double arrow

Йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм) и методы их исправления

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы заднее- и среднеязычных звуков и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [i, к, х, г].

2. Нарушения произношения средне- и заднеязычных звуков.

3. Методика логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [i, к, х, г].

Контрольные вопросы:

1. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне­язычных звуков по следующей схеме:

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

2.Перечислите и охарактеризуйте виды неправильного произношенияк, г, х, j. Перечислите характерные замены звуков к, г, х, j. Сравните механизм образования звуков в норме и при различных видах каппацизма, гаммацизма, хитизма, йотацизма. Нарисуйте их профили артикуляции.

3. Опишите подготовительные игры и упражнения для формирования произношенияк, г, х, j.

Практические задания:

  1. Подберите дидактический материал для дифференциации звуков [г]- [к]; [г]- [д]; [к]- [т] в словах и предложениях.
  2. Составьте конспекты индивидуального и подгруппового логопедических занятий по постановке и автоматизации звуковк, г, х, j (один звук на выбор).

Методические указания и дополнительный материал:

Подготовку к данной теме следует начать с усвоения опре­делений недостатков произношения средне- и заднеязычных звуков. Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков [к], [к'], носит название каппацизма; [г], [г'], — гаммацизма; [х], [х'] — хитизма и [j] — йотацизма.

Нарушение произношения средне- и заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико-фонематическим дефектом.

Ответить на первый пункт плана вам помогут материалы кн. М.Ф. Фомичевой (см. п.6 списка литературы).

При ответе на второй пункт плана охарактеризуйте основ­ные виды нарушений произношения звуков [к], [г], [х], [j].

К основным видам паракаппацизма относятся замены зву­ка [к] звуками [т] и [х].

Примером истинного каппацизма является искажение зву­ка [к], в результате которого слышится характерный фаринигальный щелчок, который возникает вследствие того, что го­лосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, пос­ле чего смычка разрывается, и воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Другой разновидностью каппацизма является боковое произношение звука [к].

Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм. Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в дру­гих — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых скла­док звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звука­ми [т], [к]. При иска­жениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фарингиальный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сбли­женными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточ­но редко и проявляются в замене его звуком [л'].

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и задне­язычных звуков: [т] → [к]; [д] → [г]; [с] → [х]; [х'] → [j].

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного зву­ка длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] со­кращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Литература:

1. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.

3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: