Лирическое отступление. Отношения заказчика и копирайтера - вопрос тонкий и порой болезненный

Судьба копирайтера

Отношения заказчика и копирайтера - вопрос тонкий и порой болезненный. Образы двух этих антиподов стараниями попу­лярных современных прозаиков прочно закрепились в созна­нии читателей, их конфликт приобрел романтическую окраску.

В 1999 году в Москве вышел роман Виктора Пелевина «Поко­ление П». Его герой - тридцатилетний наркоман - копирайтер, страдающий от несовершенства мира вообще и мира россий­ской рекламы в частности. В 2000 году в Париже вышел роман Фредерика Бегбедера «99 франков», который в 2001 году был переиздан под заголовком «14,95 евро». Его герой - тридцати­летний наркоман - копирайтер, страдающий от несовершенства мира вообще и мира французской рекламы в частности.

В обоих романах подробнейшим образом описывается профес­сиональная «кухня» - особенности творческого процесса, струк­тура отрасли, конфликты с заказчиками; приводятся фрагменты многочисленных рекламных кампаний, реальных и вымышлен­ных. Рекламная среда предстает чрезвычайно непривлекатель­ной. Все рекламисты - наркоманы и развратники, сознательно обманывающие потребителей. Все заказчики - демонические неучи, безжалостно эксплуатирующие рекламистов. Лейтмоти­вом проходит идея бесповоротности: реклама не просто вошла в нашу жизнь, она эту жизнь собой подменила.

Сочетание трагического и комического, пародийного и до странности реального рождает ощущение зыбкости и незащи­щенности. Балансируя между драматизмом и абсурдизмом, та­лантливые конъюнктурщики Пелевин и Бегбедер держат чита­теля в напряжении, соблазняют развлекательным чтивом, а подсовывают антиутопию. Герою Пелевина чудится на рекламном щите Тампакс кровавая надпись: «Банду Ельцина под суд». Герой Бегбедера собственной кровью на стене у ненави­стного заказчика пишет: «Нас убивают йогурты Мадон» (и припевчик «У-у-у, Мадон», узнаете?}. Потом у обоих едет крыша, оба становятся директорами своих рекламных агентств, один вступает в тайную секту, другой убивает невинную старушку.

Бегбедер едва ли читал Пелевина, Пелевин тем более не мог прочесть еще ненаписанный роман Бегбедера. Вероятно, страшная сказка о судьбе копирайтера стала «бродячим сю­жетом», витающим в воздухе. А действующие лица - тиран-за­казчик и наркоман - копирайтер - героями современного эпоса.

Складывается впечатление, что борьба за выбор рекламно­го слогана по драматическому накалу подобна дуэли Ленско­го и Онегина. Канонический заказчик - упрямый, невежест­венный самодур, неспособный понять утонченного ранимого творца-копирайтера. Канонический копирайтер - закончен­ный психопат, который является на деловую встречу в пижа­ме, с хомяком под мышкой и вместо «продающей рекламы» норовит подсунуть заказчику свою последнюю поэму о пре­вратностях любви. На практике же встречается сколько угодно вменяемых заказчиков и копирайтеров.

Завершить эту устрашающую главу хотелось бы исключитель­но сложным упражнением. Читатель, вероятно, заметил, что перечисленные выше обязанности копирайтера мы, как и обе­щали, обсудили весьма поверхностно. Теперь мы вернемся к самой из них экзотической и предложим следующее задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: