1. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - иностранные лица), в случае, если:
1) ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика;
2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Российской Федерации, или при наступлении вреда на территории Российской Федерации;
5) спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;
6) истец по делу о защите деловой репутации находится в Российской Федерации;
7) спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Российской Федерации;
8) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Российской Федерации;
9) спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей "Интернет" на территории Российской Федерации;
10) в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.
2. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают также экономические споры и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью с участием иностранных лиц и отнесенные в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса к их исключительной компетенции.
3. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают также дела в соответствии с соглашением сторон, заключенным по правилам, установленным статьей 249 настоящего Кодекса.
4. Дело, принятое арбитражным судом к своему рассмотрению с соблюдением правил, предусмотренных настоящей статьей, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения или места жительства лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно станет относиться к компетенции иностранного суда.
Статья 248. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц
|
|
1. К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц относятся дела:
1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
2) по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него;
3) по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации;
4) по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);
5) по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.
2. В исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся также предусмотренные в разделе III настоящего Кодекса дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Статья 250. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по применению обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц
|
|
По делам с участием иностранных лиц, отнесенным к компетенции арбитражных судов в Российской Федерации в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, арбитражный суд в Российской Федерации может принять обеспечительные меры по правилам главы 8 настоящего Кодекса.
Статья 251. Судебный иммунитет
1. Иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
3. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц
1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.
3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев.
Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц
1. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.
2. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным настоящим Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.
4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.
|
|
|
|
51. Исполнение судебных постановлений и его значение. Органы принудительного исполнения. Роль суда в
исполнительном производстве.
Принудительное исполнение (далее - исполнение) судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов (далее - служба судебных приставов) и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов).
2. Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.
Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.
3. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются настоящим Федеральным законом и федеральным законом о судебных приставах.
4. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами (далее - подразделения).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, федеральным законом о судебных приставах и иными федеральными законами.
52. Стороны в исполнительном производстве, их процессуальные права и обязанности.
Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Определение сторон в исполнительном производстве дается в ст.29 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
В исполнительном производстве две стороны — взыскатель и должник, которыми в основном становятся бывшие истец и ответчик (если исполняется исполнительный документ, выданный на основании судебного акта). В случае удовлетворения встречного иска ответчик становится взыскателем, а должником — истец.
Стороны являются основными участниками исполнительного производства как урегулированной законом разновидности юридического процесса. Отсюда и более детальное регулирование их правового положения и субъективных прав и обязанностей, чему посвящен целый ряд статей главы II Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительному производству, в отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства, в силу определенности подтвержденных исполнительным документом прав и обязанностей неизвестно понятие надлежащих и ненадлежащих сторон, их замены и т.п., поскольку спор уже разрешен до стадии исполнительного производства.
Правоспособность и дееспособность в исполнительном законодательстве (исполнительная право- и дееспособность). По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.
Проверку правового статуса организации и ее возможностей исполнить соответствующую обязанность либо принадлежности ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель и не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации. Следует иметь в виду, что должником и взыскателем в исполнительном производстве могут выступать не только организации, наделенные правами юридического лица. В качестве должника может выступать орган исполнительной власти или местного самоуправления, обязанный совершить определенное действие в силу его компетенции.
В отличие от организаций правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства должна проверяться судебным приставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК, КЗоТ, СК, КоАП и других федеральных законах.
Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. Согласно п.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.
С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст.27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия — судом.
В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривается возможность возникновении полной дееспособности в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разрешения местной администрации (ст.13 СК). Однако данное правило должно действовать и в исполнительном производстве, исходя из норм семейного законодательства и производного характера дееспособности в исполнительном производстве. Поэтому граждане, заключившие брак, начиная с 16 лет, также являются полностью дееспособными и в исполнительном производстве. Согласно ст.21 ГК, приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет, что также действует в исполнительном производстве.
Таким образом, в указанных случаях судебный пристав-исполнитель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного (путем проверки документов). Практическая проверка дееспособности лица достаточна сложна. Дело в том, что специального реестра лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные решения об ограничении дееспособности либо признании недееспособными, не ведется. Поэтому судебный пристав-исполнитель в случае возникновения сомнений в дееспособности гражданина вправе запросить о наличии или отсутствии судебного решения органы опеки и попечительства. Кроме того, запрос может быть направлен и в суд по месту жительства гражданина, поскольку, согласно ст.258 ГПК, заявление о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным подается в суд по его месту жительства, а если лицо помещено в психиатрическое лечебное учреждение, то по месту нахождения лечебного учреждения.
Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство также допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлечении законных представителей для защиты их прав.
Например, в соответствии со ст.13 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Аналогичное положение установлено и ст.7 Федерального закона «О производственных кооперативах». Соответственно несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в исполнительном производстве при исполнении исполнительных документов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.
На основании ст.26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными, и, следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. Поэтому по соответствующим исполнительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.
Согласно ст.173 КЗоТ, прием на работу допускается с 16 лет, а в исключительных случаях — с 15 лет. С согласия родителей, усыновителей или попечителя допускается прием на работу для выполнения несовершеннолетним легкого труда с 14 лет. Поскольку такие лица наделяются трудовой правосубъектностью, то, соответственно, они обладают как процессуальной дееспособностью для защиты их интересов в суде, так и дееспособностью в исполнительном производстве.
Полностью недееспособными в исполнительном производстве являются граждане по самым различным причинам. Во-первых, к полностью недееспособным гражданам в исполнительном производстве относятся как несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспособности в материальном праве. Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими, и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст.29 ГК). Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищаются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.
Взыскатель в исполнительном производстве. Взыскатель не всегда может являться истцом в судебном процессе. Например, если в иске истцу было отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец — должником. Поэтому в п.2 ст.29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дается предельно широкое определение взыскателя — это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист.
Кроме того, взыскателями являются не только бывшие участники судебных процессов. Поскольку ст.7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дает достаточно большой круг исполнительных документов, выдаваемых на основании актов несудебных органов, то предъявляющие их лица также являются взыскателями. По аналогии с правилами судебного процесса под взыскателем рассматривается участник подтвержденного судом либо иным органом материального правоотношения, имеющий субъективное право требования от обязанного лица. Поэтому лицо, предъявляющее исполнительный документ, и сам взыскатель также могут не совпадать. В частности, в случаях, предусмотренных пп. 5–7 п.1 ст.7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскателями являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, в пользу которых (в зависимости от уровня бюджета, в который происходит взыскание) выступают уполномоченные органы и должностные лица, в том числе и судебные приставы-исполнители, которые взыскивают различные суммы в федеральный бюджет.
Должник в исполнительном производстве. В качестве должника рассматривается лицо (гражданин или организация), на которых в силу вынесенного судом либо иным органом акта лежит обязанность перед взыскателем. Указанная обязанность должна быть осуществлена как путем совершения должником активных действий, так и путем воздержания от определенных действий.
Права и обязанности сторон в исполнительном производстве. Стороны исполнительного производства наделены рядом прав и обязанностей, которые позволяют им осуществлять свои правомочия, добиваться решения задач, которые стоят перед ними в ходе совершения исполнительных действий.
В соответствии со ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Перечень прав сторон, перечисленных в п.1 ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не полон. Целый ряд прав сторон исполнительного производства установлен другими статями Федерального закона «Об исполнительном производстве». Так, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п.1 ст.23 Закона); стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение (п.2 ст.23 Закона), взыскатель вправе отказаться от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п.7 ст.23 Закона); взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок (п.4 ст.54 Закона), и ряд других.
Согласно п.2 ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве. Как видно, здесь не содержится указание на конкретный перечень обязанностей сторон исполнительного производства. Применительно к каждому виду исполнительных действий у сторон имеются как права, так и обязанности. При этом если взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, то должник — в основном обязанной. Самая общая и основная обязанность должника — исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства.
Соучастие в исполнительном производстве. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Необходимость соучастия в исполнительном производстве связана со сложной структурой материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно как активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взыскателя), пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц как на стороне взыскателя, так и должника).
В отличие от правил судебного процесса, в исполнительном производстве вряд ли возможно подразделение соучастия на обязательное и факультативное, поскольку оно всегда имеет обязательный характер в силу подтвержденности в исполнительном документе принадлежности права нескольким взыскателям либо возложении обязанности на нескольких должников.
Каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право (как и в судебном процессе) — они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.
53. Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве.
Статья 90. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
1. На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
2. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 91. Защита прав взыскателя при несвоевременном производстве организацией взыскания по исполнительному документу
Взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.
При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины.
Статья 92. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий
В случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
Статья 93. Защита прав организаций при неисполнении исполнительного документа о восстановлении на работе
В случае неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа, в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
54. Основания принудительного исполнения. Исполнительные документы (их виды, значение, порядок
выдачи). Давность для предъявления исполнительных документов к исполнению.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - документы, являющиеся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным приставом действий по принудительному исполнению судебных решений, а также актов других органов. Исполнительные документы выдаются судами, арбитражными судами, нотариальными и иными управомоченными органами. К исполнительным документам относятся: а) исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей), арбитражных судов, мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейских судов, решений иностранных судов; б) судебные приказы; в) исполнительные надписи нотариальных органов; г) приказы арбитражного суда; д)-надписи председателя Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ о вступлении решения в законную силу; е) не оплаченные в срок акцептованные платежные требования; ж) постановления, выдаваемые административными органами, о производстве взысканий с граждан в бесспорном порядке; з) другие документы, указанные в законе.
36.2. Основания принудительного исполнения. Исполнительные документы (их виды, значение, порядок выдачи). Давность для предъявления исполнительных документов к исполнению.
Основания исполнения – судебные постановления и акты иных юрисдикционных органов, которые в соответствии с прямым указанием закона подлежат принудительному исполнению в порядке исп. производства. Необходимо различать такие понятия, как основание исполнения и исполнительный документ. В ряде случаев для возбуждения исполнительного производства судебному приставу необходимо предъявить не само судебное постановление или акт юрисдикционного органа, а выдаваемый на их основании исполнительный документ. Исполнительный документ – это выданный в соответствии с актом уполномоченного органа или должностного лица документ, составленный по строго определенной форме, на основании которого органы принудительного исполнения непосредственно осуществляют принудительное исполнение (взыскивают денежные средства, имущество, принуждают должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения). Исполнительными документами являются: а) исполнительные листы; б) судебные приказы; в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; г) удостоверения комиссий по трудовым спорам; д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств; е) постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; ж) постановления судебного пристава-исполнителя (например о взыскании исполнительского сбора). Все исполнительные документы по своей форме и содержанию должны отвечать определенным требованиям. Для возбуждения исп. производства судебному приставу обязательно должен быть представлен подлинник исп.документа, а в случае его утраты – дубликат. Исполнительный лист – наиболее распространенный исп.документ. Он представляет собой предписание суда органам принудительного исполнения реализовать соответствующее судебное постановление в порядке исполнительного производства. Срок исполнительной давности – это установленный законом период времени, в течение которого исп.документ м.б. предъявлен к принудительному исполнению. Исполнительные листы и судебные приказы подлежат принудительному исполнению в течение трех лет. Исполнительные листы, выданные судами на основании решений третейских судов, требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к исполнению в течение 6 месяцев. Сроки давности для предъявления к исполнению исполнительных листов исчисляются со дня вступления соответствующего акта в законную силу. В случае, если решение было обращено к немедленному исполнению, срок исполнительной давности начинает течь со следующего дня после вынесения решения. Предъявленный по истечение срока давности исп.документ возвращается взыскателю или органу, его направившему
55. Общие правила исполнительного производства. Меры принудительного исполнения.
Возбуждение исполнительного производства и его общие правила
Для возбуждения исполнительного производства взыскателю необходимо обратиться с исполнительным документом к судебному приставу-исполнителю, который в течение трех дней выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения должнику, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. Одновременно судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Такие действия производятся на основании заявления взыскателя. Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа.
Применение мер принудительного исполнения в арбитражном процессе возможно только после совершения ряда юридических действий в определенной законом последовательности: предъявление исполнительного листа ко взысканию; принятие постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В качестве мер принудительного исполнения согласно ст. 45 указанного Закона предусмотрены: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Отдельные исполнительные процедуры различаются в зависимости от конкретного объекта взыскания: недвижимое или движимое имущество, ценные бумаги, денежные средства; необходимость совершения должником определенных действий в пользу взыскателя либо воздержания от них; кто является обязанным субъектом по исполнительному документу — гражданин, коммерческая либо некоммерческая организация, орган государственной власти, местного самоуправления. Дифференциация исполнительных действий также определяется правовым статусом имущества; например, находится ли оно под залогом и т.д.
В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения (не более 5 дней), судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Следует иметь в виду, что указанный сбор взыскивается сверх суммы долга и поэтому при недостаточности имущества должника для погашения задолженности перед всеми взыскателями уменьшает возможности взыскателен, особенно последних очередей, на получение присужденного.
Имеются и другие санкции за неисполнение исполнительного документа. За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, предоставление недостоверных сведений о доходах и имущественном положении должника и т.п. виновные подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. За уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий виновные лица могут быть подвергнуты приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя.
Специальные санкции установлены за неисполнение в отношении банков (в размере 50% суммы, подлежащей взысканию), за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
В случае несвоевременного осуществления исполнительных действий по исполнительному листу организацией взыскатель вправе предъявить к организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины. Например, если по вине банка не было произведено взыскание со счета должника вследствие утраты работниками банка исполнительного листа и инкассового поручения, хотя в тот момент денежные средства на счете должника имелись, то взыскатель вправе предъявить иск о взыскании суммы задолженности с банка.
Данные о счетах должника-организации могут быть получены в органах государственной налоговой инспекции, которым и сами организации, и банки обязаны сообщать обо всех открываемых счетах.
При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями в порядке очередности, установленной ст. 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если требование относится к взысканиям третьей очереди, то до полного удовлетворения требований предыдущих (первой и второй очередей) взыскатель третьей очереди ничего не получит.
При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. Например, сумма, имеющаяся в наличии у должника, составляет 10 млн. руб., а требований одной очереди, допустим о взыскании ущерба в пользу инвесторов, предъявили четыре взыскателя, по пять миллионов каждый. В этом случае их требования будут удовлетворены пропорционально, каждый из них получит по два с половиной миллиона из имеющихся в наличии средств у должника.
Следует также иметь в виду, что из суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, сначала оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по исполнению, а затем остальная сумма поступает на удовлетворение требований взыскателен.
Очередность взысканий состоит в следующем. В первую очередь удовлетворяются требования по изысканию алиментов; возмещению вреда, причиненного здоровью; возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.
Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, связанные с их трудом в этих организациях; требования об оплате оказанной адвокатами юридической помощи; выплате вознаграждения, причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства.
В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ.
В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью.
В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.
Вместе с тем согласно ст. 64,65 ГК сохраняется особая очередность при исполнении судебных актов о ликвидации юридического лица, а также при признании его несостоятельным (банкротом). Следует иметь в виду и другие особенности исполнительных действий при возбуждении дела о банкротстве, а также при ликвидации организации-должника. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращается взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу (п. 4 ст. 60 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В таком случае удовлетворение требований кредиторов должника, признанного в установленном порядке несостоятельным (банкротом), осуществляется в соответствии со ст. 64 и 65 ГК и законодательством РФ о банкротстве.
Схожий порядок установлен в случае ликвидации должника-организации. На основании п. 2 ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в таком случае исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения. О направлении исполнительного документа ликвидационной комиссии (ликвидатору) судебный пристав-исполнитель сообщает взыскателю. В последнем случае взыскателю необходимо проверить, чтобы процедура ликвидации, если она начата по решению учредителей (участников) юридического лица, действительно имела место (имеется ли надлежащее решение о ликвидации, извещен ли соответствующий государственный орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, создана ли ликвидационная комиссия и т.д.). Иначе объявление учредителей о ликвидации коммерческой организации будет еще одним способом затягивания исполнительного производства.
В исполнительном производстве могут быть поставлены вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения. Такие заявления взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя рассматриваются арбитражным судом. Предоставляя должнику отсрочку или рассрочку исполнения, арбитражный суд может принять меры по обеспечению исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном гл. 7 АПК. Вопросы об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматриваются в заседании арбитражного суда с извещением взыскателя и должника заказным письмом с уведомлением о вручении.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по указанным вопросам может быть обжаловано.
В исполнительном производстве возможен и поворот исполнения в отношении уже исполненного судебного акта. Порядок разрешения данного вопроса урегулирован в ст. 208, 209 АПК и никак не затрагивается в Федеральном законе «Об исполнительном производстве». Поворот исполнения заключается в следующем. Если приведенный в исполнение судебный акт изменен или отменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен или изменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, который принял новый судебный акт. Если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний о повороте его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции. По результатам рассмотрения заявления ответчика о повороте исполнения судебного акта выносится определение. Арбитражный суд выдает исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости по заявлению организации, гражданина. К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта.
В рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» выделяются также такие процессуальные действия, как отложение исполнительных действий (ст. 19); приостановление исполнительного производства (ст. 20-22, 24); прекращение исполнительного производства (ст. 23-25); возвращение исполнительного документа (ст. 26); окончание исполнительного производства (ст. 27).