содержание розничной сети;

в) изменение способов подачи информации о товаре;

г) развитие дистанционных трудовых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: