Подготовительный этап

Цель: Знакомство с этапами логопедического воздействия при дислалии, задачами, содержанием и приемами логопедической работы на подготовительном этапе.

План:

1. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Этапы логопедического воздействия.

2. Подготовительный этап. Задачи, содержание и приемы логопедической работы:

- формирование точных движений органов артикуляции;

-формирование направленной воздушной струи;

-развитие фонематических процессов;

- развитие мелкой моторики;

-отработка опорных звуков.

Контрольные вопросы:

1. На функционировании каких анализаторных систем ба­зируется коррекция звуков по подражанию?

2. Сформулируйте цели основных этапов логопедической ра­боты по преодолению недостатков звукопроизношения у детей.

3. Раскройте содержание подготовительного этапа коррекционной ра­боты над произношением.

4. Определите роль развития фонематических процессов на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизно­шения у детей.

5. Раскройте роль артикуляционных упражнений на подго­товительном этапе логопедической работы над произношением.

Практические задания:

Подберите артикуляционные комплексы упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Заполните таблицу №3.

Таблица 3

Артикуляционные упражнения для активизации движений

губ, языка, мягкого неба и движений нижней челюсти

органы артикуляционного аппарата упражнения
губы  
язык  
мягкое небо  
нижняя челюсть  

2. Выполните артикуляционные упражнения, опираясь на зрительный контроль. Определите, какие органы артикуляционного аппарата задействованы при выполнении определенных упражнений.

3. Подберите упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста (не менее 5 упражнений). Законспектируйте в тетрадь.

4. Подберите упражнения на развитие дыхания и мелкой моторики пальцев рук. Законспектируйте в тетрадь.

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Целью логопедических занятий при дислалии является исправление неправильного звукопроизношения и формирование навыков правильного употребления звуков речи.

Логопедическое воздействие при дислалии строится поэтапно. Методика включает в себя систему артикуляционной гимнастики, речевых упражнений, цель которых постановка, автоматизация и дифференциация звуков, и систему упражнений на развитие фонематического восприятия.

Логопед не может сразу приступить к постановке звуков речи. Сначала ребенок дожжен научиться правильно их узнавать и различать. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. В связи с этим условно в работе с ребенком, имеющим дислалию, выделяют 3 этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков (см. табл. 4).

Таблица 4

Цели и содержание этапов работы по преодолению дислалии

Этапы Цель Содержание
Подготовительный
  Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звуков 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Постановка звука Добиться правильного произношения изолированного звука Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом
Автоматизация звука Добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка
Дифференциация звуков Заучить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
  Сформировать навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения Закрепление правильного произнесения звука в процессе индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий в различных формах и видах речи

Отвечая на вопросы плана, сформулируйте цели и задачи подготовительного этапа работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

Раскрывая содержание подготовительного этапа работы над произношением, научитесь выполнять перед зеркалом основной комплекс упраж­нений артикуляционной гимнастики:

Упражнение 1. Верхние и нижние зубы сомкнуть, губы ра­стянуть в улыбке, удерживать под счет до 5. («Заборчик»).

Упражнение 2. Исходное положение — упражнение 1. Опустить нижнюю губу, удерживать под счет до 5 («Зайка»).

Упражнение 3. Исходное положение — упражнение 1. Поднять верхнюю губу, удерживать под счет до 5 («Поросенок»).

Упражнение 4. Исходное положение — упражнение 1. Губы вытянуть вперед, удерживать под счет до 5 («Дудочка»).

Упражнение 5. Чередовать движения «заборчик» - «дудочка» сначала медленно (в счете до 5 на каждое движение), затем быстро, под счет 1-2 смена каждого движения.

Упражнение 6. Исходное положение — упражнение 1. Открыть рот на ширину 2-х пальцев, удержать под счет до 5-ти («Двери»).

Упражнение 7. Чередовать движения «заборчик» - «двери» - «заборчик» под счет до 5-ти на каждое движение.

Упражнение 8. Рот открыть, круговая мышца рта не напря­жена. Язык спокойно лежит в ротовой полости («Колесико»).

Упражнение 9. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе («Блинчик»).

Упражнение 10. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения у основания зубов, влево – вправо («Почистить зубы»).

Упражнение 11. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, удерживать под счет до 5-ти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать у альвеол до 5-ти. Чередовать движения 4-5 раз.

Упражнение 12. Рот широко открыть, язык высунуть. Кон­чик языка и его боковые края поднять («Чашечка»).

Параллельно с коррекционной работой по развитию артику­ляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способству­ющие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию пра­вильных фонематических представлений. Наряду с артикуля­ционными характеристиками звука уточняются его акустичес­кие признаки (длительность звучания, высота, наличие вибра­ции и т.п.).

На этапе дифференциации звуков используют разнообраз­ные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).

1. Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2. Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

— фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

— фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

— фонематические представления.

3. Прием связи звука и буквы.

Ознакомьтесь с некоторыми особенностями методики логопедической работы при разных по своей причинной обусловлен­ности формах дислалии, выделенных Л.Г. Парамоновой (1997).

При сенсорной функциональной дислалии такие особенно­сти заключаются в следующем:

1) преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков);

2) акцентирование внимания на работе по формированию у детей фонематических процессов;

3) целенаправленная работа над устранением или предупреждением буквенных замен на письме;

4) обязательный этап дифференциации при наличии в речи ребенка смешиваемых звуков.

Преодоление моторной функциональной дислалии имеет также свои особенности.

В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляционной моторики ребенка, выработке у него достаточно четких и скоординированных артикуляционных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное произношение звука [ш] от межзубного).

При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимо­сти от преобладающей симптоматики в разных вариантах ком­бинируют приемы работы, применяемые для преодоления мо­торной и сенсорной функциональных дислалии.

При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимо­сти от преобладающей симптоматики в разных вариантах ком­бинируют приемы работы, применяемые для преодоления мо­торной и сенсорной функциональных дислалии.

Основная особенность преодоления механической дислалии заклю­чается в том, что при этом в большинстве случаев не уда­ется ограни­читься только логопедической помощью, а необхо­димо комплексное медико-педагогическое воздействие. Даже полное устранение анато­мического дефекта обычно не приво­дит к нормализации звукопроиз­ношения. Это объясняется тем, что, помимо аномалий в строении ар­тикуляторного аппарата, нарушение произношения звуков при меха­нической дислалии обусловливается еще и вторичными функцио­нальными нару­шениями движений речевых органов. Нередко именно эти на­рушения функции здорового органа и препятствуют успешно­му проведению ортодонтического лечения. По этой причине ло­гопедиче­ская работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции на­рушенного звукопро­изношения, но и для устойчивого исправ­ления самого анатомического дефекта.

Последовательность применения методов медицинского и логопе­дического воздействия предполагает возможность их варьирования. С точки зрения коррекции звукопроизношения было бы целесообраз­нее сначала устранить анатомический де­фект, однако это оказывается не всегда возможным. В ряде случаев логопедическая работа прово­дится параллельно с ортодонтическим и/или хирургическим лече­нием.

Литература:

1. Буденная Т. Б. Логопедическая гимнастика. СПб, 2003г.

2. Ковшиков В А.Исправление нарушений различения зву­ков. Методы и дидактические материалы. — СПб., 1995.

3. Леонова М. А. Крапивина Л. М. Послушный ветерок: развитие целенаправленного выдоха. М., 1999г.

4. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки.-М.,1996.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Волосовец Т. В- М., 2000.

6. Узорова О. В, Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М, 2003г.

7. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. Р/Д, 2002.

8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997.

9. Репина З. А,. Буйко В.И. Уроки логопедии.-Екатеринбург,1999.

10. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии М.,1989.

11. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: