Речь Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерина на 2-м Всесоюзном совещании уполномоченных НКВТ СССР 4 страница

Количественный рост внешней торговли, возросшее значение ее в общем товарообороте страны нашли свое отражение прежде всего на заготовительном рынке Союза. Заготовки для экспорта играют в 1923/24 г. весьма крупную роль в деле извлечения продукции сельского хозяйства *.

Следующая таблица дает сопоставление обшей заготовки всех товаров экспортного значения, предназначенных как для экспорта, так и для реализации на внутреннем рынке, с экспортными заготовками, производившимися организациями, имеющими право выхода на внешний рынок.

* Понятие заготовок применено в последующем изложении только в отношении сельскохозяйственных товаров. — Прим. док.


Общая годовая заготовка экспортных товаров

и заготовки этих товаров для экспорта

в 1923/24 хоз. году

(Заготовка хозорганов, Госторгов и смешанных] обществ)

Наименование товаров Общая загот[овка] экспортных] товаров Экспортная} за-гот/овка] организаций], имеющих право вих/ода] на внеш{ний] рын[ок] В %% к общей заготовке
  В МЛН. руб. 220,7 23,3 9,4 40,2 30,6 7,5 1,1 4,7 21,7 83,5* 13,2 8,4 40,2 18,1 7,5 1,1 4,7 20,4 37,8 56,7 89,3 100,0 59,2 100 0
Яйца............
 
 
 
  100,0 100,0 94,0
 
 
Всего с хлебом Всего без хлеба 359,2 138,5 197,1 113,6 54,9 82,0

Приведенные данные отражают на себе те основные особенности, которые характерны для заготовительной кампании истекшего года.

Подавляющая часть всей учтенной заготовки падает на хлебопродукты. При общей ценности заготовленных товаров в 359,2 млн. руб. ценность хлебопродуктов составляет 220,7 млн. руб., т. е. 61,5% общей заготовки.

Соответственно велика была и роль экспортной заготовки хлебопродуктов. Из всего количества заготовленного хлеба (300 млн. пудов) на заготовку для вывоза падает половина (142 мли. пудов). При этом следует отметить, что месяцы максимального развития хлебозаготовок совпадают с месяцами наибольшего вывоза, таким образом, экспорт оказывал непосредственное влияние на внутренний рынок. Помимо обычной сезонности, независимо от того, что обыкновенно и в довоенное время большая часть хлебозаготовки падала на первое полугодие, в 1923/24 г. действовали особые условиянеобходимость ликвидировать расхождение между ценами на сельскохозяйственные и промышленные товары. Это задание, имевшее, как известно, в прошлом году особенно важное значение, было в значительной мере достигнуто благодаря экспортной загота&ке.

* Фактическая экспортная заготовка хлеба выше, достигает 102 млн. руб. В таблице даны заготовки только организаций, имеющих право выхода на внешний рынок. — Прим. док.


Как отражалась хлебозаготовка на движении цен, можно судить по следующей таблице:

Заготовлено всего хлебопродуктов в млн. пчд.

Стоимость заготовки в млн. руб.

Средн. загот. цена по данным организации в коп. эапуд (всехлеба)

II

III

V

квартал

126,2 67,2 45,8 62,3

74,6 56,3 36,2 53.6

59,1 83,8 79,0 86.0

Усиленная заготовка первого квартала привела к значительному повышению заготовительной цены во второй четверти года; даже в третьем квартале, несмотря на сокращение заготовок и некоторое понижение заготовительной цены, она все же остается в общем па весьма высоком в сравнении с I кварталом уровне.

Максимальное внимание, которое было уделено в I квартале хлебозаготовительной кампании, требовало также и максимального финансирования ее. При общей ограниченности финансовых ресурсов экспортирующих организаций это не могло не отразиться на степени финансирования заготовок по прочим статьям сельскохозяйственного экспорта. Роль их в заготовке первой половины года незначительна:

Заготовка экспортных товаров по кварталам 1923/24 доз. года

%% заготовка козорганов и Госторгов)

/ кварт. H кварт. Ш кварт. IV кварт.
79,7 65,7 51,5 58,5
1,1 1,6 8,0 15,2
0,6 0,1 5,6 4,1
0,9 1,3 2,9 1,8
5,6 10,5 11,8 5,0
1,6 2,5 2,7 2,0
1,1 3,7 2,0 1,3
0,2 0,2 0,5 0,4
0,2 0,1 0,8 3,6
0,0 0,0 0,0 0,0
6,4 10,6 10,8 4,8
0,7 0,5 1,6 1,5
0,0 0,1 0,0 0,0
1^ 3,1 1,8 1,8

Итого

I группа

Хлебопродукты.....

Масло...........

Яйца............

Проч. жизнен, припасы

// группа

Пушнина.........

Кожа...........

Щетина..........

Кон[ский] волос....

Кишки..........

Пух и перо.......

Лен и кудель......

Пенька и пакля....

Семена разные.....

Проч. сыр. материалы

Всего......

54,6 6,4 2,5 1,7

7,9 2,1 2,0 0,3 1,2 0,0 7,9

1,1 0,0 2,1

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Первый квартал является, если можно так выразиться, периодом гегемонии хлебопродуктов; только со второго квартала (параллельно с уменьшением хлебозаготовок) усиливаются заготовки других сельскохозяйственных товаров.

Переходя к потоварному обзору экспортной заготовительной кампании, мы остановимся на небольшом количестве главнейших товаров, на пушнине и масле, как представителях той группы товаров, для которых развитие заготовки было теснейшим образом связано с конъюнктурой внешних рынков, и на льне и яйцах, характеризующих товары, в большей мере зависевшие от условий внутреннего рынка.

Заготовительная кампания по льну развивалась в 1923/24 г. под знаком «борьбы» за лен между промышленностью и экспортом, при благоприятной и неизменно повышательной конъюнктуре внешнего рынка. Эта борьба обострилась благодаря тому, что первоначальные виды на урожай оказались переоцененными: общий сбор льна составил 8—8,5 млн. пуд. вместо ожидавшихся 9,5—10 млн. пуд.; качество оказалось также несколько ниже, чем ожидалось. В то же время льнообрабатывающая промышленность увеличила свои требования на волокно, особенно с весны, когда началось.расширение промышленности.

Благодаря этому, а также и потому, что условия подготовки денежной реформы поставили общий вопрос о регулировании внутреннего рынка, в отношении льна была введена система лимитов, тем более что движение заготовки повлекло за собой повышение цен. В самом деле, максимум заготовки льна падает на II квартал (34%):

Итого

В то же время индексы цен па лен показывают неизменный рост, с максимумом во II квартале:

Индекс внутреннего рынка для льна составлял

в ноябре....... 145 в январе.......183,5

э декабре......160» феврале......197,6

Если принять во внимание, что общий взвешенный индекс экспортных товаров на внутреннем рынке за тот же период был значительно ниже, колеблясь от 103 до 135 (ноябрь —


февраль), а индекс хлеба, несмотря на его роль, почти все время до февраля оставался ниже 100, достигнув в феврале 114, то быстрый и значительный рост цен на лен налицо.

Введение лимитов привело к понижению индекса льна (так, в марте он уже равен 192, в апреле 195, в мае 191). Это понижение было использовано промышленностью, так как большая часть заготовки II полугодия пошла на удовлетворение се потребностей. Так. сдано промышленности до заключения генерального договора между ней и заготовителями (14 февраля 1924 г.) 670 тыс. пуд., после заключения договора свыше 2 млн. 400 тыс. пуд.

Увеличение поставок промышленности привело к тому, что, несмотря на благоприятную конъюнктуру внешнего рынка, экспорт льна в 1923/24 г. оказался ниже экспорта его в предшествующем году.

Таким образом, в конечном счете заготовительная кампания по льну определялась условиями внутреннего рынка.

Весьма интересным в смысле выяснения влияния конъюнктурных условий внутреннего рынка на движение экспортных заготовок является ход заготовительной кампании по яйцам, в особенности принимая во внимание, что больше половины всей заготовки шло на экспорт.

Заготовка яиц в 1923/24 г. выражается следующими цифрами:

Кварталы

Заготовлено В %% к годовой в тыс. uimvtc яаготояке

I квартал M» III» IV»

40 560

8 631

307 276

317 422

6,0

1,3

45,6

47,1

За год

673 889

100,0

Максимум заготовки падает на четвертый квартал, т. е. на период наиболее высоких заготовительных цен, движение которых в главнейшие заготовительные месяцы характеризуется следующей табличкой:

Месяцы Тамбов Курск Воронеж Нашнь
  цена в рублях за тысчч\' щт\чс
Май........... 18 р. — К. 21? — s 22 > 50 s 24» —» 22 > 17» 17 р. 75 к. 18 s 50 s 18» — ъ 20» —» 26» 33» 18 р. — к. 18 s —» 19 > —» 22» —» 24» —» 19 р. — К. 17» 50»
 
Июль.......... 19 > 50» 21 > — >
  23 т> —»

Такое неравномерное распределение заготовки яиц объясняется не только сезонными условиями — сезон заготовки яиц: весенние и осенние месяцы, — но и тем обстоятельством, что в первом полугодии 1923/24 г. не успел еще сказаться тот восстановительный процесс в нашем птицеводстве, который особенно интенсивно развернулся к концу операционного года. На ход весенней кампании оказали влияние также и некоторые другие факторы: недостаточное финансирование в весенние месяцы, недостаток разменной монеты, что особенно важно, так как заготовка яиц производится мелкими партиями, а также разлив рек в основных заготовительных районах Украины.

Возвращаясь к первой группе товаров, остановимся сначала на пушнине. Являясь по существу своему почти исключительно экспортной отраслью, наш пушной промысел испытывал на себе в максимальной степени давление извне, которое, переплетаясь с внутренними факторами, определяло общую конъюнктуру и ход заготовительной кампании.

Конъюнктура пушных рынков, как внешних, так и внутренних, делится на три периода: осенний, зимний и весенний (летний период — период максимального затишья — в расчет не принимается).

Осенний сезон, начинающийся с Лондонского аукциона и совпадающий у нас с началом операционного года, отличался в истекшем году понижательным настроением рынка. Несмотря иа обычное оживление, связанное с аукционами, общее настроение внешнего рынка было вялым, так как аукционы прошли при пониженных (по сравнению с весной 1923 г.) ценах. Такое состояние внешнего рынка полностью отразилось на внутреннем рынке, который также характеризуется низкими ценами, совершенно неизбежными для наших заготовителей при условии пониженного настроения за границей. Как усугубляющие это настроение факторы следует отметить низкий уровень цеи на сельскохозяйственные продукты, необходимые для охотников, а также и то, что в начале кампании не успела сказаться конкуренция заготовителей.

По мере расширения заготовок начало сказываться обычное в это время возрастание цен. На внешнем рынке осенняя депрессивная конъюнктура сменилась повышательной тенденцией, что побуждало заготовителей использовать благоприятную конъюнктуру и усилило конкуренцию между ними. Это не замедлило сказаться на внутреннем рынке в виде повышения цен на пушнину, чему способствовало и общее вздорожание цен на сельскохозяйственные продукты, в связи с валютными условиями (резкое обесценение совзнаков). Таким образом, под влиянием улучшения конъюнктуры внешнего рынка зимний сезон пушной заготовки характеризуется резко повышательной тенденцией.


Весной в связи с общей неопределенностью состояния внешнего рынка и с наметившимися за границей тенденциями к понижению внутренний рынок дает также значительное падение цен, тем более что весна является периодом окончания пушных заготовок.

Для сравнения движения цен на внешнем и внутреннем рынках в указанные нами периоды приведем следующие две таблички (в рублях):

Название сортов

Но гбрь — декабрь

Январьфевраль

Март — апрель

Движение цен на внешних рынках (Лондон)

Белка сибирская.. Лисица у. •

1,76.42,84—32,93

1,92 35,81—35,67

1,76 33,0-29,15

Д и п ж е и и с йен п а внутреннем рынке

Белка сибирская Лисица»

0,99—0,96 15—20

1,07—1,20 20—30

1,10— 25-20

Эти таблицы наглядно показывают степень зависимости цеп внутреннего рынка от движения цен на внешнем рынке.

О степени связанности хода заготовок пушнины с движением конъюнктуры свидетельствует нижеследующее сопоставление:

Кварталы

Заготовлено

а тыс. руб.

по стоимости

В %% годовой заготовки

Конъюнктура

I квартал

II

III IV

5 275 9 020 8 284 4 209

19,7 33,7 30,9 15.7

Низкие цены Повышение Понижение Затишье

26 78S

100,0

Таким образом, движение заготовок пушнины характеризуется резкими колебаниями по отдельным периодам. Самые высокие цены относятся именно ко второму кварталу, на который падает основная масса заготовок пушнины. В третьем квартале в связи с сокращением заготовок (часть их, отнесенная к III кварталу, фактически была произведена в первичной стадии во II квартале) наблюдается некоторое понижение цен.

1923/24 хоз. год является по существу первым годом сколько-нибудь значительных заготовок масла. Разрушение


маслодельческой промышленности в Сибири, явившееся результатом империалистической и гражданской войн, было так значительно, что для восстановления ее потребовалось много времени. Широкий размер заготовок масла в сибирском районе, этом основном экспортном районе, стал возможным только по мере открытия внешних рынков для маслоэкспорта. Еще в ранние весенние месяцы {март и апрель) экспорт был нерентабельным ввиду равенства цен на внутреннем и внешнем рынках (19—20 руб.). Поэтому заготовка масла начинает развиваться только в те месяцы, когда соотношение внешних и внутренних цен дает возможность вывоза за границу. Только в мае в связи с началом сезонного понижения цен на масло * началась оживленная заготовка, подавляющая часть которой предназначалась для вывоза за границу.

Следующие данные дают представление о той роли, которую играли экспортные заготовки в общей заготовке масла (сибирского) в сезон 1924 г.:

Заготовка масла в 1923/24 хоз. году** (с 1.1 по 1.Х — 24 г.)

Название организаций

Всего заготовлено в тыс. руб.

В том числе

для S нутре н, рынка

для внешнего ринка

Маслоцентр.... Маслоэкспорт... Хлебопродукт...

Сибторг......

«Аркоо (по 1.IX)

«PyCOTS.......

Итого..

487 166,4 380,5 180 63,1 103,2

20 30,5 40 49,8 4,5

146,4

140 13,3 98,7

1 380,2

281.8

1 098.4

Эти данные позволяют нам установить преобладающую роль экспортных заготовок в общей сумме маслозаготовки; неудивительно поэтому, что заготовительный рынок масла чутко прислушивался к конъюнктуре внешнего рынка, направ-

* Весеннее и летнее понижение цен на масло в заготовительных районах, в особенности в Сибири, является следствием технико-экономических особенностей нашего маслоделия. Месяцы апрель, май и июнь являются периодом усиленной продукции масла в Сибири, но в силу отсутствия необходимого оборудования и неналаженности специального транспорта производители лишены возможности задержать масло до осеннего сезона и принуждены выбрасывать его на рынок. — Прим. док.

** Таблица составлена по данным Маслоэкспортного бюро при НКВТ. Точных данных за первый квартал мы не имеем, но это общей картины не меняет, так как вся заготовка первого квартала — 51 тыс. пуд. — 4%.— Прим. док.


ляя в зависимости от этой последней заготовленные партии масла то за границу, то в потребляющие центры СССР.

Заготовка перечисленных товаров (хлеб, пушнина, лен, масло и яйца) охватывает 90% всей сельскохозяйственной заготовки для экспорта; удельный вес прочих сельскохозяйственных товаров (щетина, коиволос и пр.) невелик, поэтому предоставляется возможность на основании сделанного обзора наметить основные итоги экспортной заготовительной кампании:

1) Заготовка для цели экспорта составила свыше половины (55%) учтенной сельскохозяйственной заготовки. При таком удельном весе экспортной заготовки совершенно ясна та связь, которая установилась между экспортом и внутренним рынком. Экспортная заготовка стала серьезным фактором воздействия на внутренний рынок.

2) Этим определяется роль экспортной заготовки как цепообразующего фактора. Сделанный нами краткий обзор хода заготовительной кампании показывает, что экспортная заготовка, составляя значительную часть общей заготовки, способствовала повышению общего уровня сельскохозяйственных цен. Как общее правило, период наиболее высоких цен соответствует времени наибольших заготовок сельскохозяйственных товаров. Проблема «ножниц» могла быть успешно разрешена только при значительном участии экспортирующих организаций в общей заготовке. В течение года цены на внутреннем рынке в отношении сельскохозяйственных товаров поднялись на 41%, причем внутренние цены на экспортные товары весьма близко подошли к внешним (кроме тех товаров, где проводилась в целях общего регулирования политика лимитов). Средний годовой индекс сельскохозяйственных цен Госплана и экспортный индекс Ш<ВТ весьма близки, с превышением на стороне последнего (134Д и 141).

3) Роль экспортной заготовки в образовании цен способствовала общему оздоровлению и дальнейшему развитию сельского хозяйства, углублению рыночности этого последнего, вызывая особенный интерес крестьянства к наиболее товарным культурам.

В общем и целом экспортная заготовительная кампания служила тем базисом, на котором происходило взаимодействие внешнего и внутреннего рынка.

При резко выраженном преобладании сельского хозяйства в общем балансе нашего вывоза ход заготовительной кампании в значительной мере определил собой структуру нашего сельскохозяйственного экспорта, а вместе с тем и всего экспорта в целом. К рассмотрению этого последнего мы и перейдем.

Структура экспорта в 1923/24 г. представлена в следующей таблице:


Экспорт СССР в 1923/24 г.

Наименование товаров

Общее ко,', (по

европейской

и азиатской

границам}

в тис. nvd.

Стоимость по современ.

ценам в тыс. р\'б.

% к общ.

стоимости

соотзет.

группы

Сельскохозяйственный экспорт

2. 3. 4. 5.

6. 7. 8. 9. 10.

Хлеб -Жмыхи Семена Масло ЯПца -

Лен и кудель.

Пенька......

Кон[ский] волос

Щетина.....

Пушнина.... Прочие......

164 118 17 963 6 270

1 198

349 млн. шт.

2 139 237

191 977 20 821 10 734 26 493 13 403

23 282

2 025 I 649

3 857 49 729 20 387

52,6 5,8 2,9 7,2 3,6

6,4 0,6 0,6

1,0

13,7

5,6

Всего

364 357

100,0

  Промышленный экспорт  
[ Лес......... 124215 43 479 70 436 37 345 44,5 23,6  
2. Нефть........ 7,2
3. Марг. руда..... 4. Сахар........ 30 148 905 14 366 6 560 9,1 4,1 2,7 1,2
5. Прочие.......   18,7 5,7
Всего..... ._. 158 278 100,0 30,3
  522 635  
% сельскохоз. экспорта к общ. экспорту (по стоимости)   69,7 _  
% промышл. экспорта к общ. экспорту (по стоимости)... 30,3

70% всего вывоза приходится на долю продукции сельского хозяйства, которая составляет основу вывоза этого года, приближая строение его к довоенному. Основным фактором, способствовавшим этому процессу приближения к довоенным соотношениям в нашем экспорте, было восстановление хлебоэкспорта.

Внутри группы сельскохозяйственных товаров хлебопродукты составили главнейшую статью экспорта. Это решающее значение хлебопродуктов сказалось также и на сезонности экспорта 1923/24 хоз. года, которая почти совпала


с довоенной. В самом деле, если сопоставить помесячное движение вывоза до войны и в прошлом году, то получится следующая картина:

Месяцы

В среднем ча пятилетие 1W9-1913 гг.

192,3/24 г.

Октябрь... Ноябрь.... Докабрь... Январь.... Февраль...

Март.....

Апрель....

МаП......

Июнь.....

Июль.....

Август.... Сентябрь...

Итого

* Средня«за 4 операционных года. — Прим. док.

Максимум экспорта, как и в довоенное время, приходится на осенние месяцы — месяцы наибольшего вывоза хлебопродуктов. Таким образом, вовлечение этих последних в экспорт отразилось не только на самой структуре вывоза, но и на распределении его по месяцам. Эта сезонность экспорта обусловлена главным образом сезонными колебаниями в распределении продукции всего народного хозяйства. По мере восстановления хозяйства СССР эти сезонные условия начинают сказываться все сильнее и в значительной мере приближаться к довоенным. Этому способствовал в истекшем году также весьма интенсивный рост других отраслей сельского хозяйства и увеличение их удельного веса в экспорте. Так, масло, экспорт которого в 1922/23 г. был совершенно ничтожным, стало уже серьезной статьей нашего вывоза, причем удельный вес его даже превысил довоенный (5,1% в 1923/24 г. против 4,1% в довоенное время); то же относится и к лесу, яйцам и ряду других сельскохозяйственных товаров, заготовка и экспорт которых тесно связаны с определенными хозяйственными условиями сезонного характера.

Особенно ярко выявляются эти процессы при анализе изменений структуры экспорта в истекшем году:


Ct'jbCKO- . \олшств. экспорт % ко всем v якепорту Пром шил. экспорт % '-О всем Y экспорту Весь экспорт %%  
    В тыс. руб. по совр. ценам  
Первый (окт. —декабрь) Второй (январь — март) Третий (апрель — июнь) Четвертый (июль — сент.) 105 500 68 536 75 037 73,6 80,9 65,2 57,5 41327 24 96S 36 515 55 467 26,4 19,1 34,8 42,5 156 611 130 468 105 051 130 504 100 100 100 100
  364 357 69,7 158 278 30,3 522 635  
                         

Первое полугодие представляет собой период максимального участия хлебопродуктов в вывозе, что соответствует довоенной сезонности. В связи с этим находится, как уже было указано, высокое процентное участие сельскохозяйственного экспорта в общем вывозе. При этом следует отмстить, что если в первом квартале это являлось следствием подавляющей роли хлеба, экспорт которого в этот период составлял 75,9% всего сельскохозяйственного вывоза, то во втором квартале значение сельскохозяйственного вывоза ст,роится на вовлечении в экспорт ряда других сельскохозяйственных товаров при уменьшении |роли хлеба, вывоз которого относительно упал — до 51% всего сельскохозяйственного вывоза. Зато в этом квартале увеличилась роль льна с 2,9% до 10,1 %, пушнины — с 7,5% до 18,1% и некоторых других товаров.

Что касается промышленного экспорта, то значение его в общем вывозе первого полугодия было невелико. И если в первом квартале он составлял четверть всего вывоза, то во втором квартале абсолютная ценность его сократилась почти вдвое, а относительное участие упало до 19%. Это всецело связано со структурой нашего промышленного экспорта, в котором главную роль играют продукты добывающей промышленности, и главным образом товары, перевозка которых зависит от сезонных условий.

Второе полугодие дает картину, совершенно несходную с той, которая наблюдалась в первой половине года. При общем преобладании сельскохозяйственной части экспорта над его промышленной частью происходит интенсивный рост значения промышленного вывоза как абсолютно, так и относительно. Вместо отношения промышленного экспорта к сельскохозяйственному, как 2:4, которое имело место во втором квартале, мы имеем в четвертом квартале отношение 4:5.

Одновременно с отмеченным увеличением промышленного вывоза происходит изменение структуры сельскохозяйственен


ного экспорта. Прежде всего, как уже указывалось, резко сокращается хлебоэкспорт. Вместо 75-процентного участия хлебопродуктов в I квартале доля их в сельскохозяйственном вывозе IV квартала падает до 20%. В то же время интенсивно растет экспорт масла и яиц. Масло участвует уже в экспорте суммой 21 млн. руб. в IV квартале, что составляет 28% всего сельскохозяйственного вывоза, яйца дают процентное участие в.размере 9,5% сельскохозяйственного экспорта, занимая в последнем квартале третье место (па первом — масло, на втором — пушнина); во втором полугодии центр тяжести сельскохозяйственного вывоза перемещается с хлебных товаров на нехлебные.

Первое и второе полугодия, таким образом, резко различаются между собой по строению экспорта, несмотря на то что по абсолютной стоимости дают сравнительно небольшое расхождение: экспорт первого полугодия оценивается в круглых цифрах в 287 млн. руб., экспорт второго полугодия в 235 млн. руб.

Если сравнить итоги вывоза отчетного 1923/24 г. с довоенным экспортом, то нетрудно видеть, что общий результат нашего экспорта в 1923/24 г. может быть охарактеризован действительно как приближение структуры его к довоенной. Если взять распределение вывоза в 1913 г. и за последние три года, то нетрудно видеть, что структура современного экспорта в результате эволюции последних лет почти вплотную приблизилась к довоенной:

  %% отношение отдельных товар ко всему экспорту ны,х групп
Наименование товарных групп 1913 г. 1921/22 г. 1922/23 г. 1923/24 г.
  56,7 38,8 2,3 2,2 4,2 91,4 0,1 4,3 35,4 62,8 0,0 1,8 57,5 42,0 00
  0,4
   
  100,0 100,0 100,0 100,0

Примечание. Таблица эта составлена по данным таможенной статистики о вывозе по европейской границе (по довоенным ценам).

Хотя довоенное хозяйственное положение не является нормой, к которой должны стремиться все отрасли народного хозяйства, тем не менее в области экспорта сравнение с предвоенным периодом является наиболее допустимым в силу сырьевого и сельскохозяйственного характера нашего вы-


воза. Животные и изделия не играли, как видно из таблицы, сколько-нибудь значительной роли ни в нашем довоенном вывозе, ни в экспорте последних лет. Центральное место — свыше 90% занимает вывоз жизненных припасов, сырья и полуфабрикатов. В довоенное время жизненные припасы составляли 56,7% всего вывоза (в эту группу входят хлебопродукты, масло, яйца, рыбные продукты и пр.); в 1921/22 г. — год неурожая и голода, когда пищевые продукты составляли не предмет вывоза, а ввоза, роль жизненных припасов падает до минимума. И только после того как страна несколько справилась с последствиями бедствия, мы можем констатировать наряду с общим увеличением экспорта увеличение удельного веса жизненных припасов, а в экспорте 1923/24 г. они составляют уже 57,5%, т. е. столько же, сколько и в довоенном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: