Типы конфликтных личностей

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
   
Демонстративный Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо
Ригидный Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого (даже горького) извлекает мало уроков
Сверхточный Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, причем последним кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.д.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе
Бесконфликтный Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Не обладает достаточной силой воли. Излишне стремится к компромиссу. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих
 
 

 

m n

Глава 6
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИМИДЖ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ. СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНО-ГРУППОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

6.1 Сущность и виды самопрезентации.

Психологическая характеристика имиджа сотрудника милиции

Любой психически здоровый человек заботится о впечатлении, которое он производит на окружающих. Это стремление оставить во внутреннем мире других людей свои позитивные «следы» А.В. Петровский назвал потребностью в персонализации или потребностью «быть личностью». Не случайно Д. Майерс подчеркивает: «В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем.

Хотим ли мы произвести впечатление, запугать или показаться беспомощным, мы являемся общественными созданиями, играющими перед аудиторией». Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам Д. Майерс называет самопрезентацией. Причем он включает в рамки данного определения как стремление человека наилучшим образом представить себя окружающим (внешняя аудитория), так и сохранять позитивное самовосприятие (внутренняя аудитория).

Сотрудник правоохранительных органов, как и каждый индивид стремится, чтобы формирующийся в сознании внешней и внутренней аудитории образ своего Я был максимально положительным. В знакомых ситуациях предъявление самого себя происходит практически автоматически. В незнакомых обстоятельствах это требует сознательных усилий.

Однако чрезмерная забота о самопрезентации может нарушать и даже разрушать отношения. Дело в том, что зацикленность на проблеме своего позитивного образа нередко сопровождается использованием деструктивных стратегий самопрезентаци и, прежде всего, ложной скромности, создания себе препятствий, самомониторинга и др.

Ложная скромность – демонстративное и публичное пренебрежение к себе, являющееся скрытым предрасположением в пользу своего Я и нацеленное на получение успокаивающих «поглаживаний» от окружающих.

Искусственно создаваемые себе препятствия – защита своего Я-образа путем нахождения подходящего оправдания собственным неудачам.

Самомониторинг – изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление на окружающих.

Такие стратегии, помогая человеку адаптироваться в конкретных ситуациях, вместе с тем, ведут к отказу от собственных целей, мотивов, утрате своего личностного своеобразия. Человек привыкает постоянно «подлаживаться» под других людей, становится своеобразным «социальным хамелеоном».

Эффективность самопредъявления во многом зависит от уверенности человека в себе (ассертивности), то есть спосбности индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления (Р. Ульрих).

С этим качеством личности в обратно пропорциональной зависимости находятся заболевание неврозами, сердечно-сосудистыми расстройствами и др. Не случайно проблема уверенности исследуется в различных аспектах практически во всех психологических теориях и психотерапевтических практиках.

Основная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что она стремиться в максимальной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации собственных мнений, потребностей, желаний, достижений либо не имеет смысла в системе их ценностей, либо невозможна вследствие отсутствия навыков их выражения, либо неприятна в связи с переживанием страха, чувства вины, стыда и др.

Для того, чтобы человек уверенно чувствовал себя в ситуациях социального (в том числе и профессионального) взаимодействия, он, по мнению Р.Лазаруса должен обладать следующими качествами: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; умением говорить «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; навыками установления контактов с окружающими.

Уверенность в себе формируется методами систематической работы над собой, знакомства с соответствующей литературой, наблюдения за поведением уверенных в себе людей и присвоением эффективных моделей социального взаимодействия и др. В последнее время активно развивается и находит широкое применение такой вид психопрактики, как тренинг уверенности в себе (ассертивности), проводящийся как индивидуально, так и в составе групп.

Результатом самопрзентации и работы механизмов социальной перцепции являются имидж и авторитет человека.

Имидж представляет собой эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в его сознании и сознании окружающих людей и регулирующий их поведение и взаимодействие

 

Имидж проявляется в трех пространствах бытия личности: в ее внутреннем мире, в пространстве межличностного взаимодействия и во внутреннем мире других людей. В нем отражаются харизма, интеллектуальные и эмоциональные качества человека, стиль его взаимодействия с другими людьми и «вклады» во внутренний мир окружающих в виде авторитета, репутации и др. (рис.6.1).

 
 

 

Рис.6.1. Компоненты имиджа

Имидж содержит в себе не только более или менее проверенные, объективные знания о человеке, но и догадки, легенды, гипотезы о нем. В силу этого имидж наделяет человека новыми, зачастую реально не присущими ему, характеристиками.

По своему знаку имидж может быть положительным, отрицательным или нейтральным, и вследствие этого, он способен оказывать позитивное или негативное влияние на профессиональные отношения сотрунидка правоохранительных органов с гражданами.

От результата самопрезентации личности во многом зависит ее авторитет в своем социальном окружении, то есть результат формирования имиджа

 

Авторитет является необходимым условием эффективности делового взаимодействия. Человек, не обладающий или утративший авторитет, в деловой среде обречен на неуспех.

В психологии под авторитетом (лат. –влияние, власть) понимается степень его влияния на людей, сотрудников организации, проявляющаяся в сфере отношений.

Авторитетный сотрудник милиции способен оказывать влияние на людей, которое объективируется в некоторых социально-психологических феноменах (А.В. Петровский) (рис.6.2).

 

Рис.6.2. Социально-психологические феномены, в которых проявляется авторитет сотрудника милиции (по А.В.Петровскому)

Авторитет сотрудника правоохранительных органов в среде профессионального взаимодействия является кардинальны условием эффективности его влияния на граждан, безусловного достижения целей своей деятельности

 

6.2. Психологические механизмы влияния имиджа на эффективность профессионального общения сотрудника милиции и его технологические схемы формирования

Имидж – это не только образ, складывающийся в сознании людей, но и своеобразный ярлык, приклеиваемый человеку, тесно связанный с понятием роли и по существу являщийся определенным вектором ролевого поведения человека. Он стимулирует воображение, требует от человека умения «жить на уровне имиджа», отвечать ожиданиям, и, следовательно, имеет мотивационную и мобилизующую силу (функцию).

Имидж оказывает внушающее воздействие на своего носителя и может превратиться в аутостереотип, входящий в образ Я. В силу этого он выступает мощным регулятором поведения, как окружающих людей, так и своего носителя.

Психологическими механизмами воздействия имиджа на поведение человека являются самооценка, социальное сравнение, потребность в признании, престиже и др.

 

Социально-психологическим механизмом регуляции социального поведения носителя имиджа с окружающими являются социальные ожидания людей. По отношению к человеку, имеющему определенный имидж, формируются вполне конкретные ожидания окружающих. В зависимости от того, как эти ожидания осуществляются, человек обретает определенную репутацию – положительную или отрицательную.

Обратная связь, получаемая человеком об образе, складывающимся в общественном сознании, вызывает у него те или иные эмоциональные реакции, которые, в свою очередь, вносят коррективы в его поведение.

Технологическая схема формирования имиджа представляет собой последовательность применения процедур приведения его образа в соответствие с ожиданиями конкретной аудитории.

К технологическим схемам формирования имиджа человека можно отнести приемы, условно названные нами как «Санта-Клаус», «Рояль в кустах», «Магнит», «Рэкет», «Контраст», «Последовательное приближение» и др.

Метод «Санта-Клаус» состоит в выявлении наиболее одобряемых значимыми для человека людьми качеств имиджа человека, выполняющего ту или иную социальную роль, и присвоении этих качеств. Причем такое присвоение может происходить как путем реального их формирования у себя, так и путем искусственного насыщения своего имиджа ими («пускание пыли в глаза»).

Метод «Рояль в кустах» предполагает априорное формирование у значимого окружения высокопозитивного отношения к конкретным личностным качествам и поведенческим стилям людей, выполняющих конкретные социальные роли и последующее их «обнаружение» у себя. Так, кандидату в руководители подразделения можно исподволь формировать у значимых других понимание высокой важности владения данным специалистом иностранным языком (связями в силовых структурах, опытом военной службы и др.), а затем заявить своих способностях и возможностях в данной области.

Метод «Магнит» состоит в том, чтобы демонстрировать значимому окружению тесные отношения с такими людьми, которые обладают признанным в данном социуме (в области деятельности) авторитетом. В данном случае происходит бессознательный перенос качеств авторитетных знакомых на конкретного человека. Используя этот метод многие, например, кандидаты в руководители различных уровней вовлекают в свою выборную кампанию известных политиков, ученых, деятелей культуры и искусства, спортсменов, демонстрируя «приятельские отношения» с ними.

Метод «Рэкет» предполагает безапелляционное приписывание себе деловых качеств других людей.

Метод «Контраст» основан на систематическом сравнении носителя имиджа с людьми, априорно проигрывающими ему по социально значимым качествам.

Метод последовательного приближения состоит в плановом, последовательном динамическом изменении своего имиджа от неприемлемого до максимально востребуемого в данной деятельности (сфере, социуме).

Этот метод используется в пиаровских рейтингах, предлагаемых СМИ массовой аудитории в ходе предвыборных акций. Практика показывает, что аудитория часто поддается «магии» постепенного и неуклонного роста рейтинга того или иного кандидата.

Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление о себе, не утрачивая своего лица и не теряя достоинства, развивая авторитет, дело тонкое и ему нужно учиться постоянно. Наряду с методами совершенствования способов самопрезентации, характерными для естественной социализации, разработаны специальные методы развития имиджа, ассертивности, лидерских качеств, влияния на других людей

 

6.3. Виды личностно-группового общения: публичные выступления, служебные совещания, групповое принятие решений, брифинги и др. Психологические условия эффективного осуществления общения

сотрудника милиции с различными аудиториями.

Сотрудник милиции нередко оказывается в ситуации взаимодействия не с одиночным партнером, а с групповым. Такое взаимодействие осуществляется на публичной дистанции коммуникации. Публичная дистанция - расстояние между коммуникантами, предназначенное для проведения служебных совещаний, учебных занятий, культмассовых мероприятий и др. (составляет более 4 метров).

Конкретные формы такого взаимодействия в решающей степени определяется его целью. По целевому критерию «асимметричного» общения выделяют: собрания, служебные совещания, публичные выступления, групповое обсуждение проблемы («Круглый стол»), групповое принятие решений (Мозговой штурм» и др.), групповое обсуждение отдельного случая, брифинги, конференции, семинары, групповое интервью, социально-психологические тренинги и др.

Следует оговориться, что перечисленные формы взаимодействия отличаются различной степенью асимметрии: в одних из них деловой человек проявляется как руководитель, в других он практически «растворяется» аудитории. И, тем не менее, его активность, социальный статус, характер взаимодействия с участниками мероприятия выделяют его из аудитории.

В зависимости от цели асимметричного взаимодействия выделяют: инструктивное выступление, эффективное выступление и случайное выступление (Тильман Ф, Робер М.-А.,1988).

Инструктивное выступление имеет целью обучение, обогащение аудитории знаниями. Такое выступление адресуется аудитории в целом и носит преимущественно безличностный характер.

Эффективное выступление – форма взаимодействия индивида с аудиторией, нацеленная на то, чтобы убедить ее, доказать, конкретизировать данные. Здесь речь должна идти не о знании вопроса, а о потребностях аудитории.

Цель случайного выступления состоит в самом разговоре с аудиторией. Речь идет о знаком, само собой разумеющемся.

Эффективность взаимодействия в системе «деловой человек –аудитория» зависит от учета социально-психологических закономерностей такого общения.

В книге «Психология индивида и группы», написанной Ф. Тильманом и группой психологов под псевдонимом М.-А. Робер (1988) анализируются психологические условия эффективности общения человека с аудиторией. Большое внимание уделяется оценке проксемических факторов. В частности подчеркивается, что для проведения собраний необходимо помещение достаточно освещенное, звукоизолированное, с адекватными температурными характеристиками и вентиляцией. Важным элементом аудитории, по мнению авторов, является классная доска, которая служит мощным средством концентрации мысли и самым важным средством обеспечения наглядности.

Психологами подчеркивается зависимость эффективности коммуникации в системе «Индивид-аудитория» от взаимного расположения участников взаимодействия. Выделяются следующие проксемические формы организации такого взаимодействия (см. рис. 6.3).

Взаимное расположение, показанное на рис. 6.3.а. наиболее релевантно для отдачи распоряжений и для сообщения информации, то есть для проведения служебных совещаний, информирования, инструктажей, инструктивных занятий, брифингов и т.п. Такое расположение позволяет разместить наибольшее количество людей в ограниченной аудитории.

 
 

 

Рис. 6.3. Формы организации пространства делового взаимодействия

Расположение, показанное на рис. 6.3.б. («круглый стол»), облегчает коммуникацию между участниками, создает обстановку непринужденности, психологического комфорта, безопасности, равенства. Вместе с тем оно в определенной степени нейтрализует роль руководителя, может привести к формированию нескольких точек лидерства. Такое взаиморасположение с психологической точки зрения максимально соответствует проведению таких видов взаимодействия как групповое принятие решения, обсуждение проблем методом «Круглого стола», деловой семинар, социально-психологический тренинг и т.п.

Форма расположения, показанная на рис. 6.3.в. может порождать конфронтационные тенденции в деловом взаимодействии, оказывать негативное влияние на свободный обмен мнениями. Оно более или менее приемлемо при осуществлении двусторонних переговоров, когда руководители располагаются в центре каждой делегации.

Схема делового общения, показанная на рис. 6.3.г. удачно совмещает сильные стороны всех предшествующих схем. Участники легко общаются между собой, видят друг друга и руководителя, который автоматически наделяется лидерскими функциями и получает возможность легко управлять ходом взаимодействия. Одновременно такое расположение позволяет в ограниченной аудитории собрать большое количество людей. Она пригодна для проведения любых форм делового общения (собрание, групповое принятие решения, семинар, конференция и др.).

Таким образом, простое изменение схемы взаиморасположения участников делового взаимодействия и руководителя оказывает влияние на его эффективность, Каждая из этих схем является наиболее релевантной для конкретной формы взаимодействия.

Результаты научных исследований обнаружили определенные характеристики выступающих, предпочитаемых аудиторией.

На первом месте оказались убедительность выступающего, его вера в то, о чем он говорит. Следует отметить, что данное предпочтение выдвинуто требованием жизни.

На втором месте – группа качеств, которые объединились в так называемый фактор доброжелательности. Высоко оцениваемые по этому фактору выступающие характеризуются как: а) добрые, б) тактичные, в) дружественно настроенные, г) приветливые, д) заботливые, е) мягкие, ж) откровенные и т.п.

На третьем месте оказались качества, которые были объединены в фактор «образованности». Черты личности сотрудников ОВД, которые достигли в наибольшей мере успехов в убеждающем воздействии, были такие: а) знающий, б) компетентный, в) логичный, г) последовательный и т.п.

Очевидно из личностных качеств выступающего и складывается его авторитет. От престижности источника выступления существенно зависит степень доверия к нему, сила убеждающего и внушающего воздействия.

Какими же основными качествами должен обладать выступающий сотрудник ОВД при общении с массовой аудиторией? Эти требования приведены на рис.6.4.

Бывают ситуации, когда выступающий ошибается и это создает цепную реакцию. Думая об одной ошибке, он делает другую, третью, пока не испортит все выступление. Второе «я» весьма полезно в подобном случае, т.к. помогает избежать неряшливости и несобранности.

В зависимости от формы выступления различают четыре типа выступающих.

Первый тип – это выступающий-чтец. Читать допустимо в трех случаях. Первый случай – когда делается доклад от организации, подразделения, службы ОВД, поручившей выступать с докладом. В данном случае нужно передать мысли коллектива так, как утвердил коллектив. Своими словами передавать мысли здесь не желательно (а порой и нельзя), т.к. можно что-то упустить или исказить смысл, цифры, факты.

Второй случай – вступление с научным сообщением о новых работах (такова традиция ученых).

Третий случай – выступление ответственного или научного работника, когда текст заранее раздается всем присутствующим.

Главное требование к подобной форме выступления состоит в том, чтобы текст был прочитан глубоко осмысленно, выразительно, с акцентированием наиболее важных мыслей, формулировок, понятий, положений, понятно и доступно для слушателей. Следует постоянно помнить, что чтение – самая трудная форма восприятия публичной речи, поэтому нужно стремиться исполнить его артистически.

Второй тип выступающего – декламатор. Он заучил и декламирует речь наизусть. Это лучше, чем читать, но это опасно, т.к. можно забыть фрагмент речи и тогда уже вынимать бумажки и смотреть в них – значит провалиться. Поэтому лучше держать текст на всякий случай.

 
 

 

Рис.6.4. Требования к сотруднику ОВД как выступающему

Третий тип выступающего самый распространенный, это тот, который произносит речь свободно, но временами заглядывает в конспект. Заглядывать рекомендуется, когда приводится цитата, цифры. Общий принцип здесь таков: чем меньше заглядывать в записи, тем лучше, поэтому как всегда лучше, чтобы конспект был в голове, а не голова в конспекте.

И, наконец, последний, четвертый тип выступающего – архитектор. Он строит речь также, как строится дом. Сначала составляется план стройки, потом в сознании заготавливается (продумывается, подбирается) необходимый материал, а в аудитории уже происходит построение самой речи. Такие выступления рождаются из заранее заготовленных в голове и в душе материала, но само здание вырастает на глазах у слушателей. Такие выступления всегда воспринимались и воспринимаются сейчас наилучшим образом в любой аудитории.

В практике публичных выступлений сотруднику правоохранительных органов приходится занимать различные социальные роли, придерживаться и менять свои позиции в зависимости от состояния аудитории, особенностей, содержания материала и своих личных качеств. Типичными позициями могут быть (рис.6.5):

 
 

 

Рис.6.5. Типичные позиции сотрудника милиции во время выступлений

Позиция информатора. Принимая во внимание деловой, эмоционально сдержанный настрой аудитории, сотрудник ОВД ограничивается преимущественно рациональным изложением сути вопроса, лаконично подчеркивая принципиальные положения и напоминая о возможных ошибках в понимании того, о чем он говорит. В то же время следует помнить, что позиция сотрудника ОВД в качестве информатора резко ограничивает возможность для слушателей стать субъектом общения, участвовать в нем «на равных».

Позиция комментатора. Сотрудник ОВД выбирает эту позицию в том случае, если понимает, что ничего принципиально нового данной аудитории по рассматриваемому вопросу он сообщить не может. Слушатели достаточно осведомлены о проблеме и ждут от него дополнительных сведений, разностороннего глубокого анализа явлений, личных оценок. Если комментарий сопровождается обменом мнениями, то аудитория легко становится полноправной участницей общения.

Позиция собеседника. Сотрудник ОВД стремится придать своему сообщению характер доверительной беседы, избегая официальности. Он обращается к аудитории с прямыми или риторическими вопросами, просит слушателей высказать свое мнение. В основе его позиции по отношению к слушателям – дружное сопереживание их настроениям, разделение их интересов и забот.

Позиция советчика. Эта позиция уместна при наличии двух совместно действующих условий: во-первых, если выступающий сообщает практически ценный, инструктивный для большинства аудитории материал; во-вторых, если аудитории известны его богатый практический опыт, глубокие знания проблемы.

Позиция эмоционального лидера. Эту позицию правомерно занять, если в аудитории царит задор, приподнятое настроение, если к сотруднику ОВД относятся с нескрываемой симпатией, а выступление позволяет перейти на дружеский, неофициальный тон разговора. При этом есть место обмену мнениями, шутками, импровизированным отступлениям.

Позиция наставника. Когда в выступлении преобладает нравоучительный, категорический тон. Такая позиция не всегда и не всем нравится, особенно в выступлениях перед гражданами, хотя в практике применяется часто. Здесь главное нужно соблюдать меру, иначе вступление может превратиться в скучные, назидательные нотации, что не будет способствовать достижению цели.

Позиция просителя. В ответ на шумное поведение присутствующих, что может свидетельствовать об отсутствии увлеченности выступлением, сотрудник ОВД вместо того чтобы мобилизовать себя, просит присутствующих набраться терпения и дослушать его до конца. Такой позиции нужно избегать, вовремя перестроить свое выступление, сконцентрировать свои потенциальные возможности для его успешного завершения.

В психологической литературе (Робер, Тильман, 1988) содержатся общие рекомендации по осуществлению результативного взаимодействия в системе «человек-аудитория».

Так, начало выступления не должно быть вялым или нейтральным, слишком длинным или коротким. В нем не должны излагаться личные трудности, проблемы выступающего. Вступление должно содержать «резюме», то есть целевые установки и краткий обзор предстоящего разговора. Во вступлении должны учитываться время, место и ситуация взаимодействия, использоваться визуальные и аудиальные эффекты. Оно должно опираться на событие, взятое из жизни. Введение должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными композиционными частями речи. В нем всегда следует стремиться к предельной лаконичности, простоте изложения и доходчивости восприятия.

Если позволяет обстановка, лучше всего начинать речь спокойно, в несколько замедленном темпе и сравнительно негромко. Затягивание даже удачно задуманного введения может привести к неуспеху выступления в целом.

Основная часть выступления должна быть выстроена так, чтобы постепенно вовлекать аудиторию в проблему. Чтобы информация могла проникнуть в сознание и подсознание человека, ее параметры должны соответствовать психофизиологическим возможностям его воспринимающих систем.

Сознание человека не воспринимает смысл фраз, состоящих более чем из 13 слов, произносимых без паузы дольше 5-6 секунд и проговариваемых со скоростью более 2,5 слов в секунду. Мужчины наиболее внимательно слушают информацию первые 10-15 секунд контакта, затем начинают размышлять о своей позиции по данному вопросу.

 

Заключение должно начинаться после паузы, способной привлечь внимание аудитории, быть достаточно продолжительным и по существу являться кульминационным моментом выступления.

Понятно, что не сразу у каждого сотрудника получается уверенное и эффективное общение с масссовой аудиторией. Какие ошибки в выборе позиции допускают неопытные выступающие? (рис.6.6)

 
 

 

Рис.6.6. Типичные ошибки неопытных сотрудников во время выступления перед ауидиторией

Самое неприятное впечатление производят выступающие, которые независимо от аудитории (сотрудники ОВД, граждане и др.), ее возрастного и численного состава, занимают привычную для них позицию – либо всегда только информируют, либо наставляют и при этом никак не учитывают в своей работе особенности слушателей. Они как бы лишены «чувства аудитории».

Встречаются и такие сотрудники ОВД, которые даже не задумываются над тем, какую позицию по отношению к слушателям занимают. Придя в аудиторию, они все еще продолжают переживать личные заботы, играть свою производственную роль. Аудитория не становится субъектом взаимодействия, а появление сотрудника с озабоченным и растерянным видом не передает людям заряд уверенности и оптимизма.

Еще хуже, когда у иного выступающего проскальзывает мысль, что дескать, тема трудная и если кто-либо чего-то не поймет, то это естественно, и он не виноват. Иногда встречаются сотрудники ОВД, пытающиеся играть роль «трибунов». Говорят они словно на митинге, с преувеличенным пафосом, срывающимся от напряжения голосом.

Какие приемы можно использовать, чтобы привлечь и сосредоточить внимание аудитории? Назовем некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в практике выступлений (рис.6.7).

 

Рис.6.7. Премы активизации вимания аудитории

1. Прием сопереживаний состоит в привлечении необычного, яркого эпизодов, факта, приковывающего внимание слушателей и заставляющего их переживать случившееся вместе с выступающим.

2. Прием парадоксальной ситуации. Смысл его состоит в том, что выступающий в самом начале вычленяет противоположные стороны в оценке ситуации: “С одной стороны...”, “С другой стороны...”.

3. Аппеляция к непосредственным интересам аудитории, особенно когда выступление затрагивает радостное событие (повышение в звании, награда и т.д.) или серьезность проблемы, стоящей перед личным составом подразделения ОВД.

4. Юмористические замечания. Юмор один из наилучших способов настроить аудиторию на нужный лад. Однако пользоваться им рекомендуется в тех случаях, когда слушатели настроены, чтобы с ними шутили, когда это уместно, когда слушатели относятся к выступающему дружески и когда выступающий уверен в предполагаемом эффекте шутки и в своих возможностях юмориста (так называемая юмористическая жилка).

Юмористические вводные замечания могут коснуться целей выступления, самого выступающего, обстановки выступления, председательствующего, аудитории, недостатков человека, его слабых струнок и любого предмета, имеющего отношение к речи. Юмор бывает оригинальный (обычно самый лучший юмор) и позаимствованный. Оба могут быть с успехом использованы в выступлениях, но обязательным условием их применения является внешняя связь с содержанием высказываемых положений.

5. Постановка проблемного вопроса. Например, один из начальников УВД начал свое выступление так: “Уважаемые коллеги! Чем объяснить, что в последнее время у нас участились случаи нарушений дисциплины среди сотрудников как на службе, так и в свободное от работы время? Мы составляем хорошие планы воспитательной работы, проводим много мероприятий по разным направлениям, а количество нарушений, в том числе и рецидивная преступность растет. Всегда ли то, что мы предпринимаем имеет целевую направленность, доходит до сознания и понимания своей роли сотрудников наших подразделений, всегда ли наши действия способствуют предупреждению этих нарушений?”

6. Аппеляция к событиям, времени, месту не только содержательно делает выступление более богатым, но и актуальным для слушателей.

7. Аппеляция к авторитетам, к известным источникам информации, книгам, документам. Вводные цитаты, крылатые изречения, афоризмы, выдержки должны привлекать внимание, в первую очередь, содержанием, а затем уже значимостью документа или громким именем автора. Они должны быть по возможности краткими, ясными и возбуждать интерес слушателей. Они могут быть подтверждением принципов, являющихся опорой содержания речи; могут дать надлежащий тон или заключать в себе изложение поставленной выступающим цели. Авторитетное изречение рекомендуется прочитать дословно, т.к. малейшее искажение, пропущенное слово или неправильное акцентирование фразы является признаком неуважения к авторитету. Не нужно стремиться удивлять слушателей своей “великолепной” памятью.

8. Аппеляция к личности выступающего. Шутливым замечанием в свой собственный адрес можно установить контакт даже с предубежденно настроенной аудиторией. Слушатели всегда с сочувствием воспринимают рассказ выступающего о своих прошлых сомнениях, ошибках, победах, курьезных случаях из жизни. Искреннее изложение мотивов, побудивших может быть пересмотреть свои взгляды, как правило, положительно настраивают аудиторию.

Приведенные приемы не исчерпывают всего их многообразия. В значительной степени все зависит от конкретной ситуации, содержания, настроения слушателей и самого выступающего.

Таким образом, мастерство публичной речи, умение убеждать, влиять на помыслы и настроения людей обязательны для большинства сотрудников ОВД, особенно для руководителей подразделений ОВД.

К сожалению при взаимодействии многих сотрудников ОВД с большим количеством людей на собраниях, совещаниях, конференциях и др. мероприятиях нередко наблюдается отсутствие мастерства у выступающих, шаблонные выступления по бумажке, поверхностность, казенность содержания, а отсюда и недостаточная эффективность.

Происходит это, как правило, из-за незнания психологической природы публичных выступлений, потребностей, интересов в аудитории, неумения правильно построить композицию выступления и соединить в нем воедино содержание и форму. Если к этому добавить неизбежное человеческое волнение сотрудника ОВД, неумение своевременно и правильно применять методы и приемы активизации внимания слушателей, то становится понятным, почему некоторые из них часто, даже имея представление, что сказать, не достигают поставленных МВД России целей.

m n

Глава 7

ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

7.1.Основных подходы к изучению переговоров в современной психологии

Разработке основ урегулирования и разрешения конфликтов посвятили свои фундаментальные работы такие отечественные социальные психологи, как А.Я. Анцупов (1993, 1999), Н.В. Гришина (1995, 2000), С.И. Ерина (1982), Л.А. Петровская (1997), Б.И. Хасан (1996), А.И. Шипилов (1993, 1999, 2000).

Фундаментальная идея современной конфликтологии сводится к пониманию того, что конфликт может быть управляемым, в результате чего его исход будет иметь конструктивный характер.

Анализ научных работ в русле психологических особенностей ведения переговоров – предполагает выделение четырех основных теоретических источников.

1. Социально-психологическая традиция исследования переговоров, как эффективного средства разрешения социальных конфликтов, опирается на богатейшую, прежде всего, эмпирическую базу политической науки, имеющую многовековую историю.

2. Вклад в исследуемую проблему западной социологии, чье влияние стало значительной философско-социологической базой для развития идей в области управления социальными конфликтами.

3. Рассмотрение проблемы разрешения конфликтов в рамках традиционных психологических теорий. Психологическое изучение разрешения конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий, а также на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов, важнейшими из которых являются переговорные процедуры. В психологии проблема разрешения конфликта исследуется, главным образом, в русле мотивационных и когнитивных концепций.

4. Важным источником возникновения самостоятельного направления по изучению психологии ведения переговоров являются такие течения западной социальной психологии теоретико-игровое (М. Дойч, 1960; Раппопорт, 1960; Керр, 1989; Девис, 1991; Аллисон, 1992) и теорию организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томас).

Акценты смещаются с изучения процесса конфликтного взаимодействия и их типов к вопросам разрешения конфликтов. По сути, в основе обоих направлений в прямой постановке рассматриваются переговорные процедуры взаимодействующих в конфликте оппонентов, намечены возможные стратегии поведения противостоящих сторон, предпринята попытка определения и описания психологически конструктивных, зрелых поведенческих реакций в условиях разрешения противоречий.

В основе теоретико-игрового подхода лежит задача построения универсальной схемы взаимодействия оппонентов в вопросах разрешения конфликтов.

Альтернативой теории игр и результатом критики ее идей в социальной психологии стало появление так называемой теории организационных систем. Предмет исследования указанной теории тот же – стили поведения участников конфликтного взаимодействия. Однако если теоретики игр уповали больше на экспериментирование в лабораторных условиях, (что и заложено в названии направления), то разработчики данного направления поставили перед собой задачу исследовать стили конфликтного поведения в реальных условиях.

Последние три десятилетия характеризуются устойчивым интересом психологов к вопросам разрешения конфликта, в том числе и с применением переговорных процедур.

На базе теоретико-игрового подхода и теории организационных систем в 70-е годы начинает формироваться самостоятельное направление по исследованию теории и практики переговорного процесса и посредничества (медиации) как способов разрешения конфликта. В последние десятилетия именно это направление наиболее перспективно.

Проблема переговоров, а в более широком плане, психология переговорного процесса, актуализировалась в российском обществе в последнее десятилетие, что, в значительной степени, явилось последствием влияния западного опыта, где понятия «переговоры», «деловое общение» стали считаться конфликтологической, правовой и этической частями общей культуры индивида.

Систематическая практика переговоров, когда-то бывшая уделом только дипломатов и предпринимателей, ныне широко изучается профессиональными психологами, социологами, политологами, педагогами, специализирующимися на разрешении разногласий разного рода – от бытовых проблем до масштабных общественных конфликтов. Отношение к переговорам как к наиболее конструктивной форме урегулирования конфликтов явилось результатом определенной эволюции взглядов в данной области.

Это привело к появлению целого направления в прикладной психологии – работе специалистов-практиков, способных оказывать помощь в успешном разрешении конфликтов путем профессионально организованного переговорного процесса.

Сегодня исследования ведутся, в основном, в интересах двух проблем.

1. Выявление совокупностей условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам.

2. Изучение процесса переговоров на той его стадии, когда стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений.

Наиболее интенсивным направлением исследований в области переговорного процесса является технология их ведения, описывающая совокупность действий, предпринимаемых сторонами в ходе переговоров и включающая в себя принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентами

 

Интересен семантический аспект генезиса понятия «переговоры». В известном словаре В.И. Даля это понятие далеко от сегодняшнего восприятия. Переговоры означают «переговорить, говорить то же, повторять говоренное, передавать чужие речи». В толковом словаре русского языка, изданного в СССР в 1935-1940 гг. под редакцией Д.Н.Ушакова, под переговорами понимаются только мирные переговоры, которые проводятся по окончанию войны. Об иных переговорах упоминания нет. В словаре С.И. Ожегова в 70-е гг. появляется значение, близкое к сегодняшнему пониманию – «переговоры – обмен мнениями с какой-либо деловой целью».

Сам термин «переговоры» ведет свое происхождение от латинского «negociare» и первоначально использовался для обозначения деловых сделок и разрешения спорных вопросов. Позднее термин «переговоры» стал ассоциироваться с деятельностью профессиональных дипломатов. На сегодняшний день термин «переговоры» приобрел широкое хождение, и различные типы регулирования споров от дел международных и проблем бизнеса до разного рода бытовых разногласий часто именуются переговорами.

Для отечественной социальной психологии, помимо исследований переговоров в рамках политологической традиции, правомерно выделить исследовательский интерес в области переговорного процесса, связанного с функционированием силовых структур и, прежде всего, МВД – как узко ориентированная переговорная деятельность по отношению к преступникам, захватившим заложников (воздушное судно, исправительно-трудовое учреждение и т.д.).

7.2. Место и роль переговоров в экстремальных условиях

Начало переговоров с преступниками в мировой практике, оказавшее существенное влияние и на практику отечественную, датируется 5 сентября 1972 года, когда группа террористов захватила заложниками в Мюнхенской олимпийской деревне девять спортсменов, требуя вылета в Ближневосточную страну. Результаты проведения силовой операции оказались совершенно противоположны ожидаемым, – все заложники погибли. Подводя итоги этой операции, эксперты пришли к выводу, что применение силы в подобных ситуациях требует особой осторожности, и альтернативой здесь могут быть только переговоры.

Международная общественность в рамках ООН принимает соответствующие законодательные документы – «Конвенция по борьбе с заложничеством в мирное время» (1977 г.) и «Конвенция о борьбе с захватом заложников» (1979 г.)

До начала 90-х годов специфические знания, накопленные специалистами соответствующих силовых структур, характеризуются как малодоступные для широкого круга общественности, в том числе и для социальных психологов, разрабатывающих проблемы разрешения конфликтов посредством переговоров.

В открытой печати отсутствовали результаты таких исследований. Это обстоятельство вполне объяснимо с точки зрения инструментального использования переговоров в решении задач борьбы с одной из опаснейших форм правонарушений – преступлений с захватом заложников. Однако своеобразная ведомственная замкнутость исследований в этой области значительно обедняла общее направление изучения переговорного процесса в отечественной социальной психологии.

Кроме того, проблема в последнее десятилетие получила значительное общественное звучание в России, и не могла не стать предметом пристального анализа со стороны широкого круга ученых в различных областях гуманитарного знания.

Отсутствие внятной практики в области урегулирования конфликтов посредством переговоров сказалось на эффективности решения внутренних проблем России. Страна оказалась практически беспомощной перед огромным числом конфликтов, обрушившихся на нее. Осознание значимости всестороннего анализа проблемы переговоров сподвигло ученых, представителей силовых структур сделать часть своих исследований доступными для специалистов, в которых инструментальной частью выступает уже не деятельность, направленная на решение проблемы, как таковая, а непосредственно психические образования человека.

Российская, да и мировая действительность, особенно после событий в США в сентябре 2001 г., свидетельствует о том, что переговоры в экстремальных условиях (применение или угроза применения силы, а это могут быть террористы, преступники) — довольно актуальная проблема для нашего времени, и в частности для сотрудником правоохранительных органов.

Фактически эти проблемы ставят руководителей разного уровня и ранга в положение, когда необходимо вести диалог с противником с целью прекращения насилия и достижения компромисса.

Надо помнить, что из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективными.

7.3. Функции переговорного процесса

Переговоры представляют собой специфический вид социального взаимодействия. Кардинальной характеристикой такого взаимодействия является несовпадение целей, интересов, позиций людей, включенных в переговорный процесс. Собственно потребность в переговорах и возникает лишь тогда, когда мнения не совпадают, интересы и позиции расходятся.

Переговоры, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, — древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся.

Переговоры - сложное психологическое явление, заключающееся в особенностях психики человека, состоящее из умения находить взаимоприемлемые решения с другими людьми путем обмена информации. Переговоры это взаимное общение с целью достижения совместного решения

 

Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждая из сторон переговоров сама решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение — это единое решение, которое участники рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

Таким образом, переговоры – это механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблем.

Наличие общения сторон на переговорах – их важнейшая социально-психологическая характеристика, оно является неотъемлемой частью переговорного процесса. Р. Фишер и У. Юри отмечают, что без общения не бывает переговоров.

Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических механизмов их взаимодействия является одним из условий успешного управления этим процессом.

 

Процесс переговоров может начаться, если стороны: помимо противоречащих интересов имеют и значимые общие интересы; считают возможным достижение определенного понимания или соглашения, которое для них более выгодно, чем другие альтернативы; вступают в дискуссию в поисках взаимно удовлетворяющего решения. Готовность сторон идти на компромиссы или забота о получении другой стороной определенной выгоды не является обязательным атрибутом переговоров. Возможна ситуация, при которой каждая из сторон высказывает просьбу или выдвигает требование не с целью пойти на компромисс, а с целью добиться уступок только от другой стороны. Подчас сами переговоры могут привести к обострению отношений. Тем не менее отказываться от них нецелесообразно.

Необходимость в переговорах возникает тогда, когда имеются противоречия, различные точки зрения или необходимо договориться о совместной деятельности. Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной.

Это понимание предпочтительно должно носить как бы превентивный характер. А.И. Шипиловым была изложена следующая логика конфликтного взаимодействия. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий.

Схематично это можно представить: переход от переговоров к борьбе – борьба накаляет эмоции – эмоции увеличивают ошибки восприятия – это ведет к интенсификации противоборства. Такой процесс дестабилизации получил в социальной психологии название «эскалация конфликта».

На сегодняшний день специалисты в области переговорного процесса (М.М. Лебедева, Р. Фишер) выделяют два вида переговоров, вытекающие из их предназначения – разрешать споры и сотрудничать. Один из них существует в условиях конфликтного взаимодействия, другой – в рамках проблемы (рис.7.1).

 
 

 

Рис.7.1. Модели ведения переговоров

Они не функционируют сами по себе, а тесно переплетаются. Сотрудничество зачастую переходит в конфликт, а урегулирование конфликта в дальнейшем может привести бывших соперников к сотрудничеству. По мнению М.М. Лебедевой, переговорный процесс в условиях конфликта, во-первых, накладывает на участников другой уровень ответственности за принимаемые решения, многократно увеличивая «цену ошибки», поскольку неверное, как и несвоевременное переговорное решение влечет за собой продолжение или усиление конфликта со всеми вытекающими последствиями.

При сотрудничестве «цена» ошибки также может быть дорогой, однако в условиях предполагаемого доверия сторон ее легче исправить. Во-вторых, на переговорах в условиях конфликтных взаимоотношений речь идет о распределении или перераспределении, то есть о том, как «поделить пирог», а не как его испечь. В связи с этим переговоры в конфликте отличаются большей жесткостью, настойчивостью в усилении своей позиции.

Анализ литературы по проблеме переговорного процесса позволяет выделить следующие их функции (рис.7.2):

 
 

 

Рис.7.2. Общие функции переговорного процесса

1. Информационно-коммуникативная функция. В данном случае стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, налаживанием новых связей и отношений. Как считает М.М. Лебедева, это еще не переговоры, а скорее предпереговоры».

2. Функция регуляции и координации действий. В отличие от информационно—коммуникативной, эта функция реализуется, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности.

3. Функция контроля. Переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений. Эти функции имеют место там, где есть стремление сторон договориться.

4. Функция отвлечения внимания – часто используется с целью выиграть время для наступления более благоприятной ситуации одной из сторон.

5. Функция проволочек. В данном случае речь идет о поведении одной из сторон, направленной на то, чтобы успокоить оппонента, создать у него иллюзию стремления к конструктивному решению проблемы.

Две последние функции можно рассматривать как манипулятивные. Под манипуляцией, в данном случае, понимается вид психологического воздействия, искус­ное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у дру­гого человека намерений, не совпадающих с его актуально су­ществующими желаниями.

Примеры такого рода взаимодействия с оппонентом часто можно встретить в практике ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников. В экстремальных ситуациях, когда преступники не идут на конструктивный диалог, такого рода переговоры становятся как бы «псевдопереговорами» с основной функцией – выиграть время для подготовки соответствующими службами специальной операции.

В.П. Илларионов готовность к силовой операции по освобождению заложников включает отдельным пунктом в алгоритм действий при подготовке к переговорам.

Необходимо отметить, что изложенное выше не означает, что манипулятивные действия сторон не предполагают наличие искреннего интереса в поиске разрешения противоречия. Использование этих функций, как приложение к первым трем, практически, всегда будет иметь место на переговорах.

6. М.М. Лебедева выделяет еще одну функцию переговоров – рекламно-пропагандистскую. Такие переговоры встречаются в политике и в торговых отношениях. Они достаточно ши­роко освещаются в печати для пропаганды взглядов, убеждений, идей и в целях рекламы.

В этом случае, по существу, стороны (или одна из сторон) идут на переговоры, не собираясь фактически не только ничего решать, но и даже обмениваться мнениями. Такого рода переговорная деятельность позволяет сторонам показать себя в выгодном свете в глазах общественности.

Эти переговоры тоже можно считать условно манипулятивными, только в данном случае оппоненты манипулируют не друг другом, а общественным сознанием. В качестве примера реализации упомянутой функции переговоров, можно привести недавнюю попытку представителей А. Масхадова якобы начать переговорный процесс с федеральными силами. Однако на деле это была очередная попытка привлечения внимания к себе мировой общественности.

Любые переговоры многофункциональны и предполагают реализацию нескольких функций, образующих своеобразную иерархию, в которой разные функции могут быть более или менее важными для того или иного участника переговоров.

Важно помнить, что главной функцией переговоров остается все же разрешение противоречия, решение проблемы. Другие функции, по мнению Ф. Икле (1976), можно считать «побочными эффектами».

Помимо общих функций переговорный процесс в экстремальных ситуациях выполняет ряд специфических функций (рис. 7.3).

 
 

 

Рис.7.3. Специфические функции переговоров в экстремальных условиях

1. Функция разведки, «прощупывания», получения информации. Данная функция реализуется через вступление в переговорное взаимодействие с представителями противостоящей стороны. Умело организованные переговоры и, прежде всего, психологический настрой именно на переговоры, то есть на совместную с оппонентом работу, всегда эффективнее, чем другие формы общения (предъявление требований, опрос, допрос и т.д.).

2. Установление личностных контактов. В данном случае указанная функция играет важнейшую психологическую роль в плане восприятия оппонентами друг друга.

3. Функция разъяснения, убеждения в необходимости принятия или принятого «правильного» решения. Далеко не все требования федеральной стороны принимаются противостоящей стороной нейтрально, либо с готовностью их выполнять или мириться с ними. В то же время переговорный процесс с лицами так или иначе заинтересованными в складывающейся обстановке в значительной мере снимет лишнюю нервозность и эмоциональный градус даже при негативном отношении к высказанным требованиям.

4. Функция манипулирования, лавирования, обмана, затягивания времени.

5. Психологическое давление на оппонента. Реализация этой функции предполагает как непосредственно психологические, вербальные и невербальные приемы давления, так и опосредованные, как, например, демонстрация силы, апелляция к негативным для противостоящей стороны последствиям возможного применения силы и т.д.

6. Уход от «неудобных» решений.

7.4. Типология ситуаций переговоров в профессиональной деятельности сотрудников милиции

В каких же ситуациях ведутся переговоры сотрудниками правоохранительных органов? Это: захват заложников; похищение людей; хищение взрывчатых и отравляющих веществ с угрозой совершения террористического акта; с преступниками при их задержании; преступные посягательства на произведения искусства и памятники старины, антиквариат.

Специфика этих случаев такова, что правоохранительные органы не имеют возможности пресечь и предотвратить преступление предусмотренными законом мерами либо:

а) вследствие неизвестности места пребывания преступников при захвате заложников, похищении людей, в том числе детей, угрозах взрывов, совершении других названных выше преступлений, розыске преступников;

б) когда применение предусмотренных законом средств пресечения преступной деятельности (применение спецсредств, физической силы, оружия, задержания и ареста преступников) может повлечь тяжкие последствия в виде гибели людей, уникальных произведений искусства, причинение другого непоправимого ущерба. Переговоры — незаменимый в этих случаях выход из возникшего конфликта.

Представляется, что в ходе переговоров нередко реализуется и «пресечение» и «предотвращение» преступлений, достигается индивидуальное предупреждение преступлений, отказ от преступных намерений, пресечение акта преступного поведения, в этом смысл переговоров с преступниками, залог их эффективности в борьбе с преступностью.

Рассмотрим особенности этого вида переговоров.

По цели ведения переговоров: об освобождении заложников и похищении людей (в том числе детей), предупреждении взрывов, поджогов, отравлений и других подобных акций, выдаче похищенного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ, бактериологических, радиоактивных и других материалов, возвращении похищенных культурных и исторических ценностей, о сдаче преступников властям и других (могут одновременно достигаться две и большее число целей).

По мотивам действий преступников: политическим, националистическим, корыстным, незаконной эмиграции, уклонения от задержания, освобождения из-под стражи, мести, иным преступным намерениям (имеют место различные совокупности этих мотивов.)

По отношению к преступлению и возбуждению уголовного дела: до совершения преступления, в период совершения преступления, после совершения преступления; до возбуждения уголовного дела, после его возбуждения.

По длительности переговоры с преступниками бывают краткосрочными — их период определяется количеством часов), среднесрочными — их период определяется сутками и, наконец, длительными их период исчисляется неделями, а то и месяцами и даже годами.

По числу сторон: двусторонние, многосторонние, когда каждая сторона имеет собственные интересы в переговорах.

По числу участников: один на один (представители каждой стороны), по несколько человек с каждой стороны, между группами людей. Различные комбинации численности сторон в зависимости от ситуации.

По степени сложности: простые, когда обсуждается один предмет переговоров; сложные, когда обсуждается ряд вопросов в их последовательности и преемственность (многоходовые).

По уровню представительства сил правопорядка: на местном уровне (городском, районном), на уровне республики, края, области, на государственном уровне, с участием представителей иностранных государств, смешанные уровни представительства.

По степени опосредования контакта сторон: прямые (непосредственный контакт), через посредников (переводчиков), с участием третьей нейтральной стороны, смешанные типы таких переговоров.

По форме контакта сторон, форме ведения: устные, письменные, без применения технических средств (радио, телефон, мегафон и другие средства связи), смешанные формы контакта сторон.

По степени гласности: гласные, о ходе которых информируется общественность; негласные (тайные), когда признано необходимым не сообщать о них по различным оперативно-тактическим и иным основаниям, по договоренности сторон.

По характеру условий, выдвигаемых преступниками: приемлемые, невыполнимые условия, частично выполнимые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: