Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Практическое занятие №9




Тема: Недостатки произношения звуков: [р], [р']

(ротацизм и параротацизм) и методы их исправления.

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы сонорных звуков [р], [р'] и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [р], [р'].

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [р], [р'] : подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация.

Контрольные вопросы:

1) Объясните, к артикуляции каких звуков близка арти­куляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?

2) В каком возрасте при нормальном речевом развитии по­является у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?

3) Назовите фонетические и фонетико-фонематические де­фекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.

4) Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма и параротцизма.

5) Опишите приемы, которыми можно добиться правильно­го произношения звука [р].. Как поставить звук [р] с механической помощью? Каки­ми зондами и другими приспособлениями при этом можно пользоваться?

6) Назовите специфические особенности логопедической работы при коррекции различных видов ротацизмов и параротацизмов.

Практические задания:

1. Дайте характеристику звуков [р], [р']по следующей схеме:

по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости

по участию в артикуляции мягкого нёба

по работе голосовых складок

по способу образования

по месту образования

по степени напряжения средней части языка

2. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [р], [р'], охарактеризуйте их различия.

3. На основании изученной литературы, заполните таблицы №№6,7.

Таблица 6

Виды ротацизма Положение органов артикуляции
   

Таблица 7

Виды параротацизма Положение органов артикуляции
   

4. Из книги В. И. Селиверстова "Речевые игры с детьми". - М. , 1989, подберите игры для автоматизации звука [р].

5. Подберите речевой материал для дифференциации звуков [р] ; [л].

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Готовясь к ответу по первому пункту плана, научитесь опи­сывать правильный уклад органов артикуляции звука [р] и его мягкой пары [р']. Для ответа воспользуйтесь рекомендованными пособиями (см. п.п. 2;3 списка литературы).

При описании недостатков произношения звуков [р] и [р'] (второй пункт плана) обратите внимание на то, что поскольку данные звуки наиболее сложны по образованию и требуют уча­стия в артикуляции всех мышц языка, то их нарушения бывают многообразными, выделяют до 28 вариантов ротацизма.




Разновидности ротацизма:

1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде:

- горлового дрожащего звука (велярный, увулярный ротацизм);

- двугубного звука («кучерское» произношение, английское «w»);

- бокового произношения (одностороннее, двустороннее);

- носового звука типа английс­кого или немецкого «ng» (носовой ротацизм);

-одноударного [р], напоминающего английский (альвео­лярный) «d»;

- возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Приемы постановки звука [р] подробно описаны в кн. М.Ф.Фомичевой (см. п.5 списка литературы).

Литература:

  1. Лопухина С.Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. - М., 1995.
  2. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.
  3. . Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
  4. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.
  5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.




Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 922; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9602 - | 7297 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Решите практическое задание
  2. II. Основная часть. 1. Практическое употребление предлогов С - СО
  3. II. Основная часть. 1. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного падежа
  4. Введение. Д51 Экономическая теория : практическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов неэкономических специальностей факультета безотрывного обучения
  5. Введение. Настоящее практическое пособие предназначено для использования на практических занятиях, а также для индивидуальной работы студентов по курсу «Налоги и
  6. Введение. Практическое пособие
  7. Введение. Учебно-практическое пособие «Информационное описание технологических процессов» (Модуль 1) является важнейшей составной частью многомодульного курса «Системы
  8. Введение. Учебно-практическое пособие «Основы систем управления технологическими процессами» (Модуль 2) является важнейшей составной частью многомодульного курса
  9. Вид занятия: практическое
  10. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
  11. Глава XXV. Основные направления в науке уголовного права. права мы должны создать уголовное право практическое
  12. ЗАНЯТИЕ 23. Тема:Практическое употребление существительных в фор­ме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей


 

3.208.22.127 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.