Тема: Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм парасигматизм) и методы их исправления

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы шипящих и свистя­щих звуков и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [с,с',з,з',ц,ш,ж,щ,ч].

2. Виды сигматизма и парасигматизма.

3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [с, с',з,з',ц, ш, ж, щ, ч]: подготовительный, автоматизация, дифференциация.

4. Особенности логопедической работы при разных видах сигматизма и парасигматизма.

Контрольные вопросы:

1. Назовите разновидности сигматизма свистящих и шипя­щих звуков.

2. Какие виды парасигматизма свистящих и шипящих зву­ков вы знаете?

3. Дайте характеристику свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]) и
шипящих ([ш], [ж], [ щ], [ч]) звуков по следующей схеме:

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

4. Охарактеризуйте основные формы неправильного произношения свистящих и шипящих звуков (отсутствие, замена, искажение, смешение), объясните разницу между ними.

5. Перечислите характерные замены свистящих и шипящих звуков.

6. Дайте определение понятий «сигматизм шипящих», «сигматизм свистящих».

7. Назовите специфические особенности логопедической работы при коррекции различных видов сигматизмов и парасигматизмов свистящих и шипящих звуков.

Практические задания:

1. Изобразите в тетради

черным карандашом профиль артикуляции звука [с],

красным карандашом исправьте его так, чтобы получился уклад [с'],

синим карандашом измените его так, чтобы получился [з'],

зеленым цветом — [з],

желтым[ц].

То же самое проделайте с профилем звука [ш], нарисованным черным карандашом. Красным цветом измените его на [ж], синим — на [щ], зеленым — на [ч].

На основании изученной литературы, заполните таблицы №№10,11.

Таблица 10

Виды сигматизма свистящих (шипящих) Положение органов артикуляции
   

Таблица 11

Виды парасигматизма свистящих (шипящих) Положение органов артикуляции
   

3. Составьте план логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.

Методические указания и дополнительный материал:

Отвечая на первый вопрос, научитесь описывать и графичес­ки изображать правильный уклад органов артикуляции при произношении свистящих и шипящих звуков. Подготовить ответ на этот вопрос вам помогут таблицы №№ 1, 2 в кн. М.Ф. Фомичевой.

При подготовке к ответу на второй вопрос плана обратите внимание на то, что недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом и являются фонетическим нарушением. Замена дан­ных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Выделяют следующие виды сигматизма свитстящих и шипящих звуков:

- межзубный;

- боковой ( одно- и двусторонний);

- носовой.

Для шипящих звуков также характерны нижнеязычное и щечное произношение звука [ш]. Последний вид нарушения является разновидностью бокового сигматизма.

Среди парасигматизмов выделяют следующие:

- губно-зубное произношение свистящих или шипящих зву­ков;

- призубный парасигматизм;

- шипящий парасигматизм - заме­на свистящих звуков;

- свистящий парасигматизм - заме­нашипящих зву­ков свистящими.

При ответе на вопрос о методике постановки звуков раскрой­те основные приемы, используемые при постановке шипящих и свистящих звуков (см п.п. 2, 6, 7 списка литературы).

Отвечая по плану на вопрос об автоматизации звуков, вспомните последовательность закрепления звука: изолиро­ванно → в слогах → в словах → в предложениях → в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, пере­водят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использо­ванием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Обратите внимание на то, что при сигматизме работа над звуком заканчивается этапом ав­томатизации — ввиду отсутствия замен или смешений иско­мого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчи­вается этапом дифференциации искомого звука со звуком-за­менителем (сначала на слух, а затем в произношении). Диффе­ренциальные признаки свистящих и шипящих звуков со зву­ками-заменителями отражает таблица 7.2.

Литература:

1. Герасимова А. С. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно 6 лет. - М., 2000.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.

3. Поваляева М. А Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. - Р/Д, 2002.

4. Резниченко Т. С,Ларина О. Д. Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.

5. Селиверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

6. Филичева Т Б и др. Основы логопедии. - М., 1989.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: