Экономические методы управления

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов воздействия на экономические интересы организаций, работников или групп, основанных на использовании экономических законов. Воздействие экономических методов в муниципальном управлении реализуется через систему экономического стимулирования, а также через использование таких экономических инструментов, как нормативы, цены, местные налоги и сборы, платежи за природные ресурсы и т.д. К экономическим методом в управлении относят: планирование, хозрасчет, ценовую, налоговую, бюджетную, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

Планирование социально – экономического развития – процесс разработки органами местного самоуправления системы плановых документов, направленных на комплексное развитие территории муниципального образования и определение путей и средств их достижения.

Система планирования комплексного социально – экономического развития муниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и стратегическое планирование. Прогноз разрабатывается на основе данных социально – экономического развития за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы муниципального образования.

План социально – экономического развития территории является основным документом, в котором устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности.

Стратегическое планирование – это разработка стратегических решений, предусматривающих выдвижение целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование на долгосрочную перспективу, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Экономический расчет является методом управления, направленным на материальную заинтересованность трудовых коллективов предприятий и организаций в повышении эффективности производства и качества работы.

Под хозяйственным расчетом понимается соизмерение затрат на производство продукции или услуг с полученными от их реализации доходами. Основными элементами хозяйственного расчета являются: хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, материальная заинтересованность работников в результатах труда.

Ценовая политика представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, лежащих в основе деятельности органов местного самоуправления в сфере регулирования цен и тарифов, отнесенных к их компетенции. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» орган местного самоуправления устанавливает тарифы на продукцию (услуги), предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. С целью реализации мероприятий по проведению единой ценовой политики, направленной на установление обоснованных тарифов и улучшение качества предоставляемых потребителю муниципальных услуг, регулирование цен может осуществляться путем установления: фиксированных цен, предельных цен и надбавок, предельного уровня рентабельности, общих принципов формирования тарифов (цен).

Для отдельных категорий граждан могут устанавливаться льготные тарифы по оплате муниципальных услуг (ритуальные, банно-прачечные и др.) с подлежащей доплатой разницы из местного бюджета.

Приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления в области цен и тарифов является: установление контроля за ценами (тарифами), предоставляемыми предприятиями и организациями, занимающими монопольное положение на рынке; стимулирование снижения затрат на производство и поставку услуг; прозрачность расчета тарифов; стабильность тарифов; установление дифференцированных тарифов для оплаты жилищных и некоторых коммунальных услуг.

Бюджетная политика – это деятельность муниципальных органов управления, направленная на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Проводимая бюджетная политика должна способствовать повышению благосостояния населения, обеспечению устойчивого развития муниципальной экономики, формированию благоприятного предпринимательского климата, инвестиционной привлекательности территории муниципального образования, обеспечению социальной стабильности.

Основными направлениями деятельности органов местного самоуправления в реализации бюджетной политики являются: увеличение доходной части бюджета, оптимизация бюджетных расходов, внедрение современных методов бюджетного планирования, обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств, стимулирование муниципальных органов и бюджетных организаций к эффективному использованию бюджетных средств.

Инвестиционная политика означает деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию денежных средств, вкладываемых на территории муниципального образования.

В целях привлечения инвестиций на свою территорию органы муниципального управления должны создавать благоприятные условия для инвестиционной деятельности, которые предполагают: проведение исследования инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов инвесторам; выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям; установление льгот по уплате местных налогов; защиту интересов инвесторов.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, необходимых для жизнеобеспечения муниципального образования в федеральные и региональные инвестиционные программы.

Муниципальный заказ – это совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

В настоящее время органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения используют следующие способы размещения муниципального заказа: открытый конкурс, закрытый конкурс, мониторинг цен, без конкурса (на основе переговоров).

Муниципальный заказ выступает инструментом привлечения к реализации муниципальных задач предприятий различных форм собственности, создания в муниципальном образовании конкурентной среды и повышения качества услуг, снижения стоимости товаров и услуг, закупаемых для муниципальных нужд. Конкурсное размещение муниципального заказа может обеспечить экономию бюджетных средств в размере до 15%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: