Соревнования как фактор решения воспитательных задач

Спортивные соревнования являются не только ядром, сущностью спортивной деятельности, но и дополнительной формой организации учебно-тренировочного процесса.В системе спортивной подготовки выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Подготовительные и контрольные соревнования занимают ис­ключительно большое место в тренировочном процессе. Для ква­лифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменя­ющейся программой организуются обычно с интервалом в 1—2 недели. Подводящие соревнования планируются в основном во 2-й половине подготовительного и в соревновательном периодах. От­борочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще 2—3 раз в течение года.

В литературе выделяют первичные и вторичные функции соревнований. Функции того или иного явления – это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или отдельной личности.

Первичная (специфическая) функция соревнований – определение иерархии мест участников состязаний, нахождение победителей и призеров.

Вторичные (неспецифические) функции: нормативная, подготовительная, селекционная, самоутверждения, стимулирующая, зрелищная, воспитательная, информационная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, моделирования, контроля, агитационно-пропагандистская, рекреационная, экономическая и многие другие [10].

Из перечисленных функций можно выделить блок функций, которые связаны с воспитательной функцией соревнований. Это функции самоутверждения, стимулирующая, творческая, познавательная, агитационно-пропагандистская.

Соревнования как функциональное ядро вид спорта, имеет специфические особенности, через которые реализуются его воспитательные возможности.

1. Строгая регламентация деятельности участников, обслуживающего персонала. Правила соревнований призваны гарантировать сохранение сущности спорта, заключающееся в объективном сравнении человеческих возможностей.

А.А. Красников делает попытку взглянуть на соревнованиями с позиций свойств игры, выделенных Й. Хейзингой. Соревнования и игра, по его мнению, протекают обособленно от «обыденной», практической жизни в замкнутом пространстве- времени. У них четко фиксированные единицы времени – начало и конец, в пространстве – игровая зона: стадион, биллиардный стол, шахматная доска и т.д. Соревнования протекают внутри этого игрового пространства, которое может быть материальным или идеальным, но в любом случае в этом пространстве действуют определенные правила. Эти правила обязательны и нерушимы. Нарушение правил разрушает пространство соревнования, обесценивает его, поэтому внутри игрового, соревновательного пространства-времени царит особый, собственный, безусловный и непреложный порядок. Отсюда возникает эстетика игры, соревнования. Правила соревнований могут допускать обман партнера: футболист делает обманные «финты», шахматист ставит партнеру ловушки и т.д., Но эти действия входят в сценарий соревнований и не являются нечестными[3].

2.Наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантогонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата.

3.Высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальным физическим и психическим напряжением в условиях непосредственной борьбы за результат;

4. Непосредственное и опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

5. Высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата.

Н.Н.Визитей,проводя социологический анализ спорта, особо подчеркивает, что спорт - это, прежде всего соревновательность. Соревновательность универсальна, онапронизывает практически все стороны жизни человека, но наиболее ярко представлена в спорте. Спорт - пространство внешнего самоутверждения человека и возникающего в связи с этим высокой мотивации достижения. Высокая личная и общественная значимость результатов соревнований ведет к повышенной конфликтности ситуации. Напряжение и состязательность придают соревнованиям остроту, интерес, эмоциональную насыщенность и определенное этическое содержание. Спортсмен – это человек, который практически всегда поставлен в ситуацию нравственного выбора. Спортсмену требуется большая моральная сила, высокая нравственно-психологическая устойчивость. Фактически он постоянно находится в ситуации, когда его действия оказываются реально направленными или на утверждение, поддержание принципа «честного соперничества», или на отрицание этого принципа [1].

Механизмом формирования личностных качеств являются эмоциональные состояния. Эмоциональные переживания во время соревнований характеризуются большим разнообразиям, интенсивным течением и быстрым, часто внезапным переходом от одного состояния к другому, иногда совершенно противоположному.

Психические состояния человека характеризуют временную динамику психической деятельности человека. В психическом состоянии выделяют три измерения:

ü мотивационно-побудительное;

ü эмоционально-оценочное;

ü активационно-энергетическое.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью.

Целостность проявляется в том, что они характеризуют в определенный отрезок времени всю психическую деятельность, отражающую реакцию человека на воздействие факторов внешней и внутренней среды. Психические состояния обладают относительной устойчивостью, и их динамика менее выражена, чем у познавательных, волевых, эмоциональных. При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью [9].

Таблица 11 - Состояния спортсмена связанные с участием в соревнованиях

Классификация состояний Виды состояний
Предстартовые состояния Стартовая лихорадка Стартовая апатия Состояние боевой готовности Состояние самоуспокоенности.
Состояния во время соревнований Боевое воодушевление Спортивная злость Агрессивность Чувство долга и ответственности Чувство спортивной гордости и т.д. (О.А. Черникова,1976)
Послесоревновательные состояния Успех в соревновании вызывает удовлетворение достигнутым результатом,жизнерадостное состояние, бодрость,уверенность в своих силах, зазнайство, переоценку своих качеств. Неуспех в соревнованиях вызывает состояние угнетения,апатию,активное желание реабилитировать себя в глазах окружающих и своих собственных.

Психические состояния отличаются крайним многообразием. Спортивные психологи выделяют предстартовые состояния, состояния, возникающие во время тренировок и соревнований, состояния, возникающие после соревнований.

А.А. Красиков, автор учебного пособия «Основы теории спортивных соревнований», который подчеркивает, что соревнования в аспекте их влияния на моральный облик спортсмена нельзя рассматривать только как позитивный или негативный фактор. Их воспитательный эффект в решающей мере зависит как от общественно-педагогической системы, в которой функционирует спорт так и от воспитательной системы работы тренера [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: