Вопросы и задания для самопроверки. 1. Что понимается под макроэкономической нестабильностью или цикличностью развития рыночной экономики?

1. Что понимается под макроэкономической нестабильностью или цикличностью развития рыночной экономики?

2. В чем отличие тренда развития экономики от циклических колебаний?

3. Кто из экономистов-теоретиков исследовал циклические колебания?

4. Какова продолжительность и причины среднесрочных и долгосрочных циклов?

5. Что называется «длинными волнами» Кондратьева? Каковы причины их возникновения? Каково значение теории «длинных волн» Н.Д. Кондратьева?

6. Назовите фазы экономического цикла.

7. Каково состояние экономики в самой высокой точке цикла?

8. Каково состояние экономики в фазе спада?

9. Согласны ли вы с тем, что в период подъема всегда наблюдается повышение уровня цен?

10. Согласны ли вы с тем, что в период эконо­мического спада происходит уменьшение объема пособий по безработице?

11. Какую роль играет кризис в циклическом движении?

12. Что понимается под проциклическими, контрциклическими, ациклическими параметрами?

13. Что представляют собой опережающие, запаздывающие и совпадающие параметры?

14. Какой из перечисленных показателей является проциклическим (1), а какой контрциклическим (2): запасы нереализованной продукции; общий уровень цен; уровень безработицы; число банкротств предприятий.

15. Почему экономические циклы оказывают более сильное влияние на производство и занятость в отраслях, производящих товары длительного пользования, чем в отраслях, производящих товары краткосрочного пользования?

16. В какой фазе цикла и почему находится российская экономика?

17. Как вы считаете, в фазе спада государство должно повышать (понижать) налоговые ставки и увеличивать (уменьшать) государственные расходы; проводить жесткую (мягкую) денежно-кредитную политику? Обоснуйте ответ.

18. «Кейс-стади»

Необходимо ответить на ряд приведенных ниже вопросов, прочитав отрывок из статьи Билич Г.Ю. (Билич Г.Ю. Прибыль, инфляция и экономический рост // Экономические науки. – 2009. - №9. – С.69-72).

«Что нас ждет в будущем? Неужели мы приговорены жить в ожидании очередного, пусть и предвещающего инновации, кризиса? Возможно, да. Но, все же, некоторые нынешние и прошлые события дают нам надежду. А. Гринспэн, бывший глава ФРС, верно заметил, что ВВП успешно развивающихся стран неуклонно и быстро становится легче. Совсем недавно из 1 кг металла экономика создавала товар стоимостью в 50долл., а теперь – около 400 долл. Удивителен рост производительности капитала. Более того, рождается, чтобы там не говорили разочарованные инвесторы, новая экономика. Она создает практически невесомый товар, доля капитальных затрат в котором незначительна: компьютерные программы, информационные услуги, Интернет-торговля, Интернет-образование, связь. Доля таких продуктов в ВВП стран неуклонно возрастает. Новая экономика не нуждается в дорожающем сырье, ей нужен лишь производительный труд, который зависит только от уровня знаний и умений внедрять эти знания в продукт. В условиях непрерывного создания и роста инноваций нет места кризисам. Экономика, ступив на скользкий экстенсивный путь, сразу же получает инновационный рывок и оказывается на интенсивной траектории развития».

Как вы поняли, что означает выражение: «ВВП неуклонно и быстро становится легче»?

Согласны ли вы с тем, что в условиях новой экономики нет места кризисам? Обоснуйте свой ответ.

Достаточно ли в таких условиях государству с целью преодоления кризисов стимулировать появление новых отраслей, создавать благоприятные условия для развития предпринимательства, обучения и переобучения населения?

5.5 Рекомендуемая литература

1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учеб. для студентов вузов / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподготовки повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук.- 9-е изд., доп. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.: ил.. - (Университетская серия). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-94416-023-2.

2. Бугаян, И. Р. Современная макроэкономика: учеб. для студентов вузов / И. Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю. А. Корчагин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 510 с.: ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 507-509. - ISBN 978-5-222-13050-6.

3. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: для бакалавров и специалистов: учебник / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 447 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Слов.: с. 405-440. - ISBN 978-5-459-00303-1.

4. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян.- 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.: ил. - (Вопрос - ответ) - ISBN 978-5-003065-4.

5. Длинные волны: научно-технический прогресс и социальное развитие / С.Ю. Глазьев, Г.И. Микерин, П.Н. Тесля и др. Новосибирск: Наука. 1991. – 156 с.

6. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2002. - 472 с. - ISBN 5-7749-0178-5.

7. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Б. Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 464 с. - Библиогр. в конце гл. - Прил.: с. 415-458. - ISBN 978-5-238-01524-8.

8. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / под ред. С. Ф. Серегиной; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 522 с.: ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Библиогр. в конце гл. - Слов. экон. терминов: 494-521. - ISBN 978-5-9916-2115-1.

9. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2006. - 464 с. - Прил.: с. 439-462. - ISBN 5-85971-249-9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: