Порядок сношений государственных органов и межгосударственных организаций, должностных лиц и граждан с учреждениями и должностными лицами иностранных государств

Министерство иностранных дел РФ согласно Положению о нем, Федеральному закону РФ «О международных договорах РФ», является федеральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющем государственное управление и координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц, организаций, учреждений РФ, международных связей субъектов РФ по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Учитывая, что сложившаяся практика сношений имеет самые разные формы и связи (политические, экономические, торговые, таможенные, социальные и др.), необходимо отметить, что министерство экономического развития и торговли РФ (согласно Положению о нем) является координирующим, регулирующим и контролирующим органом федеральной исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности с иностранными государствами. Тем не менее, Минэкономразвития и торговли РФ, как и другие федеральные органы, органы субъектов РФ, согласовывают все свои действия с Министерством иностранных дел, которое в своем составе за рубежом имеет торгово-экономические отделы посольств (например, согласовывает с МИД РФ своих представителей в постоянные представительства РФ при международных организациях; представительства в иностранных государствах по вопросам туризма и др.). Помимо торгово-экономических отделов1, посольства в отдельных странах могут иметь: аппарат торговых советников, военные, военно-морские, военно-воздушные атташе, торговых представителей и др. Все они являются членами Дипломатических представительств. Данное Положение определяет правовой статус МИД РФ и вносит определенный порядок сношений с иностранными государствами и международными организациями. Порядок сношений, при координирующей роли МИД РФ и согласованных действий государственных органов исполнительной власти, должностных лиц и граждан в международной деятельности, способствует соблюдению принципа единства внешней политики и выполнению международных обязательств РФ. В соответствии с Положением «О Посольстве РФ», одной из задач посольства является выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ, МИД РФ, а так же согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, направляются посольству только через МИД РФ 2 (ст.6). Посольство обеспечивает развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, социально-культурной деятельности, представляющих взаимный интерес с органами власти, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, СМИ, представителями дипкорпуса страны пребывания.

Таким образом, МИД России является головным органом в области сношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств РФ.

Направление представителей на работу в дипломатические представительства, международные организации и открытие за рубежом представительств упомянутых органов и учреждений допускается, если это обусловлено государственными интересами; функциями, связанными с деятельность за рубежом или включение в состав диппредставительств специалистов по отдельным вопросам; высоким уровнем двустороннего (многостороннего) сотрудничества. В данных случаях решение об открытии таких представительств, увеличение штата загранаппарата МИД РФ принимает Президент РФ.

МИД России в соответствии с законодательством РФ, на основании упомянутых соглашений, заключает с представителями федеральных органов исполнительной власти и российскими государственными учреждениями трудовые договоры (контракты), устанавливающие права, должностные обязанности, порядок взаимодействия и подчиненности в диппредставительств РФ. Могут быть оговорены и другие, в т.ч. особые условия (ст.5 Указа).

Правительство РФ устанавливает порядок и условия деятельности представительств (размещения, содержания, финансирования и др.) и согласовывает их действия с МИДом России. Таки образом МИД России является головным органом в области сношений с иностранными государствами.

Следующим документом, регулирующим порядок сношений, является Постановление Правительства РФ от 14.03.97 №300 «О порядке рассмотрения обращений МИД РФ и входящих в его систему дипломатических представительств по вопросам международного сотрудничества»

В частности, федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, информируют и согласовывают, в установленном порядке с МИД РФ об осуществляемых международных связях и международной деятельности, консультациях и переговорах, официальных поездках, подписанных документах и договоренностях, предложениях, затрагивающих интересы России. Представители МИД РФ включаются в состав межведомственных комиссий. Администрации Президента РФ и аппарату Правительства РФ предусматриваются не принимать предложения, если они не согласованы с МИД России.

Как было сказано выше, в соответствии с российским законодательством, проекты соглашений с субъектами и административно-территориальными образованьями иностранных государств (включая проекты соглашений об открытии своих представительств на территории РФ) так же подлежат согласованию с МИД РФ.

Дипломатические представительства РФ уведомляются об официальных делегациях только через МИД РФ, руководители представительств, делегаций и групп специалистов обязаны в установленном порядке согласовывать свою деятельность с послом.

Официальная информация обнародуется пресс-секретарями Президента РФ и Председателя Правительства РФ, Департаментом информации и печати МИД РФ или уполномоченными Министра иностранных дел РФ.

Предложения о приглашении в РФ иностранных делегаций на высшем и высоком уровне (главы государств и правительств, высшие должностные лица международных организаций) представляются Президенту РФ и в Правительство РФ по согласованию с МИД РФ. С официальными заявлениями и инициативами могут выступать только Президент РФ, Председатель правительства и Министр иностранных дел РФ.

Приглашения органов исполнительной власти и членов правительств иностранных государств, других должностных лиц осуществляется по предварительному согласованию с МИД РФ.

На поступившие приглашения МИД РФ готовит проекты ответов на поступившие официальные послания от глав и правительств иностранных государств и высших должностных лиц международных организаций (копии посланий направляются в МИД РФ).

Проекты посланий Президента РФ и Председателя Правительства РФ в адрес государственных и политических деятелей, организации иностранных государств, международных организаций представляются по согласованию с МИД РФ (если не установлен иной порядок).

Таков общий порядок сношений государственных и негосударственных органов и должностных лиц РФ.

Федеральный закон РФ от 4.01.98 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»1определяет право субъектов РФ (ст.1) в пределах полномочий на осуществление связей с субъектами и административно-территориальными образованьями иностранных государств.

Субъекты РФ имеют право на ведение переговоров, заключать соглашения международных и внешнеэкономических связей (в пределах своих полномочий и отвечать требованиям законодательства РФ); заблаговременно уведомляют федеральные органы исполнительной власти. Проекты соглашений не позднее месяца до подписания, представляются на согласование в МИД РФ, а при необходимости и в другой федеральный орган. МИД РФ не позднее 20 дней информирует субъект РФ о результатах рассмотрения соглашения. Данное соглашение подлежит опубликованию в печати и не является договором международного значения (ст.7 Закона). Закон наделяет правом (ст.10) по согласованию с МИД РФ открывать свои представительства за рубежом, а так же на своей территории представительства субъектов и административно-территориальных образований иностранных государств на основе соглашений.

Представительства субъектов РФ за рубежом и представительства субъектов иностранных государств не обладают статусом дипломатических представительств, следовательно, они не обладают привилегиями и иммунитетом и на них не могут быть возложены дипломатические и консульские функции. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ возлагается на федеральные органы исполнительной власти (ст.11 Закона).

Подобные соглашения и договора заключены со всеми субъектами РФ. Кроме того, субъекты РФ на основе устава и законодательства РФ приняли ряд постановлений по вопросам международных и внешнеэкономических связей, учредили органы государственного управления субъектов РФ. Примером может служить Постановление Губернатора Саратовской области от 30.06.2000 №280 «Вопросы министерства международных отношений и внешнеэкономических связей Саратовской области». Постановление на основе Устава (основного закона) Саратовской области: - утверждает положение, структуру и штатную численность, состав коллегии министерства; - определяет задачи, функции, права, организационную деятельность, ответственность министерства.

Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющем управление в сфере международных отношений и внешнеэкономических связей субъекта РФ.В соответствии с Федеральным законом РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» на Министерство юстиции РФ возлагается обязанность регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с субъектами РФ и ведение реестра этих соглашений. Порядок сношений таким образом определяется законодательством РФ, международными конвенциями, договорами и соглашениями, а так же нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов РФ в соответствии с Российским законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: