Активными и бесстрашными купцами, умеющими действовать в интересах князя, государства и личных обстоятельств, показывали себя еще жители в Древней Руси.
Географические, политические и военные причины не позволили славянам полно развить предпринимательскиеспособности. Это дало бы возможность вывести богатую природными ресурсами, талантливыми людьми и цветущимигородами Киевскую Русь в ряд европейских цивилизованных государств, а также избежать татаро-монгольского разорения. Особенно отчетливо проявлялись предпринимательские способности русских людей при благоприятных условиях, которые складывались в Новгородской республике, новсе же победили политические факторы. Они заключались впроцессе собирания земель под руководством более сильнойв военном и идеологическом отношении сначала Владимирской, а потом Московской Руси. Централизация плохосочетается с принципами автономности, независимости слоев, групп, личностей, которые необходимы для предпринимательства. Монголо-татарское иго пагубно повлияло на развитие российского предпринимательства, затормозив его настолетия.
До XVI в. предпринимательство проявлялось лишь ввиде сельских промыслов, таких как лесное пчеловодство,смолокурение, солеварение, рыбо- и звероловство. Затемнаметился расцвет торговли. Основными товарами былимеха, кожа, лен, конопля, смола, воск, изделия из металла.
Именно в XVI в. зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка.
С XVI в. в Московском государстве начинается расцветторгово-промышленного предпринимательства благодаряусилиям столичного купечества. Появляются династиипредпринимателей. Первой из них считается род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками.
Примером российского предпринимательства являетсяделовая жизнь монастырей. Монастырские колонии вКирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Соловецком монастырях становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности и демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Из свидетельствисториков можно узнать, что российским предпринимателям издавна были свойственны сочетание расчетливости ифантазии, напряженного труда и умения отдохнуть, стремление проявить себя, наличие глубокого самоанализа.
Успешный рост предпринимательской деятельности вДревней Руси характеризовался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купецКлимята (Клемент), живший в конце XII — начале XIII в.,сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. По поводу предпринимательского кре-__ дита на Руси было особое мнение. Считалось зазорнымбрать высокие проценты. Позднее Владимир Мономах ввелУстав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов,отмечал черты, которые могли способствовать развитиюрусского предпринимательства:
• чувство меры;
• самообладание;
• трезвость характера;
• силу воли.
Именно эти черты определяли успех предпринимательства более тысячи лет. Предпринимательская деятельностьв XVI—XVII вв. зависела от политических факторов развития постепенно возвысившегося Московского княжества.
Первый условный период развития предпринимательства вМосковском княжестве охватывает XIV—XVI вв. Основной хозяйственной единицей того времени выступали княжеские хозяйства, мелкие и крупные, а также хозяйстваудельных феодалов и вотчинников. На Руси феодалы неушли из городов в родовые замки, а имели резиденции вцентрах княжества: Москве, Твери, Можайске и Галиче.
Город и прилежащие деревни фактически принадлежаликнязю, и вся предпринимательская деятельность им контролировалась. В самом городе существовали целые слободы княжеских мастеров, огородников, садовников. На реках стояли княжеские мельницы, вокруг— леса, покосыкнязей. Известно, что больше всего земель в XIV—XV вв.было у московского князя (Иван Калита владел 50 селами,а Василий Васильевич Темный — уже 125).
Наиболее перспективным направлением торговой деятельности была торговля с Судорожем (Судаком), находившемся на побережье Черного моря. Среди населения феодальной Москвы того времени видное место занималигости — судорожане, составлявшие верхушку московскогокупечества.
В конце XVI в. вотчинное ремесло вытеснялось болеесвободным городским, что обусловило рост товарно-денежных отношений. Плотники и каменщики, ткачи и портные становились наемными. В Новгороде, Казани, Серпу- хове известны около 200 разновидностей ремесленных специальностей. Зарождаются основы будущего мануфактурного производства, увеличивается разделение труда и дажеего специализация (кафтанники, армячники, шубники).
Дробность специальностей становилась более мелкой: отдельные мастера пришивали петли, карманы, пуговицы. Вгородах появились ремесленные ряды: хомутовый, шубный, колпачный.Широкое распространение получили ярмарки. В середине XVI в. была открыта Макарьевская ярмарка, крупныеярмарки были в Холопьевом городке на Мологе, в селе Симонова монастыря Веси-Егонской.
Развитие предпринимательства в XVI в. в России было весьмапротиворечивым. Наблюдалось оживление деятельности,качественное усложнение ее форм, появились предприниматели в непосредственном смысле этого слова. Данныйпроцесс происходил не благодаря, а вопреки существующимусловиям, в очередной раз демонстрируя неистребимостьэкономической и прочей активности людей.
Таким образом, Россия в Средние века развивалась в области предпринимательства возвратно-поступательно. Этобыло связано и со стремлением успеть за цивилизованнымистранами, и с боязнью перенять их опыт; и с естественнымжеланием предприимчивых людей действовать, и с ограничением подобных действий переразвитой системой. В России были сторонники постепенного реформирования, нообъективные исторические причины и желание иметь всесразу направили Россию по другому пути.
Уже в XVI—XVII вв. Россия обладала сильно развитойторговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках вели оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, происходил интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны. Все этоспособствовало возникновению всероссийского рынка.
В годы царствования Петра I развитию предпринимательства в России был дан мощный толчок: число мануфактур увеличилось с 10 до 230. В это время возник один изсамых именитых домов — дом Демидовых, которому положил начало тульский кузнец. Сыновья и внуки основателярода построили более 40 заводов, на которых производилось около 40% всего чугуна в России. И самому Петру Iбыли присущи основные качества предпринимателя, которые он развил во время путешествий по Европе. ИменноПетр и его современники заложили основу российскоготоргово-промышленного бизнеса.
После ликвидации крепостничества и осуществленияземской реформы был отмечен резкий подъем российскогокапиталистического предпринимательства. Наиболее массовыми группами предпринимателей становятся богатыекрестьяне, ремесленники, торговцы. Уже к началу XX в.предпринимательством в России занималось примерно 5 млнчеловек, действовало более 1,5 тыс. акционерных компаний. Развитию торгового бизнеса способствовало появление биржевого дела, а становлению финансового предпринимательства — банковское дело, которые в полной меребыли представлены в России начала XX в. Петром I былисозданы благоприятные условия для реализации лучшихкачеств русского предпринимателя и работника. Он сделалставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Характерной особенностью является тотфакт, что большая часть русских предпринимателей Петровской эпохи, а также и более позднего периода вышла изкрестьян или посадских людей. Прежде всего это выдающиеся предприниматели — Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и др. Каждый из этих предпринимателей организовалогромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
Далее предпринимательство развивалось все динамичнее. Если при Петре I еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине IIликвидировалась необходимость получения ≪разрешительных указов≫ на открытие предприятия и его устройство.
Екатерина II создала самые благоприятные условия дляразвития русского предпринимательства. Она отменила всевозможные ограничения. Одновременно объявила об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли.
Реформы 1860-х и 1870-х гг. разделили историю Россиина два периода: дореформенный и пореформенный. Пореформенный период, который продлился до 1913 г., можноназвать золотым веком предпринимательства. Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Проводимые реформы создали предпосылки для быстрогороста фабричной системы, основанной на применениимашин и паровых двигателей, благодаря чему к 1880-м гг.завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Концентрация производства привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского предпринимательства в XIX в.были просто фантастическими. С 1802 по 1881 г. количество фабрик увеличилось почти в 13 раз, а численностьрабочих— более чем в 8 раз. Только за 1804—1863 гг.производительность труда возросла почти в 5 раз. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства возникли в России уже в XVII—XVIII вв.Реформа 1861 г. дала толчок и подготовила условия дляформирования и развития частного предпринимательствана основе рынка рабочей силы. Создавались акционерныеобщества, предприятия, финансово-кредитные структуры.
Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлось применение не столькоэкономических, сколько административных методов. Этопредполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткаяподчиненность предпринимательской деятельности нетолько с целью получения максимальной прибыли, но и сболее общими задачами развития экономики. За государством оставался административный надзор и всевозможная регламентация предпринимательской деятельности.
При этом опорой служили мощная финансовая система воглаве с Госбанком и мощный государственный сектор.Особо необходимо отметить такое событие этого периода, как возникновение акционерных компаний. Акционерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий аккумулировать необходимый дляведения современного хозяйства капитал. Само понятие≪акционерная компания≫, как, впрочем, и сам правовой принцип, на котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью принадлежащих ему акций), известны в России с XVIII в., в течение которого встране действовало несколько акционерных предприятий.
Впервые эта норма получила юридическое закрепление водном из указов Александра I в 1805 г. Во многих источниках указывается, что провозглашение данного принципа вРоссии произошло на полстолетие ранее, чем в Западной Европе. Но действительное начало правовому оформлениюэтой формы предпринимательской активности положил Манифест 1 января 1807 г. ≪О дарованных купечеству новыхвыгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий≫. Им устанавливалось несколько родов ≪купеческих товариществ≫,которые действовали на основе специальных договоровмежду их участниками — ≪товарищами≫. ≪Товариществополное≫ являлось объединением предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом. До 1836 г., когдабыл принят акционерный закон, действовавший вплоть до1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41открыла действия. Среди учредителей и акционеров быломного высокопоставленных чиновников и представителейаристократии, что стало следствием взаимонаправленныхтенденций. Несомненна заинтересованность названных категорий лиц в получении дополнительных и весьма значительных доходов.
Как правило, экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями. Напротив, иностранный капиталдовольно активно инвестировался и играл значительнуюроль в экономическом развитии России. Все зарубежныепредприниматели вкладывали свой капитал большей частьюв обрабатывающую промышленность, ориентируясь преждевсего на внутренний рынок Российской империи, а лишь затем на внешние рынки. Они реинвестировали значительнуючасть полученных в нашей стране прибылей. Поэтому существующее мнение об искусственном происхождении и характере частного предпринимательства, рыночных отношений в России, о решающей роли иностранного капитала вэкономическом развитии страны в дооктябрьский период, овложении зарубежных капиталов не столько в обрабатывающую, сколько в добывающую промышленность России несовсем верно. Послеоктябрьский период отмечен волюнтаристским навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночнойэкономике, адекватной современному индустриальному производству, антирыночных, натуральных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции.
Однако даже на тех этапах, когда антирыночный курс проводился наиболее активно (включая эпоху ≪военного коммунизма≫), руководству страны полностью не удалось ликвидировать рынок со всеми присущими ему атрибутами. Напротяжении рассматриваемого отрезка времени действовали, пусть в усеченном виде, такие атрибуты хозяйства, какбанковская система, денежная система, функционировал рядсовместных предприятий.
Вынужденный переход от политики ≪военного коммунизма≫ к новой экономической политике (нэп) на основеиспользования рыночных принципов хозяйствования, частично предпринимательской деятельности был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, и это главное, рассматривался как вынужденное, временное отступление от≪правильной≫ антирыночной стратегии. Государственныепредприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения,сокращались дотации, закрывалось неэффективное производство, применялось рестирование государственной промышленности — концентрация производства на лучшихпредприятиях. Тресты рассматривались как государственные промышленные предприятия, которым государствопредоставляет самостоятельность в производстве согласно утвержденному для каждого из них уставу и которыедействуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расшириловозможности активизации предпринимательской деятельности.
Таким образом, в период нэпа был предпринят ряд действий, которые способствовали оживлению частнопредпринимательской деятельности. Однако следует признать, чтобыли сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но ипринятые решения, способствующие развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно иливовсе не были реализованы, особенно в той части, за кото-__ рую отвечали местные власти. Наконец, нэп предусматривала как развитие частного бизнеса и его регулирование,так и его вытеснение. Возвращение к товарно-денежныминструментам и оживление частнопредпринимательскойдеятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами данной политики, как неприятное, вынужденное ивременное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности,частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства. С самого начала нэпа в управлении промышленностью устанавливаются принципы, трудно совместимые нетолько с предпринимательством, но даже с реальными экономическими отношениями.
Предприятия стали делиться на прибыльные и неприбыльные. К неприбыльным относились предприятия военной промышленности, железнодорожного транспорта,речного флота, совхозы, а позднее и вся тяжелая промышленность. Это были хозрасчетные предприятия, функционирующие на принципах самоокупаемости.
Вместе с тем в распоряжении государства появился новый инструмент регулирования хозяйства, в первую очередь его государственного сектора, — Государственныйбанк. И для банка, и для государственных трестов это былпериод, который отвечал сущности их взаимоотношений,основанных на экономическом регулировании и коммерческом расчете. Банк в определенной мере взял на себя восстановление и развитие государственной промышленностии делал это значительно эффективнее административныхорганов управления.
Промышленность переходила на искусственную системурегулирования, которая не могла существовать без администрирования и чиновников. Вмешательство в экономику происходило по трем направлениям: производственная программа (план), цены и сбыт. Принципы свободной торговой ипромышленной деятельности, обладания частной собственностью к началу XX в. распространились во всех европейских странах. В зависимости от восприятия этих принциповнароды более или менее активно противились попыткам огосударствления их жизни, воплощению социалистическихидей в крайних формах.
Экономическая обстановка в Советской России создавала довольно ограниченные возможностидля расширения и укрепления частной торговли. Основным препятствием на пути развития частной торговли был недостаток товаров, разруха в промышленности.
Спекуляция охватила все слои населения, в значительнойстепени и рабочих. Это объяснялось тем, что у рабочих государственных предприятий был велик удельный вес натуральной оплаты труда — до 90%. После того как произошла национализация торговли, крупная и средняя буржуазияв основном прекратили свою легальную деятельность.
Большинство предпринимателей либо эмигрировали за границу, увозя свои капиталы, либо устроились на службу всоветские учреждения, не производя, а потребляя общественный продукт, либо расходовали накопления, дожидаясь лучших времен. Наиболее многочисленными представителями частной торговли на периферии в период нэпаоказались неграмотные или полуграмотные торговцы. Этобыли в основном люди старшего поколения, преимущественно женщины. Если до Первой мировой войны в уездах преобладающим видом была лавочная торговля, торговля в закрытых помещениях (по европейской частиРоссии она составляла около 52% всего числа торговыхпредприятий, торговля с мест и возов — 32%, коробейничество— 1,4%), то в начале нэпа разъездная и палаточнаяторговля достигла 70%. Последнее место занимала лавочная торговля. Биржи в условиях нэпа более или менее успешно регулировали промышленную и торговую, частичнопредпринимательскую деятельность.
Первая нэповская биржа была открыта в 1921 г. в Саратове, затем центральная— в Москве. Биржевой оборотсначала был невелик: биржи саботировались государственными хозяйственными организациями. Биржа внедряланаиболее рациональные навыки и методы торговли, способствовала оздоровлению рынка. Гражданским кодексом впериод нэпа предусматривалось право открывать промышленные предприятия с соблюдением всех постановлений,регулирующих промышленную деятельность, право собственности на строения и движимое имущество, на промышленные предприятия. Частные предприниматели былиобязаны предоставить в государственные органы сведенияо своей работе, изменениях в составе организаций. Коммерческая тайна была ликвидирована, это делало невозможной конкуренцию.