Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема: Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм парасигматизм) и методы их исправления




Цель: знакомство с основными видами нарушений группы шипящих и свистя­щих звуков и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [с,с',з,з',ц,ш,ж,щ,ч].

2. Виды сигматизма и парасигматизма.

3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [с, с',з ,з' ,ц, ш, ж, щ, ч]: подготовительный, автоматизация, дифференциация.

4. Особенности логопедической работы при разных видах сигматизма и парасигматизма.

Контрольные вопросы:

1. Назовите разновидности сигматизма свистящих и шипя­щих звуков.

2. Какие виды парасигматизма свистящих и шипящих зву­ков вы знаете?

3. Дайте характеристику свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и
шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков по следующей схеме:

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

4. Охарактеризуйте основные формы неправильного произношения свистящих и шипящих звуков (отсутствие, замена, искажение, смешение), объясните разницу между ними.

5. Перечислите характерные замены свистящих и шипящих звуков.

6. Дайте определение понятий «сигматизм шипящих», «сигматизм свистящих».

7. Назовите специфические особенности логопедической работы при коррекции различных видов сигматизмов и парасигматизмов свистящих и шипящих звуков.

Практические задания:

1. Изобразите в тетради

черным карандашом профиль артикуляции звука [с],

красным карандашом исправьте его так, чтобы получился уклад [с'],

синим карандашом измените его так, чтобы получился [з'],

зеленым цветом — [з],

желтым [ц].

То же самое проделайте с профилем звука [ш], нарисованным черным карандашом. Красным цветом измените его на [ж], синим — на [щ], зеленым — на [ч].

На основании изученной литературы, заполните таблицы №№10,11.

Таблица 10

Виды сигматизма свистящих (шипящих) Положение органов артикуляции
   

Таблица 11

Виды парасигматизма свистящих (шипящих) Положение органов артикуляции
   

3. Составьте план логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.

Методические указания и дополнительный материал:

Отвечая на первый вопрос, научитесь описывать и графичес­ки изображать правильный уклад органов артикуляции при произношении свистящих и шипящих звуков. Подготовить ответ на этот вопрос вам помогут таблицы №№ 1, 2 в кн. М.Ф. Фомичевой.

При подготовке к ответу на второй вопрос плана обратите внимание на то, что недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигматизмоми являются фонетическим нарушением. Замена дан­ных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.




Выделяют следующие виды сигматизма свитстящих и шипящих звуков:

- межзубный;

- боковой (одно- и двусторонний);

- носовой.

Для шипящих звуков также характерны нижнеязычное и щечное произношение звука [ш]. Последний вид нарушения является разновидностью бокового сигматизма.

Среди парасигматизмов выделяют следующие:

- губно-зубное произношение свистящих или шипящих зву­ков;

- призубный парасигматизм;

- шипящий парасигматизм - заме­на свистящих звуков;

- свистящий парасигматизм - заме­нашипящих зву­ков свистящими.

При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскрой­те основные приемы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (см п.п. 2, 6, 7 списка литературы) .

Отвечая по плану на вопрос об автоматизации звуков, вспомните последовательность закрепления звука: изолиро­ванно → в слогах → в словах → в предложениях → в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, пере­водят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использо­ванием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).



Обратите внимание на то, что при сигматизме работа над звуком заканчивается этапом ав­томатизации — ввиду отсутствия замен или смешений иско­мого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчи­вается этапом дифференциации искомого звука со звуком-за­менителем (сначала на слух, а затем в произношении). Диффе­ренциальные признаки свистящих и шипящих звуков со зву­ками-заменителями отражает таблица 7.2.

Литература:

1. Герасимова А. С. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно 6 лет. - М., 2000.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.

3. Поваляева М. А Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. - Р/Д, 2002.

4. Резниченко Т. С,Ларина О. Д. Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.

5. Селиверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

6. Филичева Т Б и др. Основы логопедии. - М., 1989.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 2558; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9885 - | 7646 - или читать все...

Читайте также:

 

52.23.234.7 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.