Практическое занятие №9

Тема: Недостатки произношения звуков: [р], [р']

(ротацизм и параротацизм) и методы их исправления.

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы сонорных звуков [р], [р'] и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [р], [р'].

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [р], [р']: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация.

Контрольные вопросы:

1) Объясните, к артикуляции каких звуков близка арти­куляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?

2) В каком возрасте при нормальном речевом развитии по­является у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?

3) Назовите фонетические и фонетико-фонематические де­фекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.

4) Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма и параротцизма.

5) Опишите приемы, которыми можно добиться правильно­го произношения звука [р].. Как поставить звук [р] с механической помощью? Каки­ми зондами и другими приспособлениями при этом можно пользоваться?

6) Назовите специфические особенности логопедической работы при коррекции различных видов ротацизмов и параротацизмов.

Практические задания:

1. Дайте характеристику звуков [р], [р'] по следующей схеме:

по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости

по участию в артикуляции мягкого нёба

по работе голосовых складок

по способу образования

по месту образования

по степени напряжения средней части языка

2. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [р], [р'], охарактеризуйте их различия.

3. На основании изученной литературы, заполните таблицы №№6,7.

Таблица 6

Виды ротацизма Положение органов артикуляции
   

Таблица 7

Виды параротацизма Положение органов артикуляции
   

4. Из книги В. И. Селиверстова "Речевые игры с детьми". - М., 1989, подберите игры для автоматизации звука [р].

5. Подберите речевой материал для дифференциации звуков [р]; [л].

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Готовясь к ответу по первому пункту плана, научитесь опи­сывать правильный уклад органов артикуляции звука [р] и его мягкой пары [р']. Для ответа воспользуйтесь рекомендованными пособиями (см. п.п. 2;3 списка литературы).

При описании недостатков произношения звуков [р] и [р'] (второй пункт плана) обратите внимание на то, что поскольку данные звуки наиболее сложны по образованию и требуют уча­стия в артикуляции всех мышц языка, то их нарушения бывают многообразными, выделяют до 28 вариантов ротацизма.

Разновидности ротацизма:

1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде:

- горлового дрожащего звука (велярный, увулярный ротацизм);

- двугубного звука («кучерское» произношение, английское «w»);

- бокового произношения ( одностороннее, двустороннее );

- носового звука типа английс­кого или немецкого «ng» (носовой ротацизм);

-одноударного [р], напоминающего английский (альвео­лярный) «d»;

- возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Приемы постановки звука [р] подробно описаны в кн. М.Ф.Фомичевой (см. п.5 списка литературы).

Литература:

  1. Лопухина С.Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. - М., 1995.
  2. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.
  3. . Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
  4. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.
  5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: