Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Практическое занятие №10




Тема: Недостатки произношения звуков: [л], л']

(ламбдацизм и параламбдацизм) и методы их исправления.

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы сонорных звуков [л], [л'] и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [л], [л'].

2. Виды ламбдацизма и параламбдацизма.

3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [л], [л']: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация.

Контрольные вопросы:

1. Опишите механизм образования звуков [л], [л'].Объясни­те, почему звук [л] смычно-проходной.

2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек­ты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.

3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.

4. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л'].

5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков [л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, ды­хания и голоса?

6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] необходима проверка состояния фонематического слуха?

7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекционной работы при раличных видах ламбдацизма.

8. Какими приемами постановки звука [л] вы воспользуе­тесь при двугубном, носовом, боковом ламбдацизме, при параламбдацизме и при отсутствии звука [л] в речи ребенка?

9. На какие анализаторные системы опирается логопед в процессе работы по дифференциации звуков [л]

Практические задания:

1. Дайте характеристику звуков [л], [л']по следующей схеме:

по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости

по участию в артикуляции мягкого нёба

по работе голосовых складок

по способу образования

по месту образования

по степени напряжения средней части языка

2. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [л], [л'], охарактеризуйте их различия.

3. На основании изученной литературы, заполните таблицы №№8,9.

Таблица 8

Виды ламдацизма Положение органов артикуляции
   

Таблица 9

Виды параламбдацизма Положение органов артикуляции
   

3. Из книги В. И. Селиверстова "Речевые игры с детьми". - М. , 1989, подберите игры для автоматизации звука [л].

4. Подберите упражнения на дифференциацию звуков [л] и [в] (в изолированном варианте, в словах, фразах, в стихах, в загадках, в поговорках).

Методические указания и дополнительный материал:

Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что не­достатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом явля­ется отсутствие звука [л]и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком рус­ского языка, носят название параламбдацизм. Готовясь к ответу на этот вопрос плана, научитесь опи­сывать правильный уклад органов артикуляции звука [р] и его мягкой пары [р']. Мягкий звук [л'] отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только язык с деснами, но и зна­чительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко [л'] вообще произносится при опущенном кончике язы­ка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.




Для ответа воспользуйтесь рекомендованными пособиями (см. п.п. 2;3 списка литературы).

Отвечая на второй пункт плана, обратите внимание на то, что нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встреча­ются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуля­ции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто за­паздывает и наблюдается достаточно много вариантов его не­правильного произношения.

Наиболее распространенными видами ламбдацизма явля­ются:

отсутствие звука [л] или удлинение смежных глас­ных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»);

двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка;

— произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука типа английского или немецкого [ng];



— возможно межзубное произношение [л], когда слышит­ся акустически правильный звук, а артикуляция зву­ка изменена, кончик языка находится между резцами;

— встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Такое произношение [л]обычно сочетается с боковым произношением шипящих звуков и [р].

Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде за­мен звука [л] кратким гласным [ы], губно-зубным соглас­ным [в] или гласным [у]. При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.

Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], средне­язычным [j]. Изредка встречает­ся замена звуком [р]. Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог).

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправиль­ному произношению звука [л], могут быть следующие:

— укороченная подъязычная связка;

— слабость мышц языка;

— несформированность фонематических процессов.

Останавливаясь на методах исправления ламбдацизма, обра­тите внимание на то, что для правильного произношения зву­ка [л] надо выработать:

— подъем кончика языка вверх;

— подъем задней части спинки языка вверх;

— умение опускать боковые края языка и выдыхать воз­душную струю между боковыми краями языка и ко­ренными зубами;

— нейтральное положение губ.

Необходимые артикуляционные навыки достигаются вы­полнением комплекса подготовительных упражнений.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и от­личать правильное звучание от неправильного. Если по подражанию звук поставить не удается, то исполь­зуют специальные приемы постановки.

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивает­ся этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необ­ходимо провести полную дифференциацию этого звука и его за­менителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи

Литература:

1. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно 6 лет. - М., 2000.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.

3. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. - С-СП, 1998.

4. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. - Р/Д, 2002.

5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

6. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.- С. 131-132.

9. Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1466; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8281 - | 7239 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Решите практическое задание
  2. II. Основная часть. 1. Практическое употребление предлогов С - СО
  3. II. Основная часть. 1. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного падежа
  4. Введение. Д51 Экономическая теория : практическое пособие по выполнению контрольной работы для студентов неэкономических специальностей факультета безотрывного обучения
  5. Введение. Настоящее практическое пособие предназначено для использования на практических занятиях, а также для индивидуальной работы студентов по курсу «Налоги и
  6. Введение. Практическое пособие
  7. Введение. Учебно-практическое пособие «Информационное описание технологических процессов» (Модуль 1) является важнейшей составной частью многомодульного курса «Системы
  8. Введение. Учебно-практическое пособие «Основы систем управления технологическими процессами» (Модуль 2) является важнейшей составной частью многомодульного курса
  9. Вид занятия: практическое
  10. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
  11. Глава XXV. Основные направления в науке уголовного права. права мы должны создать уголовное право практическое
  12. ЗАНЯТИЕ 23. Тема:Практическое употребление существительных в фор­ме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей


 

18.232.171.18 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.