Вопрос 2. Контакт и контракт в консультировании

Клиент психолога - это психически здоровый человек, столкнувшийся с безысходностью ситуации и осознавший истощение личностного ресурса для решения возникшей проблемы.

Клиенты психологов социальных служб различаются по степени уверенности в себе:

1) не уверенные в себе;

2) уверенные в себе;

3) всё знающие, но мало кому доверяющие.

Заказ клиента может быть:

- прямым (клиент осознает внутриличностный характер затруднений и готов осуществить коррекцию своих отношений);

- косвенным (клиент предъявляет частную проблему, сознавая, что его ТЖС является частью более масштабной проблематики);

- неадекватным (клиент сопротивляется изменениям, снимает с себя ответственность за происходящее с ним, принуждает психолога к использованию манипулятивных средств в целях изменения ситуации).

Оценка готовности клиента к получению помощи осуществляется на основе следующих признаков:

1) наличие проблемы - скрытого или явного источника беспокойства в круге межличностного общения или во внутриличностном пространстве;

2) признание и восприятие проблемы как значимого переживания, препятствующего дальнейшему развитию;

3) осознание клиентом дефицита собственных сил (ресурсов) для решения проблемы;

4) осознание клиентом своей нужды в помощи извне, обращение за советом к родным и близким, но неспособность воспользоваться их информационной помощью;

5) допуск возможности для себя принять профессиональную помощь;

6) непосредственное самостоятельное обращение к психологу.

- На какой стадии готовности к получению социально-психологической помощи находится клиент?

Проблемная ситуация, с которой клиент обраща­ется к консультанту, содержит три компонента: объективную проблематику, отношение к ней клиента, неадекватные попытки клиента достичь желаемого. Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социаль­ному опыту, технологиям и методам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обес­печить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации.

Актуальная проблема клиента может быть связана с негативными переживаниями - тревоги, страха, беспокойства, напряжения, бессмысленности, вины, обиды и т.п., а запрос - это его ожидания от психолога в связи с возможностями разрешения проблемной ситуации.

Запрос характеризуется сформированностью и адекватностью. Уровень адекватности запроса о помощи свидетельствует о том, какую долю ответственности клиент готов взять на себя в процессе работы над проблемой, и какого вклада он ждёт от психолога.

В практике работы психологов социальных служб встречаются клиенты, которые:

1) убеждены, что психолог все знает, может совершить чудо и одним махом решить имеющиеся проблемы - и их, и даже их родных и подруг;

2) считают, что решать проблемы они будут сами, а психолог должен предложить им на выбор эффективные способы;

3) готовы работать над своей проблемой и воспринимают психолога как заинтересованного в их развитии человека, проводника в процессе поиска выхода из безысходной ситуации.

Психологу важно разграничить контакт и контракт, являющиеся органическими частями процесса социально-психологического обслуживания клиентов.

Контакт - это эмоциональная связь, которая устанавливается между психологом и клиентом-женщиной, на основе которой появляется возможность установления рабочего альянса «Мы против проблемы» и достижения эффекта синергизма. Если контакт состоялся, обе стороны начинают чувствовать себя раскованно и свободно, перестают опасаться неожиданностей, строят обоснованные прогнозы. Психолог может стимулировать этот процесс посредством обсуждения состояния клиента «здесь и теперь» и опасения перспектив взаимодействия, а также с помощью приёмов подстройки к его позе, ритму дыхания, пытаясь скорректировать состояние напряжения и тревоги, отзеркаливания и вентиляции чувств. При отзеркаливании психолог повторяет позу, движения клиента, отдельные речевые высказывания, показывает, что ему можно довериться, что он такой же, как клиент. Успешное проведение процедуры установления контакта приводит к очередной процедуре - заключению контракта и его письменного оформления в виде социального заказа.

Контракт - это договор, включающий согласованный список ожиданий клиента и психолога от процесса и результата консультирования. Контракт, заключаемый в консультации, - динамический, т.к. он может быть изменён в зависимости от изменения условий профессионального взаимодействия психолога и клиента и их состояний.

Без установленного контакта предложение психолога оформить социальный заказ воспринимается клиентом как агрессия. И хотя оформленный договор является ограничением контакта, однако он позволяет найти золотую середину между разумом и чувствами, обеспечивает планомерность профессиональной деятельности психолога и предсказуемость происходящего для клиента. Договор заключается на время, место, оплату, процесс, методы работы, результат. Контракт с клиентом на время, место и оплату лучше заключать до начала оказания социальных услуг. В этом плане важно, чтобы психолог сознавал границы своей компетентности и брал на себя обязательства о сотрудничестве, основываясь на своих реальных возможностях «делать то, что просит клиент, хорошо или эффективно». Такая позиция во взаимодействии даёт возможность психологу предохранить свою личность от «разгерметизации» и при этом обучить клиента способам экологичного обращения с источниками его Силы личности.

Контракт - это соглашение между клиентом и консультантом о том, что будет происходить в результате их взаимодействия. При желании клиента контракт может быть составлен в письменной форме (Кораблина Е.А. и др., 1999).

Контракт предусматривает:

- осознание того, что проблема существует. Без признания клиентом существования проблемы психологическая работа невозможна. Он должен ее осознавать и иметь желание работать с собой;

- наличие намерения решить проблему. Данный тезис исключительно важен, т.к. часто клиент осознает существование проблемы, но у него нет возможностей или желания ее решить. Отсутствие намерения может быть также связано недостаточным ресурсом;

- существование плана действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс консультирования будет зависеть от скорости изменения состояния клиента, новых условий, которые возникнут в его жизни, в последующие сессии может уточниться запрос и т.д. Однако необходимо, чтобы направление психологической работы было определено в общем;

- наличие способов оценки эффективности продвижения к цели и критериев ее достижения. Зачастую клиент считает, что свидетельством движения в правильном направлении будет постоянное и быстрое улучшение его состояния. Но практика показывает, что начало работы несколько ухудшает состояние клиента. Это связано с тем, что в процессе работы происходит обращение к боли, осознание проблем, собственного несовершенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: