Тема: «Методика преподавания естествознания в начальной школе - педагогическая наука»

Задание 1. Приведенная ниже схема — модель теории, которая является одной из методологических основ методики преподавания естествознания. Что это за теория? Частью какой науки она является?

Непосредственное восприятие (ощущение) предметов и явлений окружающего мира, в результате чего образуются восприятия и представления, составляющие фактические сведения, -> осмысление фактических сведений путем их анализа и синтеза на уровне логического, абстрактного мышления, в результате чего образуются суждения, умозаключения, идеи, теории и т.п., т.е. отвлеченные знания -> применение, использование знаний в практической деятельности.

Задание 2. Сравните два определения метода наблюдения в системе педагогических исследований. Выявите общие подходы авторов к его трактовке. Какие бы вопросы вы задали авторам каждого определения для более глубокого его понимания? Какой вариант вы считаете для себя наиболее приемлемым? Обоснуйте свой выбор. Сделайте попытку создать третий вариант определения, компенсируя недостатки одного положительными сторонами другого.

«Наблюдение — это непосредственное целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно не предполагает никакого вмешательства в учебный процесс. Успешность наблюдений зависит от выполнения исследователем таких обязательных условий, как целенаправленность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость, тактичность по отношению к испытуемым»1.

Наблюдение — это метод «целенаправленного и планомерного сбора информации, доступный учителю в любой момент проводимой работы. Отличается от обычной фиксации происходящего систематичностью, опорой на определенную концепцию и позволяет изучить целостный объект в условиях его естественного функционирования, ненавязчиво проверяет истинность теории в педагогической практике»2.

1 Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе /З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. — М., 2008. — С. 15.

2 Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. - М., 2004 - С. 13.

Задание 3. Какой эксперимент — формирующий, констатирующий, лабораторный — применит исследователь для решения следующих проблем:

а) установить исходный уровень развития деятельности наблюдения в процессе общения младших школьников с природой;

б) выявить возможности приема имитации в совершенствовании у второклассников деятельности наблюдения;

в) определить эффективные способы совершенствования у младших школьников деятельности наблюдения.

Задание 4. В двух параллельных классах А и Б изучалась одна и та же тема «Особенности растений тундры». В классе А учительница подробно раскрыла особенности растений, продемонстрировав их на рисунках и в гербарии, убедительно объяснила причины таких особенностей. В классе Б учительница не стала рассказывать об особенностях растений, а предложила учащимся выявить и объяснить эти особенности в ходе самостоятельного исследования растений тундры на рисунках и в гербарии. Предварительно были четко выделены такие особенности неживой природы, как низкие летние температуры, наличие многолетней мерзлоты и преобладающие западные ветры.

Обе учительницы вели эксперимент. Сформулируйте для каждой из них тему исследования. Определите для них контрольные и экспериментальные классы.

Сформулируйте тему исследования по материалам этих способов преподавания. Определите, какой класс в вашем исследовании будет контрольным, а какой — экспериментальным.

Контрольная работа

1. Объект исследования методики преподавания естествознания.

A. Природа планеты Земля.

Б. Процесс ознакомления школьников, в том числе и младших, с природой.

B. Процесс организации деятельности детей в природе.

Методика преподавания естествознания связана с науками естествоведческого цикла. Направления, по которым идет эта связь. Среди предложенных ответов найдите несколько, имеющих отношение к этой связи.

A. Научное естествознание составляет методологию методики преподавания естествознания.

Б. Научное естествознание является источником отбора и конструирования содержания школьных естествоведческих курсов.

B. В предложенном вопросе заложена ошибка: методика преподавания естествознания не может быть связана с научным естествознанием, так как освоение последнего не доступно школьникам, особенно младшим.

Г. Методика преподавания естествознания переносит из естествознания как науки в школьное естествознание некоторые способы (методы) формирования знаний, умений, навыков, развития личности школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: