Компетенция городского самоуправления

Согласно «Жалованной грамоте городам» (1785 г.) в компетенции шестигласной Думы были заботы о благосостоянии города, о содержании городских зданий, амбаров, магазинов, об организации торговли и поддержании санитарии. Для надзора за правильностью торговли дума получала некоторые полицейские функции, которые исполнялись торговыми депутациями, смотрителями и инспекторами.

В своей повседневной деятельности дума была ответственна перед губернатором и казенной палатой.

В Челябинске наряду с общими вопросами на думу возлагалось утверждение в должностях гильдейских и цеховых старшин, назначение винных сидельцев в питейных домах. Дума участвовало во взыскании казенных недоимок, в проведении рекрутских наборов, в переписи податного населения, в строительстве пожарной части, а также следила за чистотой и порядком в городе, за «исправностью мер и весов» у торговцев, разбирала споры горожан об очередности несения повинностей, содержала чинов магистрата[26].

В соответствии с Городовым положением 1870 г. в статье 1 определялись предметы ведения городов: их благоустройство; обеспечение народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение об охране народного здравия; устройство благотворительных заведений и больниц; развитие местной торговли и промышленности. На органы власти в городах возлагалась задача организации управления на основании правил, установленных Городовым положением. Кроме того, городская власть обязывалась передавать правительственным органам сведения по предметам ведения органов общественного управления в городах. В совокупности данные положения характеризовали городское самоуправление хотя и самостоятельной, но все же частью одного государства, функционирующей по его законам и установлениям.

Сформулировав предмет ведения городских органов, законодатель определил полномочия городской Думы и Управы, а также права и обязанности должностных лиц общественного управления.

Городской Думе предоставлялись такие полномочия, как: установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов; принятие в пользу города пожертвований; определение и утверждение городских расходов; предоставление льгот по сборам; установление общих правил заведования городским имуществом и сооружениями. Самым подробным образом регламентировались права органов городского общественного управления в делах по благоустройству города, распоряжению городским имуществом, установлению сборов, определению их видов и ставок.

Кроме этого городская Дума взыскивала средства для так называемых обязательных расходов, таких как: расквартирование войск, полиции, тюрем и пожарной охраны, составляющих значительную часть расходов городского бюджета.

Государство устанавливало определенные гарантии для городского самоуправления. В частности, указывалось, что в пределах предоставленной городскому управлению власти оно самостоятельно. Правительственные, земские учреждения были обязаны оказывать ему содействие в исполнении законных требований. Запрещалось устанавливать дополнительные сборы и повинности, кроме тех, которые переданы городам по закону.

Вместе с тем законодательство предусматривало ответственность городского общественного управления за превышение власти, за неисполнение законных требований различных обществ, компаний, частных лиц (например, глава VII «О порядке обжалования распоряжений городского общественного управления и об ответственности его должностных лиц» Городового положения 1870 г.).

С помощью таких мер в законодательном порядке формировалась система взаимоотношений правительственных учреждений с городскими властями, исключая любые действия самоуправленческих органов, не согласующихся с интересами Российского государства.

Таки образом, в компетенцию городского самоуправления входили вопросы проведения выборов гласных и должностных лиц городского самоуправления, установления размеров местных сборов и штрафов, содержание городского благоустройства, которые были обширны по объему и исключительно хозяйственные по назначению, а также в обязательном порядке передачи правительственным органам установленного перечня сведений по предметам ведения органов общественного управления.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Назовите основные положения «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи», утвержденной Екатериной II 21 апреля 1785 года;

2. Какой порядок формирования устанавливался для шестигласной Думы.

3. Кто руководил работой городской Думы.

4. На кого был возложен контроль за деятельностью органов городского самоуправления.

5. Назовите основные предметы ведения органов городского самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: