double arrow

ТЕМА 4. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Методические принципы физического воспитания

Целью физического воспитания является гармоничное развитие занимающихся, в том числе всестороннее развитие физических и психических качеств. В основу процесса физического воспитания в УГТУ-УПИ положены принципы спортивной тренировки – основные принципы любого воспитательного процесса.

Принципы спортивной тренировки – это основные положения, которых следует придерживаться преподавателям и занимающимся в ходе учебно-тренировочного процесса.

1. Принцип систематичности и последовательности воплощается в определенной регулярности занятий, рациональном чередовании нагрузок и отдыха, в преемственности и последовательности тренировочных заданий. При рациональном чередовании нагрузок и отдыха важно учитывать, что любая нагрузка имеет 4 фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Принцип систематичности предполагает непрерывность занятий во все возрастные периоды жизни.

2. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у занимающихся осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и к конкретным задачам занятий; стимулирование сознательного анализа, контроля и рационального использования сил при выполнении физических упражнений; воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования. Принцип реализуется через личную заинтересованность в результатах тренировочного процесса. Приоритетный результат в наших условиях – это здоровье, хотя для многих занимающихся приобретение силы, ловкости, выносливости, достижение победы в соревнованиях, все то, что дает удовлетворение или новый толчок к активным, творческим занятиям спортом можно назвать личной заинтересованностью.

3. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает определение меры доступного в зависимости от уровня физического и психического состояния занимающихся, выбор оптимальных методических условий, одновременное обеспечение трех подходов к занимающимся: фронтального, группового, индивидуального. Использование трех подходов предусматривает постановку одного общего тренировочного задания для всей группы спортсменов (фронтальный подход), несколько дополнительных заданий для каждой подгруппы (групповой подход) и, наконец, индивидуальных заданий для каждого спортсмена (индивидуальный подход).

4. Принцип повторности (или прочности) и прогрессирования обеспечивает постепенное повышение сложности учебно-тренировочных занятий. Необходимо соблюдать следующие методические условия: посильность тренировочных заданий с неуклонным их усложнением, преемственность в содержании тренировок и их взаимосвязь от занятия к занятию, регулярность и оптимальное чередование тренировочных нагрузок с отдыхом, прочность усвоения содержания занятий.

5. Принцип наглядности обеспечивается тем, что каждое тренировочное задание должно восприниматься возможно большим количеством органов чувств занимающихся. Используются две группы методических приемов: непосредственная наглядность (натуральный показ, прочувствование и т.д.) и опосредованная наглядность (наглядные пособия, технические средства, предметные ориентиры, образные выражения). Связь указанных двух групп методических приемов объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, единством первой и второй сигнальных систем. Наглядность в процессе спортивной тренировки является не только необходимым условием, но и исходной предпосылкой роста мастерства спортсменов.

Все перечисленные пять принципов спортивной тренировки тесно соприкасаются, взаимопроникают и иногда совпадают. Это подчеркивает их единство и неотъемлемую необходимость комплексного применения.

Средства и методы спортивной тренировки.

Учитывая цель, задачи и принципы тренировки можно выделить три группы средств спортивной тренировки: физические упражнения, средства восстановления работоспособности, нетрадиционные средства (электростимуляционные, идеомоторные упражнения, аутотренинг и др.). Главным средством являются физические упражнения, которые могут быть разделены на две группы в зависимости от цели и задачи, решаемой данным упражнением:

1) степень близости упражнения к основной соревновательной деятельности спортсменов,

2) направленность упражнения на преимущественное решение той или иной задачи спортивной тренировки.

В первой группе выделяют три разновидности упражнений: основные соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Во второй группе подразделяются упражнения, направленные на различные виды подготовки: физическую (скоростно-силовые, на гибкость, выносливость, ловкость), техническую, тактическую, волевую и эстетическую.

Большое многообразие средств спортивной тренировки и, в частности, физических упражнений, ставит перед тренером и спортсменом задачу поиска путей рационального их чередования в тренировочном процессе, с тем, чтобы добиться высоких спортивных достижений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: