Цель: знакомство с основными видами нарушений группы шипящих и свистящих звуков и методикой их исправления.
План:
1. Логопедическая характеристика фонем [с,с',з,з',ц,ш,ж,щ,ч].
2. Виды сигматизма и парасигматизма.
3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [с, с',з,з',ц, ш, ж, щ, ч]: подготовительный, автоматизация, дифференциация.
4. Особенности логопедической работы при разных видах сигматизма и парасигматизма.
Контрольные вопросы:
1. Назовите разновидности сигматизма свистящих и шипящих звуков.
2. Какие виды парасигматизма свистящих и шипящих звуков вы знаете?
3. Дайте характеристику свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и
шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков по следующей схеме:
место образования
способ образования
твердость / мягкость
звонкость / глухость
4. Охарактеризуйте основные формы неправильного произношения свистящих и шипящих звуков (отсутствие, замена, искажение, смешение), объясните разницу между ними.
5. Перечислите характерные замены свистящих и шипящих звуков.
|
|
6. Дайте определение понятий «сигматизм шипящих», «сигматизм свистящих».
7. Назовите специфические особенности логопедической работы при коррекции различных видов сигматизмов и парасигматизмов свистящих и шипящих звуков.
Практические задания:
1. Изобразите в тетради
• черным карандашом профиль артикуляции звука [с],
• красным карандашом исправьте его так, чтобы получился уклад [с'],
• синим карандашом измените его так, чтобы получился [з'],
• зеленым цветом — [з],
• желтым — [ц].
То же самое проделайте с профилем звука [ш], нарисованным черным карандашом. Красным цветом измените его на [ж], синим — на [щ], зеленым — на [ч].
На основании изученной литературы, заполните таблицы №№10,11.
Таблица 10
Виды сигматизма свистящих (шипящих) | Положение органов артикуляции |
Таблица 11
Виды парасигматизма свистящих (шипящих) | Положение органов артикуляции |
3. Составьте план логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.
Методические указания и дополнительный материал:
Отвечая на первый вопрос, научитесь описывать и графически изображать правильный уклад органов артикуляции при произношении свистящих и шипящих звуков. Подготовить ответ на этот вопрос вам помогут таблицы №№ 1, 2 в кн. М.Ф. Фомичевой.
При подготовке к ответу на второй вопрос плана обратите внимание на то, что недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом и являются фонетическим нарушением. Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.
|
|
Выделяют следующие виды сигматизма свитстящих и шипящих звуков:
- межзубный;
- боковой ( одно- и двусторонний);
- носовой.
Для шипящих звуков также характерны нижнеязычное и щечное произношение звука [ш]. Последний вид нарушения является разновидностью бокового сигматизма.
Среди парасигматизмов выделяют следующие:
- губно-зубное произношение свистящих или шипящих звуков;
- призубный парасигматизм;
- шипящий парасигматизм - замена свистящих звуков;
- свистящий парасигматизм - заменашипящих звуков свистящими.
При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскройте основные приемы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (см п.п. 2, 6, 7 списка литературы).
Отвечая по плану на вопрос об автоматизации звуков, вспомните последовательность закрепления звука: изолированно → в слогах → в словах → в предложениях → в коротких текстах.
Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.
Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).
Обратите внимание на то, что при сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении). Дифференциальные признаки свистящих и шипящих звуков со звуками-заменителями отражает таблица 7.2.
Литература:
1. Герасимова А. С. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно 6 лет. - М., 2000.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.
3. Поваляева М. А Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. - Р/Д, 2002.
4. Резниченко Т. С,Ларина О. Д. Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.
5. Селиверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
6. Филичева Т Б и др. Основы логопедии. - М., 1989.
7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.