Судьба копирайтера
Отношения заказчика и копирайтера - вопрос тонкий и порой болезненный. Образы двух этих антиподов стараниями популярных современных прозаиков прочно закрепились в сознании читателей, их конфликт приобрел романтическую окраску.
В 1999 году в Москве вышел роман Виктора Пелевина «Поколение П». Его герой - тридцатилетний наркоман - копирайтер, страдающий от несовершенства мира вообще и мира российской рекламы в частности. В 2000 году в Париже вышел роман Фредерика Бегбедера «99 франков», который в 2001 году был переиздан под заголовком «14,95 евро». Его герой - тридцатилетний наркоман - копирайтер, страдающий от несовершенства мира вообще и мира французской рекламы в частности.
В обоих романах подробнейшим образом описывается профессиональная «кухня» - особенности творческого процесса, структура отрасли, конфликты с заказчиками; приводятся фрагменты многочисленных рекламных кампаний, реальных и вымышленных. Рекламная среда предстает чрезвычайно непривлекательной. Все рекламисты - наркоманы и развратники, сознательно обманывающие потребителей. Все заказчики - демонические неучи, безжалостно эксплуатирующие рекламистов. Лейтмотивом проходит идея бесповоротности: реклама не просто вошла в нашу жизнь, она эту жизнь собой подменила.
|
|
Сочетание трагического и комического, пародийного и до странности реального рождает ощущение зыбкости и незащищенности. Балансируя между драматизмом и абсурдизмом, талантливые конъюнктурщики Пелевин и Бегбедер держат читателя в напряжении, соблазняют развлекательным чтивом, а подсовывают антиутопию. Герою Пелевина чудится на рекламном щите Тампакс кровавая надпись: «Банду Ельцина под суд». Герой Бегбедера собственной кровью на стене у ненавистного заказчика пишет: «Нас убивают йогурты Мадон» (и припевчик «У-у-у, Мадон», узнаете?}. Потом у обоих едет крыша, оба становятся директорами своих рекламных агентств, один вступает в тайную секту, другой убивает невинную старушку.
Бегбедер едва ли читал Пелевина, Пелевин тем более не мог прочесть еще ненаписанный роман Бегбедера. Вероятно, страшная сказка о судьбе копирайтера стала «бродячим сюжетом», витающим в воздухе. А действующие лица - тиран-заказчик и наркоман - копирайтер - героями современного эпоса.
Складывается впечатление, что борьба за выбор рекламного слогана по драматическому накалу подобна дуэли Ленского и Онегина. Канонический заказчик - упрямый, невежественный самодур, неспособный понять утонченного ранимого творца-копирайтера. Канонический копирайтер - законченный психопат, который является на деловую встречу в пижаме, с хомяком под мышкой и вместо «продающей рекламы» норовит подсунуть заказчику свою последнюю поэму о превратностях любви. На практике же встречается сколько угодно вменяемых заказчиков и копирайтеров.
Завершить эту устрашающую главу хотелось бы исключительно сложным упражнением. Читатель, вероятно, заметил, что перечисленные выше обязанности копирайтера мы, как и обещали, обсудили весьма поверхностно. Теперь мы вернемся к самой из них экзотической и предложим следующее задание.