З.З. Противопожарные системы

Пожар на локомотиве или моторвагонном подвижном составе может возникнуть вследствие: нагрева проводов и резисторов выше допустимых температур; действия электрической дуги при неисправном дугогасящем устройстве аппаратов или появления кругового огня по коллекторам электрических машин; несвоевременного срабатывания защиты; неосторожного обращения с открытым огнем, особенно в среде с горючими газами; попадания искр на горючие части; нагревания легковоспламеняющихся материалов; пробоя газов в картер и воспламенения паров масла.

Для ликвидации пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе применяют первичные средства пожаротушения: электровозы в обязательном порядке укомплектовываются огнетушителями в количестве 4-х штук: один водный, воздушно-пенный или воздушно-эмульсионный; один порошковый; два углекислотные (допускается укомплектовка четырмя углекислотными огнетушителями); тепловозы укомплектовываются огнетушителями в количестве трех штук: один водный, воздушно-пенный или воздушно-эмульсионный; один порошковый; один углекислотный. Электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов и автомотрис оборудуют автоматической пожарной сигнализацией. Она включает в себя термодатчики или термозащитные реле, сигнальную лампу на пульте машиниста и звуковой сигнал. Салоны электропоездов и дизель-поездов оснащаются системой «Сигнал», обеспечивающей связь вагонов с машинистом. Все средства пожаротушения на электропоездах и четырехвагонных секциях находятся в отведенных для них местах: огнетушители, ведра с сухим песком - в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент - в подвагонных ящиках. Каждый огнетушитель должен быть полностью заряжен и иметь пломбы, с указанием на бирке или корпусе даты зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования. Огнетушители крепятся на специальных кронштейнах, позволяющих при необходимости быстро снять их. В холодное время года, когда локомотив или моторвагонный подвижной состав находятся длительно в нерабочем состоянии, пенные огнетушители снимают, чтобы не разморозить их. Тепловозы дизель-поезда и автомотрисы оборудуют специальными противопожарными установками: автоматической газовой (вызывает автоматическую подачу в дизельное помещение гасящего пожар газа), воздушнопенной или порошковой.

Рисунок 68. Схема противопожарной воздушно-пенной установки: 1 – питательная магистраль; 2 - пусковой кран; 3,5,6 - кран; 4 - смеситель; 7 - бонка; 8 - резервуар; 9 - вентиль; 10 - кольцо; 11 - труба; 12 - воздухопровод

Тепловозы оснащены воздушно-пенными противопожарными установками. В состав установки входит резервуар (рисунок 68) объемом 0,25-0,3 м3, в котором находится 4 % -ный раствор пенообразователя П01 в воде, два смесителя, трубы и арматура. Для приведения установки в действие открывают пусковой кран. Сжатый воздух из питательной магистрали проходит в воздухопровод, при закрытом кране 6 нажимает на предохранительное кольцо из фольги и проходит в резервуар. При открытом кране 5 из резервуара в трубу поступает под давлением раствор пенообразователя и через гибкие резино-тканевые рукава - к смесителю. Открыв ручку крана 3 до упора, направляют раструб смесителя на очаг пожара и гасят его выходящей пеной. После ликвидации пожара закрывают пусковой кран, краны 3 на смесителе и укладывают смесители на места. Кран 6 служит для продувания пенопровода сжатым воздухом. Полностью огнегасящую жидкость сливают через вентиль. Чтобы при заряженном резервуаре система не сработала ложно в случае пропуска воздуха в пусковом кране, на трубе, соединяющей воздухопровод с резервуаром, имеется бонка с отверстием диаметром 1 мм, через которое выходит воздух из воздухопровода.

Автоматическая пожарная сигнализация для локомотива получает питание от аккумуляторной батареи напряжением 50 В и состоит из извещателей, реагирующих на изменение температуры в местах их установки; приемной станции, расположенной в высоковольтной камере; реле, сигнальной (лампа и звуковой сигнал) и контрольной аппаратуры кнопок. Для контроля работоспособности системы и повышения надежности последовательно с извещателями соединено шунтирующее сопротивление и кнопка с ручным приводом.

Извещатель представляет собой полупроводниковое термосопротивление с омическим сопротивлением 2,7 МОм, которое смонтировано в пластмассовом корпусе и защищено от повреждений металлическим кожухом с прорезями. При нормальных условиях термосопротивление имеет большое омическое сопротивление и ток, протекающий по цепи, ниже тока срабатывания. При повышении температуры окружающего воздуха выше 90оС омическое сопротивление извещателя резко уменьшается, ток возрастает до величины тока срабатывания реле, которое своими контактами нормально открытыми создают цепь питания сигнальной лампы и звукового сигнала.

При срабатывании сигнализации во время пожара извещатели закорачиваются нормально открытыми контактами реле через нормально закрытые контакты первой кнопки, обеспечивая предохранение полупроводниковых термосопротивлений от перегрева, дает возможность локомотивной бригаде нажатием первой кнопки отключить сигналы о пожаре после его ликвидации. При нажатии кнопки закорачивающая линия разрывается, обеспечивая отпуск реле, и схема приходит в исходное положение. Контролируют сигнализацию нажатием второй кнопки. При замыкании кнопки линия извещателей шунтируются сопротивлением и по цепи проходит ток, равный току срабатывания реле во время пожара. При исправном состоянии всех основных цепей сигнализация должна сработать.

В случае возникновения пожара на электровозе машинист должен перевести рукоятку контроллера машиниста (или вал группового переключателя) в нулевое положение, отключить вспомогательные машины, быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемник, остановить поезд и принять меры к удержанию его на месте. Отключив рубильник аккумуляторной батареи, дают сигнал пожарной тревоги. Одновременно по поездной радиосвязи машинист сообщает о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

Машинист обязан убедиться, что токоприемники опущены и контактный провод (который может быть пережжен) не касается крыши или крышевого электрооборудования. Если контактный провод касается крышевого электрооборудования или токоприемник заело в поднятом положении, а также в случаях, когда имеется опасность поражения током во время тушения пожара, необходимо по поездной радиосвязи потребовать снятия напряжения с контактной сети. До этого запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее двух метров, а к оборванным проводам - на расстояние менее 10 м. Одновременно машинист начинает тушить пожар огнетушителями. Тушение горящих частей, расположенных ближе двух метров от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, допускается только порошковыми и углекислотными приборами.

При возникновении пожара в вагоне электропоезда машинист должен подать сигнал пожарной тревоги, выключить контроллер, вспомогательные машины, быстродействующий или главный выключатель, отключить выключатель управления, опустить все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию. Затем он обязан сообщить о пожаре по поездной радиосвязи диспетчеру или дежурному по ближайшей станции и запереть рабочую кабину. Если необходимо, машинист оповещает пассажиров о случившемся по радиосвязи и организует эвакуацию пассажиров из вагонов, которым угрожает опасность. Затем убеждается, что контактный провод не касается крышевого оборудования вагонов и приступает к тушению пожара.

Если пожар возник на тепловозе или дизель-поезде, машинист переводит в нулевое положение рукоятки контроллера и останавливает дизель, а на дизель-поезде - и вспомогательный дизель. Он также выключает все кнопки на пульте управления, рубильники вспомогательных электрических машин и аккумуляторной батареи, сообщает по поездной радиосвязи диспетчеру или дежурному ближайшей станции о пожаре, останавливает поезд и принимает меры по его удержанию, подает сигнал пожарной тревоги. В случае нахождения лиц в дизельном помещении при возникновении пожара на тепловозах, имеющих автоматическую газовую установку пожаротушения, необходимо его покинуть, перейдя в кабину и плотно закрыв за собой дверь. Если огнетушительный состав проникает в больших количествах в кабину машиниста, члены локомотивной бригады надевают противогазы. Когда поступление огнетушительного состава прекращается, машинист в противогазе входит в дизельное помещение и осматривает его. Тлеющие и раскаленные предметы тушат ручными средствами тушения. Дизельное помещение проветривают, открыв окна и двери и включив вентилятор. Когда тепловоз оборудован воздушно-пенной пожарной установкой, машинист при возникновении пожара должен выключить контроллер, вспомогательные машины и дизель горящей секции. После торможения ручку крана машиниста надо установить в положение перекрыши без питания, открыть один из кранов установки, подвести рукав со смесителем к очагу горения, повернуть рукоятку крана смесителя до упора и направить струю пены в очаг горения.

Во всех случаях пожаров на подвижном составе запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами, вблизи тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и других сгораемых строений, создающих угрозу быстрого распространения огня, или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров. Очаг пожара не должен оказаться под жесткими или гибкими поперечинами контактной сети, секционными изоляторами, воздушными стрелками, сопряжениями анкерных участков. Горящие провода, электрические аппараты и машины можно гасить только углекислотными или порошковыми огнетушителями и сухим песком. Нужно иметь в виду, что длительность работы и длина струи углекислотных огнетушителей ОУ-2 - 8 с и 1,5 м; ОУ-5 - 9 с и 2 м; ОУ-8 - 20 с и 3,5 м. Гашение электрического оборудования пенными огнетушителями или водой недопустимо! Горящие предметы, конструктивные элементы и деревянные части внутри вагонов, не связанные с электрическим оборудованием, гасят пенными огнетушителями. Например, огнетушитель ОХП-10 действует 60 с и дает длину струи не менее 6 м. При этом нельзя приближаться к электрическим проводам и оборудованию на расстояние менее 2 м.

Наружные части вагонов и крыши гасить пенными огнетушителями и водой на электрифицированных участках можно только при снятом напряжении с контактной сети и ее заземлении. Контактная сеть без заземления считается находящейся под напряжением. В тех случаях, когда расстояние между горящим подвижным составом и контактной сетью составляет более 7 м, можно гасить пожар без снятия с нее напряжения. При этом необходимо смотреть, чтобы струя воды или пены не попала на части контактной сети, находящиеся под напряжением. Струю пены или воды направляют навстречу видимому огню, в места наиболее сильного горения и на пути распространения пожара, а на вертикальных стенках - и выше, чтобы при стекании она гасила огонь.

Когда нужно обнаружить скрытые очаги горения, необходимо разбирать конструктивные элементы. Пути распространения огня по вентиляционным каналам, между перегородками и т. д. вскрывают до и после места горения, а затем над местом горения или около него. Если пожар угрожает аккумуляторной батарее, нужно (кроме размыкания ее рубильника) вынуть плавкие предохранители, в самой батарее снять или разрезать несколько перемычек между элементами и плотно закрыть крышку ящика.

Если машинист видит, что ликвидировать пожар на тяговом подвижном составе собственными силами не удастся, он должен затребовать пожарный поезд, расцепить состав и отогнать горящий вагон или локомотив на расстояние не менее 50 м, изолировав его от других вагонов, деревянных сооружений и других пожароопасных объектов. После того, как ликвидируют пожар, при котором были повреждены провода и электрические аппараты, подавать напряжение на локомотив или моторвагонный подвижной состав не разрешается. Поврежденный электроподвижной состав приводят в депо с опущенными токоприемниками и отключенными цепями управления.

Требования пожарного надзора к средствам пожаротушения. На каждый огнетушитель, установленный на объекте, заводят паспорт. Огнетушителю присваивают порядковый номер, который наносят краской на огнетушитель, записывают в паспорт огнетушителя и в журнал учета проверки наличия и состояния огнетушителей.

Рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним.

Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола, переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более l,0 м. Они могут устанавливаться на полу, с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии. Расстояние от двери до огнетушителя должно быть достаточным для того, чтобы не мешать ее полному открыванию.

Водные и пенные огнетушители, установленные вне помещений или в неотапливаемом помещении и не предназначенные для эксплуатации при отрицательных температурах, должны быть сняты на холодное время года (температура воздуха ниже 1 °С). В этом случае на их месте и на пожарном щите должна быть помещена информация о месте нахождения огнетушителей в течение указанного периода и о месте нахождения ближайшего огнетушителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: