Том тринадцатый

1 января31 декабря 1930 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ТРИНАДЦАТОГО ТОМА

Г. К. ЛЕЕВ, Ф. П. ДОЛЯ, П. И. ЕРШОВ, С. П. КИКТЕВ, Г. Л. РОЗАНОВ



ПРЕДИСЛОВИЕ

В XIII том включены документы внешней политики СССР за 1930 г. В жизни советского народа этот год ознаменовался крупными достижениями в социалистическом преобразовании страны.

Экономика Советского государства развивалась успешно. Советский народ с энтузиазмом боролся за выполнение пятилетки в четыре года, основой которой был бурный рост тяжелой промышленности. Быстрый темп индустриализации создал условия для коллективизации деревни, переустройства сельского хозяйства на социалистических началах.

В укреплении могущества СССР, росте его международного авторитета империалисты видели угрозу капиталистической системе, которая переживала в то время самый разрушительный мировой экономический кризис. Империалистические державы всеми мерами пытались сорвать осуществление грандиозного плана работ по строительству социализма в СССР. Они усилили свою подрывную деятельность и активизировали подготовку интервенции против Советского государства.

Одновременно инициаторы новой интервенции организовали клеветнические кампании о «преследовании» религии в СССР, призывая к «крестовому походу» в ее защиту, и о применении в Советской стране «принудительного труда». Они распространяли клевету о так называемом советском демпинге, требовали бойкота советских товаров, т. е. осуществления экономической войны против СССР. Активную роль в этом играли американские империалисты. В июле 1930 г. США первыми возвели дискриминационные барьеры для советского


экспорта. В октябре i930 г. были введены ограничения для ввоза советских товаров во Францию. Бойкот советских товаров применялся правящими кругами и других стран.

Враждебные действия правительств капиталистических держав, направленные против экспорта советских товаров, вынудили правительство СССР принять ответные меры. 20 октября 1930 г. Совет Народных Комиссаров СССР издал постановление «Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими особый ограничительный режим для торговли с Союзом ССР», Советские внешнеторговые организации сократили свои закупки в этих странах, ограничили использование их судов и осуществили ряд других ответных мер.

В решении VI съезда Советов СССР указывалось, что все факты свидетельствовали «о подготовке империалистических снл к прямой вооруженной интервенции против Советского Союза».

В условиях обострения международной обстановки Советское правительство, как и ранее, вело последовательную борьбу за мир и упрочение сотрудничества с другими странами.

XVI съезд ВКП(б), состоявшийся летом 1930 г., поручил Центральному Комитету «и впредь вести твердую и решительную политику мира и укрепления братских связей н солидарности рабочих и трудящихся СССР с рабочими и трудящимися капиталистических стран и колоний».

Советский Союз, как свидетельствуют документы тома, неуклонно продолжая проводить.миролюбивую политику, добивался принятия эффективных мер в области сокращения всех видов вооружений, активно используя в этих целях трибуну Подготовительной комиссии конференции по разоружению.

В томе публикуются выступления советских представителей на второй части VI (последней) сессии Подготовительной комиссии Лиги наций по созыву конференции по разоружению, а также декларация об отношении СССР к выработанному комиссией проекту конвенции, который не содержал никаких практических мер по эффективному разоружению. Советская делегация стремилась путем конкретных поправок н дополнений приблизить этот проект к идее действительного сокращения вооружений. Поскольку большинство участников сессии неизменно отклоняло такие предложения, Советское правительство заявило, что будет бороться за осуществление своих предложений на предстоявшей международной конференции по разоружению.

Из документов тома видно, что правящие круги Франции не шли на развитие советско-французских отношений, выступали в качестве вдохновителей различных антисоветских ак-


ций и пытались изолировать СССР на международной арене. Они отклонили все советские предложения о заключении пакта о ненападении и торгового соглашения. В мае 1930 г. французский министр иностранных дел Бриан под предлогом экономического сотрудничества и совместной борьбы с кризисом обратился к правительствам 27 европейских стран — членов Лиги наций — с предложением о создании блока европейских государств, так называемой пан-Европы, или европейской федерации. Антисоветское острие этого проекта Бриана проявлялось в нежелании его авторов допустить СССР в европейский союз. Советское правительство разоблачило истинные цели этого замысла и выразило отрицательное отношение к планам создания пан-Европы.

Советское правительство, как показывают документы тома, стремилось к урегулированию отношений с Соединенными Штатами. Но американское правительство по-прежнему руководствовалось политикой вражды и непризнания СССР. Правительство США наложило фактическое эмбарго на ввоз в страну советских товаров. В американских портах были задержаны советские грузы. Американские правящие круги одобряли и поддерживали планы западноевропейских империалистов сколачивания единого антисоветского фронта. Об этом свидетельствует, например, деятельность комиссии Фиша в американском конгрессе, настаивавшей на прямом вмешательстве во внутренние дела СССР.

В то же время в США ширилось движение, в том числе в деловых кругах, за развитие американо-советской торговли н установление с СССР дипломатических отношений.

В томе подробно освещаются отношения СССР с Великобританией. Не меняя в целом своей антисоветской политики, правительство Великобритании тем не менее, учитывая рост заинтересованности английских деловых кругов в нормализации торговли между обонмн государствами, заключило с СССР временное торговое соглашение и соглашение о рыболовстве. В Лондоне приступила к работе смешанная советско-английская комиссия экспертов по проверке и подсчету взаимных материальных претензий. В то же время английский парламент н часть английской прессы являлись ареной непрекращавшихся враждебных СССР выступлений. Реакционные круги Англии всячески поддерживали антисоветскую кампанию, вынашивая планы подготовки интервенции против СССР совместно с агрессивными силами других империалистических держав.

Публикуемые документы говорят о стремлении Советского Союза к дальнейшему развитию и укреплению экономических и политических отношений с Германней в духе Рапалльского и последующих договоров, заключенных между обеими стра-


нами. Представители правительств СССР и Германии в мае — июне в Москве и Берлине, а также в ходе работ советско-германской согласительной комиссии в нюне — июле 1930 г. обсудили взаимные претензии и решили многие спорные вопросы. Эти переговоры проходили в условиях, когда правящие круги Германии и антисоветски настроенные элементы германского общества были захвачены кампанией «крестового похода» против СССР. Реакционные силы в Германии особенно расширили враждебную кампанию против Советского Союза и советских хозяйственных организаций после принятия плана Юнга. Эти антисоветские проявления германской политики смыкались с враждебными действиями, предпринимавшимися другими западными державами.

Документы тома показывают, что правительство Италии в целом поддерживало политику империалистических держав в отношении СССР, но, учитывая наличие острых противоречий, прежде всего франко-итальянских, пошло на расширение торговли с Советским Союзом. По соглашению, заключенному в августе 1930 г., итальянское правительство приняло-на себя гарантию долгосрочных кредитов по заказам советских государственных организаций и создало предпосылки для значительного расширения советских закупок в Италии.

Как видно нз документов тома, осуществляя на практике ленинскую политику дружбы с народами Востока. Советский Союз продолжал расширять и укреплять взаимовыгодные отношения с Афганистаном, Геджасом, Йеменом, Египтом, Персией, Турцией и другими государствами Востока. В 1930 г. начались переговоры о заключении торговых договоров СССР с Турцией, Афганистаном, успешно продолжались торговые переговоры с Персией. Визит министра иностранных дел Турции Тевфнка Рюштю в СССР в 1930 г. и укрепление советско-турецких контактов по внешнеполитической линии способствовали поддержанию добрососедских связей между обоими государствами.

Продолжало развиваться и становилось все более разносторонним сотрудничество между СССР и Монгольской Народной Республикой. В 1930 г. был заключен ряд соглашений с МНР (о телеграфных сношениях, конвенция об упрощенном переходе государственной границы и др.), что содействовало осуществлению широкого сотрудничества между обеими странами в различных областях хозяйства, культуры и здравоохранения.

В течение 1930 г. расширялись торговые связи между СССР и Японией. Были разрешены некоторые спорные вопросы, возникшие в связи с проведением в жизнь рыболовной конвенции. Однако японские самолеты неоднократно нару-

а


шалн воздушное пространство СССР над Северным Сахалином, что строга пресекалось советской стороной.

Дипломатические отношения между СССР и Китаем, разорванные в 1929 г. нанкннскнм правительством, не были восстановлены. В соответствии с Хабаровским протоколом от 22 декабря 1929 г. стороны назначили на 25 января 1930 г. открытие советско-китайской конференции, на которой предполагалось урегулировать вопросы о КВЖД, о восстановлении отношений между двумя странами, о торговле. Нанкинское правительство, однако, затягивало созыв конференции. Конференция открылась в Москве лишь в октябре 1930 г. Однако работа конференции неожиданно была прервана: в декабре китайский представитель по указанию своего правительства выехал в Китай. Поощряемое западными державами, нанкинское правительство не спешило нормализовать китайско-советские отношения. Несмотря на это, Советский Союз делал все возможное для успеха советско-китайской конференции. Вместе с тем он бдительно следил за действиями империалистических кругов, разоблачал их враждебную интересам народов СССР и Китая деятельность, считая необходимым вести подготовку к отпору всяческим попыткам нарушить мир иа Дальнем Востоке.

В томе иашлн освещение отношения Советского Союза с Грецией. Польшей. Финляндией, Норвегией, Швецией, Чехословакией, со странами Латинской Америки н другими государствами. Приводятся также материалы об участии СССР в различных международных организациях, о культурных и научных связях СССР с зарубежными странами.

Большинство документов тома публикуется впервые.

Методы публикации и оформления документов изложены в предыдущих томах настоящего издания.

В подготовке тома к печати принимали участие сотрудники Редакционного аппарата Комиссии по изданию дипломатических документов при УИЦ. СССР; М. А, Бугреев. И. П. Гали-чий, И. Г. Голуб. А. ff. Грушин, ß. Л. Дюков, кандидат ист. наук Л. И. Игнатьев, М. А. Костылев, И. Н. Никитин, О. И. Сер- геев. Г. М. Сиволобова. Ю. И. Устюгов, М. П. Хламова, Л Т. Шмаков, В. А. Шорин, а также сотрудники Института

истории и Института славяноведения АН СССР: И. Н. Гриб-пиково, Л. В. Заборовский, Е. В. Пилишек.

В составлении примечаний принимали участие сотрудники Института исторнн и Института иаподов Азии АН СССР кандидаты исторических наук Л. А. Боровкова, А. И. Кочонцев, В. В. Лебедев.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: