Оскар и ОСКАР-М

Эффективное управление любым производственным процессом, особенно таким сложным, как железнодорожный транспорт может быть реализовано только на основе всеобъемлющей, достоверной и аналитически обработанной информации. Владение такой информацией является обязательным и непременным условием оптимальной организации перевозочного процесса, выявления и сокращения непроизводительных расходов, проведения эффективной политики в области регулирования тарифов, экспедиторской деятельности. Именно этим целям служит, в числе прочих, эксплуатируемый ГВЦ Программно- технический комплекс ЦУП «ОСКАР».

Система «ОСКАР», эксплуатируемая с 2001 г., создана для обеспечения пользователей оперативной информацией о работе железных дорог. Благодаря этой системе диспетчерский аппарат в режиме реального времени контролирует выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, дислокацию подвижного состава, выполнение дорогами плановых показателей, нарушение сроков доставки грузов, отслеживает погрузку/выгрузку по всем родам подвижного состава, обмен по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам. Система позволяет не только получать необходимую информацию в оперативном режиме, но и автоматически анализировать полученные сведения. Она реализована в виде комплекса АРМов – программно-технических средств предоставления информации пользователю. Благодаря этой системе диспетчерский аппарат в режиме реального времени контролирует выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, дислокацию подвижного состава, выполнение дорогами плановых показателей, нарушение сроков доставки грузов, отслеживает погрузку/выгрузку по всем родам подвижного состава, обмен по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам. Система позволяет не только получать необходимую информацию в оперативном режиме, но и автоматически анализировать полученные сведения.

Источниками информации для системы «ОСКАР» являются дорожные и сетевые базы данных, куда сообщения поступают в режиме реального времени. «ОСКАР» позволяет получать детальные сведения о подвижном составе, такие как дислокация, информация о поезде, паспортные данные, принадлежность, натурный лист.

Выходная информация реализована в виде таблиц, графиков и диаграмм. В настоящее время, используя программно-технический комплекс ЦУП «ОСКАР», диспетчеры ОАО «РЖД» имеют возможность формировать плановые показатели для дорог. В перспективе система позволит руководить работой дорог непосредственно через АРМы ЦУП.

Целью оперативного контроля эксплуатационных показателей является представление оперативной информации об основных учетных показателях перевозочного процесса, их анализ и оценка.

Представленными данными могут пользоваться руководящий состав ОАО «РЖД», дороги, оперативно-распорядительный отдел службы перевозок, руководство РЦУП, при реализации следующих задач:

- оперативный контроль за перевозками;

- своевременное принятие решений при выявленных нарушениях;

- постоянный контроль за выполнением нормативных показателей;

- получение оперативных данных для проведения селекторных совещаний и докладов руководству.

Данный контроль предназначен как отдельно для конкретных поездов, так и для направлений, участков ДНЦ, НОД, дороги в объеме направления.

Он основан на базе информации, получаемой с АСОУП, а по мере расширения информационной базы будут использоваться данные и с других источников.

База данных системы ОСКАР хранится и оперативно обновляется в реальном времени на серверах ЕДЦУ дороги, ПТК ЦУП ОАО «РЖД».

В ней представлены следующие параметры:

- расчет участковой скорости;

- расчет маршрутной (коммерческой) скорости;

- определение среднего веса поезда;

- определение средней условной длины поезда;

- определение простоев по операциям с поездами;

-перечень станций, допустивших нарушения длины и веса при формировании и отправлении поездов;

- представление нормативных данных скорости, длины и веса поезда в зависимости от полигона следования поездов (направление, участок, НОД);

- сравнение нормативных и фактических показателей;

- выделение из общей суммы показателей наиболее критичных;

-расчет поездов по весу и количеству вагонов;

- расчет значений поездо-километров, вагонно-километров, тонно-километров на полигоне;

- динамика изменения показателей;

- оценка работы по полигонам и категориям поездов.

Весь расчет ведется в режиме текущего времени с нарастанием итогов с 18-00 и обновлением информации каждый час, но для сравнительного анализа предусмотрена возможность просмотра контроля за прошедшее время.

Назначение системы ОСКАР-М («Табло эксплуатационных показателей»)

Целью создания системы явилась необходимость обеспечить руководящий аппарат дороги и линейных предприятий оперативной информацией о движении поездов, работе станций, состоянии вагонных и локомотивных парков, дислокации и использовании локомотивных бригад, а также предоставить возможность получения аналитических отчетов, справок, графического отображения динамики выполнения текущей работы, просмотра архивных данных и выдаче прогноза работы подразделений дороги, что позволяет существенно сократить эксплуатационные издержки.

При разработке системы особое внимание было уделено удобству работы с выдаваемой информацией, скорости получения справок и отчетов, простоте перехода из одних данных в другие, логически с ними связанными, обеспечение безопасности и отказоустойчивости системы.

В системе «Табло эксплуатационных показателей» применен интуитивно понятный пользовательский интерфейс, что позволяет любому клиенту, имеющему минимальные знания работы с операционной системой Windows, быстро разобраться со всеми режимами комплекса.

Работа начинается с «Главной таблицы», которая содержит цифровые значения наиболее важных показателей, характеризующих работу дороги и НОД:

- содержание вагонных парков и их отклонение от норм;

- грузовая работа (технический или суточный план и факт выполнения);

- выполнение участковой, маршрутной скорости, веса и длины поездов, тонно-километровая работа;

- наличие на дороге пассажирских и пригородных поездов (в т.ч. с опозданием);

- наличие поездов с нарушением веса, длины и плана формирования;

- количество брошенных поездов;

- обмен по стыковым пунктам дороги и отделений;

- рейтинговая оценка работы НОД.

Также имеется набор дополнительных режимов, выведенных в виде кнопок панели навигатора в верхней части таблицы:

1. «Слежение» - слежение за выделенным подвижным составом, вертушками, маршрутами, хозяйственными поездами и сроком доставки груза.

2. «Поиск» - поиск вагона, технический паспорт и история работы вагона, поиск поезда и локомотива.

3. «Карта» - стилизованная карта дороги, отображающая поездное положение.

4. «ЕДЦУ» - информационно-справочный комплекс дорожного центра управления.

5. «Локомотивы» - режим контроля дислокации и состояния локомотивного парка.

6. «Инф. системы» - информационно-справочные системы других разработчиков.

7. «Анализ» - архивы, отчеты и анализ работы дороги.

8. «Отчет служб» - отчет об отказах технических средств.

9. «Прочее» - информационно-справочный материал, постоянно используемый в текущей работе (ж.д. инструкции, долгосрочные приказы, распоряжения и др.).

10. «Нормы» - режим ввода технических и суточных планов.

Одновременный вывод в главной таблице ТЭП плановых показателей и их фактическое выполнение (при чем, невыполнение выделяется красным цветом) позволят оперативному персоналу подразделений даже при беглом взгляде на экран - «мгновенно» оценить складывающую ситуацию на дороге и принять оперативные меры к нормализации положения.

Детализация информации по любому интересуемому показателю осуществляется посредством ссылок. Ссылки подсвечены синим цветом. Это может быть как цифровое значение показателя, так и его наименование или наименование режимов и разделов. При наведении курсора мыши на ссылку, отображение курсора меняется с изображения стрелки на изображение руки. Щелчок левой клавиши мышки по выбранной ссылке открывает соответствующее вложение.

Переход в просмотр информации по текущим или истекшим суткам осуществляется щелчком мыши по тексту «текущие сутки» или «истекшие сутки». Для получения информации за другой период (с начала месяца, декады, квартала или года) - найти в просматриваемом режиме функции выбора отчетного периода.

Во всех режимах, где встречается индекс поезда или инвентарный номер вагона, можно получить дополнительную детализированную информацию:

- по поезду - общая информация о поезде (характеристика поезда), назначение вагонов по плану формирования, телеграмма - натурный лист поезда (ТГНЛ), размеченный ТГНЛ, ТГНЛ по роду груза, справку о порожних вагонах, историю работы поезда;

- по вагону - технический паспорт и историю работы вагона.

Обновление информации в системе «Табло эксплуатационных показателей» осуществляется посредством закачки из базы данных АСОУП срезов данных, необходимых для расчетов. Обновление таблиц режима «Обмен по стыковым пунктам дороги» происходит каждые три минуты, остальные с частотой один раз в 10-30 минут, в зависимости от используемых на дорогах серверов.

Технические требования, предъявляемые к серверам:

- комплекс должен состоять из двух серверов (основной и горячий резерв);

- процессор 2 x Xeon 3 Ггц;

- жесткие диски 6 х 36 Гб UltraWide SCSI 360 HotSwap;

- оперативная память 4 Ггб;

- аппаратный RAID5.

Требования к системному программному обеспечению:

- MS Windows 2000 Server En;

- MS SQLServer 2000 Standard;

MS Internet Information Server 5.0

- DB2 Client v.6.0;

- Remote Administrator 2.0.

Контрольные вопросы

1. Какова цель создания автоматизированной системы диспетчерского контроля и ее основные функции?

2. Из каких основных подсистем состоит АСДК и для чего они нужны?

3. Перечислить основные принципы организации базы данных «ГИД Урал ВНИИЖТ»?

4. Что такое комплекс программных средств поездного диспетчерского контроля АСДК, каковы его основные функции и состав?

5. Для чего необходим АРМ ДНЦ?

6. Назначение АРМ ДСП?

7. Что такое шлюзовая машина, для чего предназначена, и где устанавливается?

8. Перечислить основные виды справок, которые выдаются пользователям АСДК?

9. Структура оперативного руководства местной работой?

10. Цель создания АСУ МР?

11. Эксплуатационные задачи, решаемые в рамках АСУ ЦУМР?

12. Цель создания АСУ МР. Ее характеристики?

13. Основное назначение АСУ МР?

14. Основные функции АСУ ЦУМР?

15. Функции диспетчерского аппарата в рамках АСУ ЦУМР?

16. Опишите технические требования к АСУ ЦУМР?

17. Цель создания ПТК «ОСКАР»?

18. Показатели, контролируемые диспетчерским аппаратом при помощи ПТК «ОСКАР»?

19. Источники информации для ПТК «ОСКАР»?

20. Назовите виды предоставления информации?

21. Перечислите задачи, для реализации которых применяется ПТК «ОСКАР»?

22. Назовите параметры, рассчитываемые в рамках ПТК «ОСКАР»?

23. Перечислите основные показатели, характеризующие работу дороги и НОД, представленные в ПТК «ОСКАР»?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: