При факторном анализе прибыли изучают влияние таких факторов как:
1. Объем выручки от реализации товаров.
2. Структура реализации.
3. Себестоимость проданных товаров.
6. Цена на реализацию товаров.
Существует ряд методов факторного анализа прибыли (Шеремет, Сэвидж, Балабанов – наиболее простой).
1. Влияние на прибыль изменения отпускных цен на реализованную продукцию:
Пр1 = Р1 – Р2
Пр – прибыль; Р1 – реализация в отчетном году;
Р2 – реализация в отчетном году в ценах базисного периода.
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции:
Пр2 = Пр0 · К1 – Пр0
Пр0 – прибыль базисного года;
К1 – коэффициент роста объема реализованной продукции.
К1 = С1.0 / С0
С0 – себестоимость реализованной продукции базисного периода;
С1.0 – себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.
3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленное изменением структуры продукции:
Пр3 = Пр0 (К2 – К1)
К2 – коэффициент роста объема реализации по отпускным ценам.
К2 = Р1.0 / Р0
Р0 – реализация в базисном периоде;
Р1.0 – реализация в отчетном периоде в ценах базисного.
4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости:
Пр4 = С1.0 – С1
С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.
5. Влияние на прибыль изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:
Пр5 = С0 · К2 – С1.0
6. Суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль:
Пр = Пр1 + Пр2 + Пр3 + Пр4 + Пр5
Другой метод факторного анализа:
1. Рост выручки от реализации продукции:

2. Изменение прибыли за счет снижения НДС:

Факторный анализ прибыли позволяет разработать программу повышения прибыльности производственно-финансовой деятельности, мобилизовав выявленные резервы.
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках прибыль от продаж рассчитывается как разница между выручкой и расходами по основной деятельности, которые включают себестоимость продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Следовательно, сумма прибыли от продаж зависит от изменения выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Поэтому, абсолютное изменение прибыли от продаж является следствием изменения названных факторов.
Влияние изменения выручки на сумму прибыли определяется следующим образом:

Влияние изменения себестоимости наизменение прибыли от продажопределяется следующим образом:

Влияние изменения коммерческих расходов наизменение прибыли от продажопределяется следующим образом:

Влияние изменения управленческих расходов наизменение прибыли от продажопределяется следующим образом:

Совокупное влияние факторов должно соответствовать абсолютному изменению прибыли:

В экономической теории принято различать понятия экономический эффект и экономическая эффективность.
Экономический эффект – экономическая категория, характеризующая абсолютный результат деятельности.
Экономическая эффективность – экономическая категория, характеризующая отношение полученного эффекта к затратам, произведенным для его достижения или ресурсам, необходимым для его достижения.
или 
Экономический эффект выражается прибылью (объемом продаж, выручкой от реализации и др.) организации. При этом следует иметь в виду, что прибыль – это абсолютный эффект и сама по себе не может характеризовать уровень эффективности работы организации без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.
Экономическая эффективность деятельности организации выражается показателями рентабельности. При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения и др. На практике наибольшее распространение получил первый из них. В качестве затрат (ресурсов) могут выступать различные показатели, в частности, средняя величина активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и др.
На практике наиболее часто применяют следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность реализованной продукции:
,
, где
Ррп – рентабельность реализованной продукции; Ризд – рентабельность произведённой продукции;
Ппр – прибыль от продаж;
Сп – полная себестоимость производства и реализованной продукции;
2. Рентабельность активов (имущества):



, где
Ра – рентабельность активов, %; Рва – рентабельность внеоборотных активов, %;
Роа – рентабельность оборотных активов, %;
Рчок – рентабельность чистого оборотного капитала, %;
ЧП – чистая прибыль; А – средняя стоимость активов за расчетный период;
BA – средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период;
ОА – средняя стоимость оборотных активов за расчетный период;
ЧОК – средняя величина чистого оборотного капитала за расчетный период; (ЧОК = оборотные активы – краткосрочные обязательства).
3. Рентабельность собственного капитала:


, где
Рск – рентабельность собственного капитала, %; Рак – рентабельность акционерного капитала, %;
В состав акционерного капитала (АК) ОАО или ЗАО включают уставный и резервный капитал;
Pча – рентабельность чистых активов, %; СК – средняя стоимость собственного капитала за расчетный период; ЧА – средняя стоимость чистых активов за расчетный период.
, где
Ри – рентабельность инвестиций по бухгалтерскому балансу, %;
И – инвестиции (собственный капитал + долгосрочные обязательства).
