Построить план ускорений для кривошипно-шатунного механизма (рис.11).
Дано: размеры звеньев, угловая скорость ведущего звена
, положение ведущего звена
. Определить ускорения точек А, В, С и угловое ускорение шатуна.
План механизма вычерчен в масштабе. Для него построен план скоростей (рис.11).
![]() |
1. Выбираем произвольную точку-плюс 
2. Звено ОА совершает вращательное движение с угловой скоростью
, поэтому
и 
Направлено
параллельно ОА от т. А к т. О. От полюса ра в выбранном масштабе
отложим ускорение т. А в виде вектора
, направленного параллельно кривошипу ОА в направлении от А к О (к центру вращения).
3. Звено 2 совершает плоскопараллельное движение, поэтому для т. В, которая принадлежит звену 2, имеем:

Ускорение
известно по величине и направлению, величину
определяем с плана скоростей:

Направлено ускорение
параллельно звену АВ в направлении от т. В к т. А., ускорение
известно только по направлению, перпендикулярно АВ.
С другой стороны, т. В принадлежит ползуну – звену 3, совершаемому прямолинейное движение по направляющей х–х, откуда направление ускорения т. В известно – параллельно х–х.
Перепишем уравнение:

решаем его графически. Из конца вектора
на плане ускорений параллельно АВ в направлении от В к А откладываем вектор
, изображающий
. Из конца вектора
проводим линию перпендикулярную АВ (линию действия
). Из полюса ра проводим линию действия ускорения
, параллельно х–х. В пересечении этих линий получим т. в. По свойству плана ускорений поставим направление вектора
(т.е. от полюса). Соединив т. а и в, получим вектор
- вектор полного относительного ускорения
. Определяем ускорения:

4. Для определения ускорения шарнира С применим теорему подобия, для чего на векторе
плана ускорений следует построить треугольник
~
методом засечек, соблюдая правило обхода контура. Засечка ас определяется из пропорции:
, засечка вс – из пропорции
. В пересечении этих двух засечек, учитывая правило обхода контура, получим т. с. При соединении т. с с полюсом получим вектор
, выражающий ускорение
т. С механизма:

5. Определяем угловое ускорение звена 2:

Для выяснения направления
переносим ускорение
в точку В плана механизма. Как видно из чертежа,
создает вращение шатуна АВ вокруг т. А (центра) против часовой стрелки. Таким образом, угловое ускорение
направлено против часовой стрелки. Звено движется замедленно, т.к.
и
направлены в разные стороны.
