Обеспечение высокого качества услуг способствует увеличению объема продаж, что связано с ростом масштабности производства и производительности труда. В общественном питании применяются разные формы выражения производительности. Среди них используют следующие нормы труда:
- норма выработки – количество продукции (порций, штук, кг), вырабатываемое в единицу времени (час, день);
- норма времени – количество времени, необходимое для выработки единицы продукции;
- норма обслуживания – количество потребителей, обслуживаемых одним официантом, либо количество единиц оборудования, обслуживаемых одним механиком;
- норма управляемости – количество исполнителей, находящихся в подчинении у одного руководителя.
Производительность труда зависит от внутренних и внешних факторов. Наиболее непосредственно с производительностью связаны такие элементы организации, как технология, проектирование работ и структура.
Технология в общественном питании предусматривает определенные режимы обработки продуктов, наличие соответствующего профессионального и квалификационного состава исполнителей, ограниченные сроки хранения продукции, определенный уровень сервиса и т.д.
Проектирование работ связано с установлением норм труда, его специализацией, разработкой режимов труда и отдыха, графиков выхода на работу и т.п.
Структура организации оказывает влияние на производительность через отношение численности работников производства к численности работников предприятия. Необходимо стремиться к увеличению доли производственного персонала. При этом считается рациональным подчинение структурному руководителю 8-10 исполнителей. В целом штатное расписание предприятия составляется на основе ассортимента продукции, объемов производства и выбранной структуры.
Факторами, мотивирующими производительность труда исполнителей внутри предприятия, являются:
- качество трудовой жизни;
- мотивация труда;
- продвижение по службе;
- контроль производительности и качества;
- гуманизация технологии.
Факторы внешней среды, непосредственно влияющие на производительность труда в организации: высокая стоимость энергии; жесткое правительственное регулирование; налоговая политика; рост сферы услуг; социальные факторы; покупательная способность населения; конкуренция и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В настоящем методическом пособии содержится 30 вариантов заданий. Номер нужного варианта студент определяет по двум последним цифрам шифра зачётной книжки, если они не превышают 30. В противном случае номер варианта находят вычитанием из них 30 (или числа, кратного 30). Например, если шифр студента 44, то номер варианта его контрольной работы будет 14 (44-30).
Ответы на вопросы задания должны быть чёткими, краткими и исчерпывающими. Запрещается дословное или почти дословное переписывание материала учебных пособий. Для замечаний рецензента следует оставлять поля. Запрещается писать на каждой строке тетради в клетку. Вначале пишется номер варианта, номер вопроса, его содержание, а затем с красной строки – ответ. Работа должна быть выверена и подписана. В конце работы приводится список использованных литературных источников.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант № 1
1.Понятие организации. Условия возникновения и функционирования.
2.Суть управленческой деятельности. Объект и субъект управления.
3.Уровни управления и их характеристика.
Вариант № 2
1.Внутренние переменные: цели, структура, технология, задачи, люди.
2.Взаимодействие внутренних переменных.
3.Резервы в организации и их использование.
Вариант № 3
1.Определение внешней среды.
2.Характеристика элементов внешней среды прямого и косвенного воздействия.
3.Воздействие на организацию непредвиденных обстоятельств.
Вариант № 4
1.Функции менеджеров в управленческой деятельности.
2.Понятия «менеджер» и «предприниматель».
3.Методы науки управления.
Вариант № 5
1.Понятие структуры управления. Формы разделения труда.
2.Классификация, характеристика, преимущества и недостатки разных структур управления в предприятиях общественного питания.
3.Требования, предъявляемые к организационным структурам управления.
Вариант № 6
1.Понятие и классификация функций управления.
2.Общие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, анализ.
3.Характеристика конкретных функций управления.
Вариант № 7
1.Понятие мотивации. Основные принципы мотивации.
2.Условия мотивации: потребности, вознаграждение, ожидание, справедливость.
3.Характеристика содержательных теорий мотивации.
Вариант № 8
1.Характеристика процессуальных теорий мотивации.
2.Закон результата и его применение в управлении.
3.Методы удовлетворения потребностей высших уровней.
Вариант № 9
1.Понятие коммуникации. Вертикальные и горизонтальные, вербальные, и невербальные коммуникации.
2.Элементы и этапы процесса коммуникаций.
3.Способы повышения межличностных коммуникаций.
Вариант № 10
1.Характеристика этапов коммуникационного процесса по упрощённой схеме.
2.Препятствия, возникающие на пути межличностного обмена информацией, обмена информацией в организации.
3.Причины равнодушного отношения сотрудников к своим обязанностям.
Вариант № 11
1.Понятие, классификация и характеристика управленческих решений.
2.Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
3.Этапы принятия управленческих решений и их характеристика.
Вариант № 12
1.Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
2.Проблемы, возникающие в ходе принятия управленческих решений.
3.Методы и модели принятия управленческих решений.
Вариант № 13
1.Понятия: влияние, лидерство, власть.
2.Формы власти и их характеристика.
3.Стиль руководства: определение, виды. Теория жизненного цикла руководителя.
Вариант № 14
1.Сущность управления и лидерства.
2.Системы лидерства. Их характеристики.
3.Самоменеджмент.
Вариант № 15
1.Понятие производительности. Формы выражения.
2.Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на производительность труда.
3.Управление трудовыми ресурсами и его этапы.
Вариант № 16
1.Классификация и характеристика типов производств в предприятиях общественного питания.
2.Виды спроса. Характеристика и методы изучения в предприятиях общественного питания.
3.Виды и принципы контроля в предприятиях общественного питания.
Вариант № 17
1.Тактика управления:
- способы проведения деловых бесед;
- эффективность использования времени;
- способность располагать к себе людей.
2.Этика управления: этика поведения, культура речи, логические приёмы доказывания.
3.Определение и принципы делегирования.
Вариант № 18
1.Первичные характеристики и причины вступления в неформальные группы.
2.Условия возникновения и функционирования организаций / групп /.
3.Факторы, влияющие на эффективность малых формальных групп.
Вариант № 19
1.Стратегия: определение, виды, характеристика.
2.Альтернативы в развитии организации: ограниченный рост, сокращение, рост, сочетание вариантов.
3.Факторы, влияющие на стратегический выбор организации.
Вариант № 20
1.Структура стратегического планирования.
2.Сущность интенсивного и интеграционного роста предприятия.
3.Стратегия бизнеса в рыночной экономике / 4 основные группы /.
Вариант № 21
1.Понятие операционной системы. Характеристика подсистем.
2.Этапы проектирования операционной системы и их характеристика.
3.Особенности функционирования предприятий общественного питания.
Вариант № 22
1.Типы и классификация операционных систем.
2.Обеспечение конкурентоспособности товара.
3.Стратегические решения в области производства.
Вариант № 23
1.Формирование трудовых ресурсов. Методы набора и отбора.
2.Пути повышения качества трудовой деятельности.
3.Процессы социальной адаптации работников организации.
Вариант № 24
1.Типы и причины возникновения конфликтов.
2.Последствия конфликтов.
3.Сущность методов разрешения конфликтов.
Вариант № 25
1.Понятие «деловое общение», его принципы.
2.Процессы общения и характеристика его составляющих.
3.Способы общения.
Вариант № 26
1.Требования, предъявляемые к руководителю.
2.«Искусство» телефонной беседы.
3.Формы и методы эмоционального воздействия на аудиторию.
Вариант № 27
1.Сфера действий менеджера.
2.Возможные ошибки менеджеров при приёме на работу.
3.Способы изменять человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования.
Вариант № 28
1.Природа и причины стресса.
2.Модель стресса как процесса.
3.Методы борьбы со стрессом.
Вариант № 29
1.Типичные ошибки менеджеров при проведении совещаний.
2.Что должен делать руководитель, чтобы не утонуть в бумажном море?
3.Причины дефицита времени менеджера.
Вариант № 30
1.Характеристика типа руководителя, ориентированного на развитие.
2. Логические приёмы доказывания.
3.Технологические инструменты риторики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Занятие № 1
Тема: Связующие процессы в управлении
1.Понятие коммуникации. Вертикальные и горизонтальные, вербальные и невербальные коммуникации.
2.Элементы и этапы процесса коммуникации.
3.Способы повышения межличностных коммуникаций.
4.Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика.
5.Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
6.Этапы процесса принятия управленческих решений:
а) подготовка;
б) принятие;
в) реализация.
7.Модели и методы принятия управленческих решений.
8.Проблемы моделирования.
Вопросы для самопроверки
1.Привести примеры вертикальных и горизонтальных коммуникаций организации.
2.Что включает в себя неформальная коммуникация?
3.Какие элементы и этапы процесса коммуникаций можно выделить?
4.Дать характеристику этапов коммуникационного процесса по упрощённой схеме.
5.Какие препятствия могут возникнуть на пути межличностного обмена информацией?
6.Какие виды решений принимаются менеджером?
7.Какие решения являются типичными для функций управления?
8.Какие факторы влияют на процесс принятия управленческих решений?
9.Какие различия могут быть между решениями, принимаемыми в условиях определённости, риска, неопределённости?
10.Модели принятия решений и их характеристика.
11.Методы принятия решений и их характеристика.
12.Методы прогнозирования решений.
13.Проблемы в ходе принятия решений.






