Рецензент: П.В.Королев, канд.техн.наук, доцент кафедры«Конструиро- вание и стандартизация в машиностроении» (ИрГТУ)

Теория машин и механизмов

Учебное пособие

«Кинематический анализ плоских рычажных механизмов

графоаналитическим методом»

Иркутск 2009

Теория машин и механизмов: Учебное пособие. « Кинематический анализ плоских рычажных механизмов графоаналитическим методом »/ В.И.Умнов, А.В.Шматкова, – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.

Настоящее пособие предназначается для студентов изучающих курс «Теория машин и механизмов» при выполнении практической работы и соответствующего раздела курсового проекта, а также выполняющих практическую работу по кинематическому анализу в курсах «Прикладная механика», «Техническая механика», «Механика». Приводятся примеры кинематического анализа механизмов и варианты заданий.

Рецензент: П.В.Королев, канд.техн.наук, доцент кафедры«Конструиро- вание и стандартизация в машиностроении» (ИрГТУ).

Печатается в авторской редакции

Иркутский государственный технический университет

Оглавление

1. Задачи и порядок кинематического анализа...................................................4

2. Построение плана положения..........................................................................5

3. Построение плана скоростей............................................................................7

Основные положения...................................................................................7

План скоростей и его свойства.............................................................8

Примеры построения плана скоростей................................................9

4. Построение плана ускорений.........................................................................14

Основные положения.................................................................................14

План ускорений и его свойства............................................................17

Примеры построения плана скоростей..............................................17

5. Задания на практическую работу и требования к оформлению отчета.....24

Список литературы....................................................................................33

ЗАДАЧИ И ПОРЯДОК КИНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Кинематическое исследование механизма состоит в изучении параметров движения звеньев механизма без учета действующих сил.

Кинематический анализ сводится к решению трех основных задач [1]:

1. Определение положений звеньев и построение траекторий, описываемых точками звеньев.

2. Определение линейных скоростей точек звеньев и угловых скоростей звеньев.

3. Определение ускорений точек звеньев механизма и угловых ускорений звеньев.

Результаты кинематического анализа необходимы для выполнения силового и динамического расчетов.

Кинематическое исследование рычажных механизмов графоаналити-ческим методом имеет широкое распространение в силу простоты и наглядности. Этот метод основывается на векторных уравнениях, связывающих скорости и ускорения отдельных точек звеньев механизма и теоремах о плоском и сложном движении тела, известных из курса теоретической механики.

Основными недостатками графоаналитических методов считаются меньшая точность, чем у аналитических методов и нередко большая громоздкость построений. В последнее время наибольшее развитие получили аналитические методы исследования механизмов. Но с появлением новых компьютерных графических программ, сохранив свои достоинства, графоаналитические методы начисто лишились своих недостатков. Точность графических построений стала сравнима с точностью аналитической [3].

Кинематический анализ проводится в следующей последовательности:

1. Выполняется структурный анализ и классификация механизма по Ассуру.

2. Строится план положения каждой группы Ассура в зависимости от положения ведущего звена и в соответствии с последовательностью образования ими механизма.

3. Строится план скоростей.

4. Строится план ускорений.

При графических построениях на листе приходится изображать не только звенья, но и векторы скоростей и ускорений точек. Поэтому при построении планов положений, скоростей и ускорений важно соблюдать масштабы.

Масштабным коэффициентом называется отношение действительного (истинного) значения какой-либо величины к длине отрезка в миллиметрах, который изображает данную величину на чертеже.

Масштабный коэффициент длин обозначим . Например, звено АВ длиной изображаем отрезком . Тогда масштабный коэффициент длин:

Масштабный коэффициент скоростей обозначим . Например, скорость т.А, изображаем отрезком . Тогда масштабный коэффициент скоростей:

Масштабный коэффициент ускорений обозначим . Например, ускорение т.А, изображаем отрезком . Тогда масштабный коэффициент ускорений:

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА ПОЛОЖЕНИЯ МЕХАНИЗМА

Для построения планов скоростей и ускорений необходимо иметь план положения (положений) механизма. Рассмотрим пример построения плана положения механизма (рис.1) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), у которого ведущее звено АВ составляет с осью Ох угол . Размеры механизма: .

 
 


Число подвижных звеньев механизма (рис.1) , число кинематических пар 5 класса , степень подвижности механизма:

Механизм разделяется на группы Ассура второго класса; они образованы звеньями 4,5 и 2,3.

Отмечаем на чертеже положения неподвижных элементов кинематических пар: шарнира О и направляющих (рис.2).

Длину отрезка ОА, изображающего на чертеже размер ведущего звена, принимаем равной 25 мм. Тогда масштабный коэффициент длин:

В масштабе изображаем ведущее звено в заданном угловой координатой положении .

Вычисляем длины отрезков АВ, АС, ВС, СД:

Строим положение Ассура, состоящей из звеньев 2 и 3. С центром в точке А проводим окружность радиуса ВС до пересечения с линией Оу и находим положение точки В. Проводим окружности с центром в т. А радиуса АС и с центром в т. В радиуса ВС. На их пересечении находим положение точки С.

Положение группы, состоящей из звеньев 4,5, строится аналогично положению группы, состоящей из звеньев 2,3.

 
 


ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА СКОРОСТЕЙ




double arrow
Сейчас читают про: