Можно выделить следующие педагогические идеи, на которых строится комплекс программ внеурочной деятельности образовательного объединения:
- идеи личностно-ориентированного подхода – развития целостной личности ребенка, признания приоритета развивающейся личности перед всеми другими задачами;
- идеи личностно-детерминированного подхода – свободы выбора ребенка, основанной на личностной мотивированности, потребности в образовательных услугах;
- идеи деятельностного подхода – построение образовательного процесса от действия к знанию;
- идеи непрерывного образования – построение образовательного процесса, предполагающего возможность образования ребенка в двух направлениях: по вертикали как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение ее жизни и по горизонтали как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов на любом отрезке человеческой жизни;
- идеи интегративно-вариативного подхода – построение образовательного процесса на основе взаимодействия и взаимопроникновения направлений, целей, функций, результатов образования детей.
|
|
Специфика внеурочной деятельности требует многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. Процесс внеурочной деятельности будет протекать более эффективно, если обеспечить органическое сочетание видов деятельности, функций, факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязь образовательных областей, то есть обеспечить комплексный, интегративный подходы в определении содержания деятельности. Используя эти подходы, можно создать комплексные программы, дающие, например, возможность в рамках образовательной деятельности вести оздоровление или социальную защиту ребенка, включать родителей в образовательный процесс и, соответственно, получать комплексный результат деятельности.
Кроме того, интегративный подход может обеспечиваться через вариативность деятельности. Многообразие вариантов программ особенно важно для ребенка в условиях свободы выбора. Он добивается максимального успеха при обнаружении его собственных моделей учения. Может иметь место разработка различных вариантов внутри программы, дифференциация по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей. В арсенале методов, средств, технологий педагога должен быть набор вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов: он ответственен за то, чтобы в той модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Это позволит ребенку получить необходимый социальный опыт, знания, обеспечить развитие познавательной мотивации, способностей, поможет ему в осознании собственных возможностей, профессиональном самоопределения, приобщении его к общечеловеческим ценностям.
|
|
Для разработки и реализации программ внеурочной деятельности важно ориентироваться на систему принципов гуманистического воспитания (Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, Н.С. Дежникова, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон и др.), включающую:
1) Принцип деятельности – каждый ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании, доводя до уровня убеждения и социального поступка, и в ходе образовательного процесса усваивает и реализует нормы самовоспитания.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у детей и подростков не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе сохранения целостности системы.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.[45]