Показатели рентабельности и методы их расчета

В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях используются следующие коэффициенты, которые достаточно полно характеризуют эффективность деятельности предприятия:

♦ рентабельность продукции;

♦ рентабельность производства;

♦ рентабельность реализации (продаж);

♦ рентабельность собственных средств (капитала);

♦ рентабельность основных производственных фондов;

♦ рентабельность активов.

Рассмотрим содержание и методы расчета указанных показателей рентабельности.

Рентабельность изделий (или рентабельность продукции ) определяется в процентах как отношение прибыли, полученной отреализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуски продажу (т.е., к полной себестоимости этой продукции).

В зависимости от целей расчета можно рассчитать уровень рентабельности как одного изделия, так и всего объема продукции, реализованной предприятием.

Рентабельность единицы продукциирассчитывается по формуле:

Ри = (Ци - Си) /Си * 100 % (2)

где Ри – рентабельность изделия, %;

Ци – цена реализации изделия, руб.;

Си– полная себестоимость изделия, руб.

Рентабельность объема выпуска продукции определяется по формуле:

Рп = (QпСп) / Сп * 100 % (3)

где Рп – рентабельность объема выпуска продукции, %;

Qп – стоимость объема товарной продукции (выручка), руб.;

Сп – полная себестоимость товарной продукции, руб.

Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность различных видов продукции и всего объема продукции, и тем самым не только определяют эффективность использования ресурсов предприятия, но и служат отправной точкой в процессе ценообразования.

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат производственных ресурсов.

Общая рентабельность производства (Рпр) определяется по следующей формуле:

Рпр =(П / Ф сред + Н об) * 100 % (4)

где П – совокупная прибыль предприятия, руб.;

Ф сред - среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) предприятия, руб.;

Ноб – среднегодовой норматив оборотных средств предприятия, руб.

Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая рассчитывается как отношение общей прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, и расчетная (или чистая), определяемая отношением чистой прибыли предприятия к затратам.

Рентабельность реализации или продаж определяется как отношение прибыли к стоимости объема продаж и показывает процент прибыли с каждого рубля реализации. Этот показатель рассчитывается по формуле:

РПП= ПП / В *100 % (5)

где ПП - прибыль от продаж,

В – выручка от продаж

Рентабельность собственных средств или капитала, рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к акционерному капиталу с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности деятельности предприятия. Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и увеличения объемов производства.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

РСК = ЧП / СК * 100 % (6)

где ЧП - чистая прибыль (убыток) отчетного периода,

CК- среднегодовая величина собственного капитала

Заметим, что обратная величина, т.е. соотношение среднего размера собственного капитала и чистой прибыли, представляет период окупаемости собственного капитала.

Важным показателем является также рентабельность основных производственных фондов, рассчитываемая как отношение прибылипредприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этотпоказатель служит для сопоставления эффективности использованияосновного капитала или производственных фондов на различныхпредприятиях одной отрасли и (или) уровня прибыльности различныхотраслей промышленности.

В общем случае рентабельность ОПФ можновыразить формулой:

Рф = П/Ф сред * 100 % (7)

где Рф – рентабельность ОПФ, %;

П – общая прибыль предприятия, руб.;

Ф сред – среднегодовая стоимость ОПФ, руб.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности, формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия, т.е. показывает отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в его распоряжении совокупных ресурсов.

Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

РА = П / А * 100% (8)

где РА – рентабельность активов, %;

П – общая или бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), руб.;

А – средняя стоимость всех используемых активов, руб.

Аналогично может быть определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например внеоборотных и оборотных активов, а также отдельных их элементов (основных средств, материальных запасов и т. д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с общей прибылью может быть использована чистая прибыль предприятия.

Таким образом, показатели рентабельностивыражают соотношение доходов и расходов предприятия в процессе производства и реализации продукции, что в конечном счете определяет фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий). Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения производства за счет собственных накоплений.

Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона.

Двухфакторная модель Дюпона (рентабельности активов) выглядит следующим образом:

Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.

Трехфакторная модель Дюпона (рентабельности собственного капитала) выглядит следующим образом:

Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры капитала организации. Тем самым прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. Так, например, из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях рентабельность собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала организации (эффект финансового рычага).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: