Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм) и методы их исправления




Цель: знакомство с основными видами нарушений группы заднее- и среднеязычных звуков и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [i, к, х, г].

2. Нарушения произношения средне- и заднеязычных звуков.

3. Методика логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [i, к, х, г].

Контрольные вопросы:

1. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне­язычных звуков по следующей схеме:

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

2.Перечислите и охарактеризуйте виды неправильного произношенияк, г, х, j. Перечислите характерные замены звуков к, г, х, j. Сравните механизм образования звуков в норме и при различных видах каппацизма, гаммацизма, хитизма, йотацизма. Нарисуйте их профили артикуляции.

3. Опишите подготовительные игры и упражнения для формирования произношенияк, г, х, j.

Практические задания:

  1. Подберите дидактический материал для дифференциации звуков [г]- [к]; [г]- [д]; [к]- [т] в словах и предложениях.
  2. Составьте конспекты индивидуального и подгруппового логопедических занятий по постановке и автоматизации звуковк, г, х, j (один звук на выбор).

Методические указания и дополнительный материал:

Подготовку к данной теме следует начать с усвоения опре­делений недостатков произношения средне- и заднеязычных звуков. Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков [к], [к'], носит название каппацизма; [г], [г'], — гаммацизма; [х], [х'] — хитизма и [j] — йотацизма.

Нарушение произношения средне- и заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико-фонематическим дефектом.

Ответить на первый пункт плана вам помогут материалы кн. М.Ф. Фомичевой (см. п.6 списка литературы).

При ответе на второй пункт плана охарактеризуйте основ­ные виды нарушений произношения звуков [к], [г], [х], [j].

К основным видам паракаппацизма относятся замены зву­ка [к] звуками [т] и [х].

Примером истинного каппацизма является искажение зву­ка [к], в результате которого слышится характерный фаринигальный щелчок, который возникает вследствие того, что го­лосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, пос­ле чего смычка разрывается, и воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Другой разновидностью каппацизма является боковое произношение звука [к].

Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм . Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в дру­гих — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых скла­док звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.




Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звука­ми [т], [к]. При иска­жениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фарингиальный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сбли­женными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'],[х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточ­но редко и проявляются в замене его звуком [л'].

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и задне­язычных звуков: [т] → [к]; [д] → [г]; [с] → [х]; [х'] → [j].

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного зву­ка длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] со­кращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Литература:

1. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.

3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 6734; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8772 - | 7157 - или читать все...

Читайте также:

  1. Алгоритмы исправления ошибок в кодовых комбинациях циклического кода
  2. Выделение ошибок в MS Word. Типы ошибок, выделяемые текстовым редактором. Технология исправления ошибок с помощью средств MS Word
  3. Исправление ошибок. Excel предоставляет различные возможности исправления ошибок в ячейках таблицы:
  4. Методы исправления ошибок в учете и отчетности
  5. Навигационная характеристика наземных РЛС и их применение для контроля и исправления пути
  6. Понятие о процессуальных документах, их реквизиты. Порядок исправления недостатков
  7. Предисловие ко второму изданию. Во второе издание учебника внесены исправления и дополнения, а также добавлены пять новых лекций
  8. Принципы обнаружения и исправления ошибок в принятой кодовой комбинации циклического кода
  9. Раздел VIII. Приемы исправления нарушенных звуков речи
  10. РЕМОНТ, ИСПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДЕЛКИ ПЕЧЕЙ
  11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам (С допол­нениями и исправлениями 11.2007 г.)


 

18.206.15.215 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.