Следами биологического происхождения являются следы: крови, мочи, спермы, пота, волос и др.
Для обнаружения объектов биологической природы используются оптические приборы (лупы), осветительные приборы, переносные источники ультрафиолетового излучения (освещать которыми следы можно не более пяти секунд, поскольку ультрафиолетовые лучи разрушают ДНК крови, спермы), а также химические реактивы (гемофан, реактив Воскобойникова, люминол, реагент "Фосфотест").
Следы биологического происхождения фиксируются посредством их описания в протоколе следственного действия (например, осмотра места происшествия), а также фотографируются, зарисовываются и т. п.
При изъятии рассматриваемых следов необходимо соблюдать соответствующие правила. Так, одежду и другие предметы со следами биологического происхождения изымают целиком. С громоздких предметов делают соскобы (после предварительного высушивания жидких веществ). Из воды, снега следы крови, спермы, мочи изымают на марлю и высушивают. Необходимо помнить, что смывы таких следов на марлю или другой материал с твердых объектов категорически запрещается. Волосы изымают пинцетом.
|
|
Все изъятые объекты помещают в отдельные бумажные пакеты. Одежду свертывают следами внутрь и перекладывают чистой бумагой, чтобы следы не соприкасались. Использование полиэтиленовой упаковки недопустимо.
В процессе экспертного исследования следов биологической природы решают идентификационные и диагностические задачи.
Диагностические задачи:
- установить, имеются ли на представленных объектах следы крови, спермы и других выделений человека;
- установить, являются ли представленные объекты волосами человека;
- установить, какова групповая принадлежность крови, спермы, волос и др.
Идентификационные задачи:
- установить, принадлежат ли кровь, сперма, волосы конкретному человеку;
- установить, наступила ли беременность от подозреваемого в изнасиловании и др.
Как было указано выше, при расследовании преступлений широко используется информация, носителями которой являются следы зубов, ногтей, других частей тела человека, его одежды, поскольку в ходе их исследования также могут быть решены диагностические и идентификационные задачи, способствующие установлению истины по уголовному делу.
Предварительное трасологическое исследование следов биологического происхождения на месте происшествия позволяет установить механизм их образования и реконструировать отдельные обстоятельства события преступления. Например, по следам брызг крови можно установить расстояние от преграды до источника брызг; отсутствие крови на месте обнаружения трупа с ранениями, вызывающими кровотечение, свидетельствует о том, что место обнаружения трупа (место происшествия) не совпадает с местом преступления (местом нанесения соответствующих телесных повреждений).
|
|
33. Следы транспортных средств: механизм образования, классификация, криминалистическое значение.
Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов – веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.
Следы транспортных средств в трасологии, в первую очередь, подразделяются по видам, оставивших их транспортных средств:
• следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера и др.);
• следы путевого транспорта (повозок, саней, нарт);
• механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилиями человека (велосипедов, тележек, санок);
• рельсовых транспортных средств (железнодорожного транспорта, метро, трамвая).
Наиболее часто в следственной практике встречаются следы автомобилей.
По другой классификации следы транспортных средств принято подразделять следующим образом:
• следы частей и деталей транспортного средства (например, следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);
• предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора, обломки древесины кузова грузовых автомобилей и др.);
• вещества, например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкости системы охлаждения и др.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые – результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.
Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.
В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.
Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дорогах и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.
Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.
По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего события: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.