Выступление Председателя советской делегации M. M. Литвинова на втором заседании VI сессии (второй части) Подготовительной комиссии конференции по разоружению

7 ноября 1930 г.

Мы выдвинули предложение164 установить отдельные таблицы для офицеров, унтер-офицеров и сверхсрочнослужащих флота потому, что они могут также заменять офицеров во время войны. Я рад констатировать известную степень согласия с французским делегатом1". Надеюсь только, что он не проявит слишком большой готовности к компромиссу. Я не против уступок, но предпочитал бы уступки со стороны тех, кто противится тем или иным мерам разоружения.

Выдвигая наше предложение, я менее всего руководствуюсь тем, что оно коснется крупных морских стран более, чем моей страны. Выставленное советской делегацией предложение вызвано только желанием получить максимальное сокращение вооружений и максимальное распространение этого сокращения на все военные элементы. Это, конечно, не самоцель, а только средство затруднения ведения войны.

Неограничение числа офицеров и унтер-офицеров значительно облегчает мобилизацию и ведение войны — это вне сомнения. Однако данное замечание относится не только к личному составу флота, но также к сухопутному и воздушному личному составу. Поэтому советская делегация делала то же предложение при обсуждении в этой комиссии вопросов о сухопутном и воздушном личном составе.

В дополнение к аргументам французского делегата я хотел бы отметить, что некоторые крупные державы имеют в мирное время известное число кораблей в резерве с сокращенным контингентом; эти корабли могут быть легко приведены в военное состояние, если найти офицеров. Опыт последней войны показывает, что для армии и флота легче найти рядовых, чем офицеров и унтер-офицеров. Поэтому важнее ограничить таковых, чем рядовых.

Я напоминаю Вам, что, например, во время последней войны тральщики из рыболовных судов не могли производить известных операции под огнем до тех пор, пока на них не было офицеров и унтер-офицеров. Я могу сослаться на пример форсирования Дарданелл. По такого рода соображениям, нужно специально предусмотреть сокращение численности офицеров флота, так же как и в сухопутных и воздушных силах. Лорд Сеснль не убедил меня в необходимости отличия между сухопутными, морскими и воздушными силами. В этом отношении я не согласен также и с г. Массигли. который, мне кажется, во время начальной части шестой сесснн настаивал на том, чтобы


воздушный личный состав был ограничен глобально. Может быть, когда мы будем снова обсуждать другие части конвенции, он согласится с тем, что в отношении воздушных и сухопутных сил должно быть предусмотрено то же, что мы предлагаем теперь для морских сил.

Печет, по я«. € Делегация СССР на последней сессии комиссии разоружения*. М., 1931. стр. 2S-29,

391. Выступление Председателя советской делегации M. M. Литвинова на третьем заседании VI сессии (второй части) Подготовительной комиссии конференции по разоружению

8 ноября 1930 г.

Советская делегация не может придавать большое значение предложению об ограничении срока действительной военной службы, поскольку комиссия не решит ограничить численность обученных резервов. Поскольку они не ограничены, мы не видим, какое значение имеет продолжительность срока службы. Действительно, чем короче срок службы, тем больше может быть число лиц, способных носить оружие, прошедших через действительную военную службу. Только если комиссия решит ограничить обученные резервы, вопрос о сокращении срока службы получит какое-либо значение. Так что, если конференция согласится ограничить обученные резервы, мы, конечно, поддержим предложение о сокращении срока службы.

Что касается германского предложения166, то кажется, что проблема обученных резервов была бы частично разрешена снятием с учета всех способных носить оружие лиц, военные обязательства которых истекли. Этим путем мы сократим число обученных резервов в каждой стране. Это не будет значительным сокращением, но это все-таки что-то и предотвратит бросание в войну целых наций, включая даже стариков.

Ввиду того, что мы всегда готовы поддержать всякое предложение, имеющее целью уменьшение возможности и размаха войны, советская делегация готова поддержать германскую поправку полностью.

Яечат. по кн.»Делегация СССР на последней сессии комиссии разоружения*. М-. «И/, стр. 31.


392. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Финляндии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Н. Н. Крестинскому

9 ноября 1930 г.

Вчера Прокопе вызвал меня и заявил следующее:

1) Финское правительство выражает свое сожаление по поводу имевшей место переброски и уведомляет Советское правительство, что виновные среди всех прочих виновников за лапуаские насильственные акты будут в первую очередь привлечены к ответственности. На мой вопрос, предполагает ли Прокопе вручить мне по этому поводу ноту, он ответил, что предпочел бы этого не делать, так как в ответной ноте он, учитывая финское общественное мнение, вынужден будет вступить в полемику по ряду пунктов ноты Литвинова ,33, что едва ли способствовало бы скорейшему рассасыванию нынешних осложнений.

2) Финское правительство выражает свое сожаление по поводу оскорбления советского флага на плакате ,5Т. однако считает затруднительным привлечь к ответственности виновных ввиду их неразыскания, также ввиду отсутствия в финском уголовном кодексе статей, точно применимых в подобном случае. Прокопе прибавил, что он внес правительству предложение сделать соответствующее дополнение к существующему кодексу.

Я ответил, что с удовлетворением констатирую сделанное заявление как шаг на пути к ликвидации последних конфликтов, однако должен предоставить самому Советскому правительству решить, может ли оно считать себя этим заявлением вполне удовлетворенным.

Майский

Печат. г.о арх.

393. Запись беседы Председателя Центрального Исполнительного Комитета СССР М. И. Калинина с Послом Афганистана в СССР Мухаммедом Азиз-ханом *

10 ноября 1930 г.

На вопрос т. Калинина о том, каково нынешнее положение Афганистана, Мухаммед Азиз-хан ответил, что его внутреннее положение в настоящее время значительно улучшилось, страна спокойна, и правительство имеет возможность приступить к

* Беседа состоялась 7 ноября на приеме по случаю XIII годозщины Великой Октябрьской социалистической революции: ее записала заместитель заведующего III восточным отделом НКИД СССР А. 3. Виноградова.


разрешению ряда стоящих перед ним основных задач. Афганское правительство прилагает все усилия к тому, чтобы наладить возможно более тесные взаимоотношения с СССР, что именно с этой целью он лично был направлен в Москву и что вся его работа в течение десяти месяцев его пребывания в СССР была направлена на это. Хотя ему и не удалось добиться в этом отношении больших результатов, но он уверен в том, что общность наших интересов приведет все-таки к дальнейшему развитию и упрочению советско-афганской дружбы.

Тов. Калинин, подтвердив неизменность дружеской политики СССР в отношении Востока вообще и Афганистана в частности, сказал, что «нам нечего делить с Афганистаном», что обе стороны заинтересованы в положительном разрешении общих вопросов, ио что на это требуется определенное время. Если у афганского правительства имеются какие-либо пожелания, то о них нужно заявить, и они будут благожелательно рассмотрены Советским правительством, причем он сам, Калинин, обещает в этом отношении послу сделать со своей стороны все возможное.

Беседа продолжалась минут 10—15, после чего т. Калинин просил передать Надир-шаху благодарность за поздравление по случаю октябрьской годовщины и пожелания дальнейших успехов в его работе.

Печат. по арх.

394. Письмо Официального делегата СССР на советско-китайской конференции Полномочному Представителю Китая на конференции Mo Дэ-хою

10 ноября 1930 г. № 93/и

Господин Полномочный Представитель,

В связи с рядом бесед, которые имели место между нами, и в особенности в связи с беседой от 6 ноября, во время которой мы обсуждали способы устранения препятствии к дальнейшим работам советско-китайской конференции, а также ввиду просьбы маршала Чжан Сюэ-ляиа от 29 октября с. г.* сообщить, каким путем можно было бы устранить препятствия для правильного развития конференции, я имею честь заявить Вам, г. Полномочный Представитель, нижеследующее:

Союзное Правительство настаивало на неуклонном выполнении обязательств, взятых на себя Китайским Правительством по Хабаровскому соглашению**, так как^ только это могло обеспечить как мирные добрососедские отношения

* См. док. Л? 373. ** См. т. Хи, док..N»390.

• 627


и нормальную работу КВЖД, так и успешный ход открывшейся в Москве советско-китайской конференции.

Китайское Правительство, расширив полномочия китайского делегата на этой конференции, тем самым выполнило обязательство по Хабаровскому соглашению в части, касающейся объема и работы конференции.

Нотой от 9 октября * Мукденское Правительство, подтверждая взятые на себя китайской стороной по Хабаровскому соглашению обязательства в отношении белогвардейцев, вновь подчеркнуло свою готовность и решимость принять меры в отношении деятельности белогвардейцев, направленной против интересов СССР на КВЖД и к обострению отношений между СССР и Китаем. Наконец, нынешний режим на КВЖД показывает, что и в части, касающейся этой дороги, Китай в общем выполняет свои обязательства по Хабаровскому соглашению. Пункты Хабаровского соглашения, касающиеся служащих и рабочих на КВЖД, восстановления консульских учреждений СССР и обеспечения нормальной деятельности советских хозяйственных организаций, также выполнены. Поэтому, поскольку основные положения Хабаровского протокола можно считать выполненными и поскольку Вы мне заявили в беседе от 6 ноября, что нет и не может быть никаких сомнений в необходимости сохранения режима на КВЖД, восстановленного в согласии с Пекинским** и Мукденским *** договорами, Хабаровским протоколом, Союзное Правительство не видит препятствий к тому, чтобы приступить теперь же к обсуждению на советско-китайской конференции конкретных вопросов о КВЖД. о торговых и дипломатических отношениях и т. д.

Таким образом, до тех пор, пока на советско-китайской конференции нынешнее положение на КВЖД не будет изменено, в порядке ли изменения режима на КВЖД с обоюдного согласия или в порядке выкупа этой дороги Китайской Республикой, положение, существующее ныне на КВЖД в силу Мук-денского и Пекинского договоров, не должно подвергаться изменению односторонними и самочинными действиями той или иной стороны.

Достойный сожаления опыт конфликта 1929 г.****, я думаю, является убедительным доказательством необходимости соблюдения этого положения обоими Правительствами.

Я надеюсь, что это предложение СССР, продиктованное искренним желанием успешно продолжить и завершить работы советско-китайской конференции и таким образом создать твердую и нормальную базу для дружественных и добрых

* См. стр. 551—552. ** См. т. VII. док. Лгз 156, 157, 158 159, *** См. т. VII, док. J* 222. **•• См. т. XII, док. Кг 213, 214, 215, 218, 222.


отношений между обеими странами, будет принято Правительством Китайской Республики.

Примите, господин Полномочный Представитель, уверения в совершенном моем к Вам уважении

Л. Карахан

Печат. по арх. Ог.дбл. в газ. ^Известия» Je 310 (4157), И ноября 1930 г.

395. Сообщение Полномочного Представителя СССР в Австрии о беседе с Министром Иностранных Дел Австрии Зайпелем *

10 ноября 1930 г.

Я посетил Зайпеля. Он заговорил об итогах выборов в Национальный совет. Хотя социал-демократы, сказал он, и получили один дополнительный мандат, но зато кристлих-со-циале вместе с хеймвером** также получили на один мандат больше, нежели кристлих-соцнале в 1927 г. Теперешнее правительство Вогуэна *** не намерено подавать в отставку. Оно созовет между 25 ноября и 3 декабря Национальный совет, перед которым и предстанет со своей декларацией. Если совет примет вотум недоверия правительству, в чем можно не сомневаться, то правительство уйдет в отставку. В течение срока, остающегося до созыва Национального совета, кристлнх-со-циале будут стараться восстановить нарушенное единство буржуазных партий. Зайпель надеется иа успешный исход этих попыток. Во всяком случае, сказал он, курс нового правительства будет правым.

В дальнейшем я поставил перед Зайпелем вопрос об «Обществе свободного частного хозяйства» 1б8, его направленной к срыву торговых и политических отношений между Австрией и СССР деятельности. В частности, я указал на заметку в «Нейе френе прессе» от 8 ноября 1930 г. о посещении представителями общества Зайпеля н добавил, что содержание состоявшейся между ними беседы производит на нас странное впечатление. Я спросил Зайпеля, какова позиция австрийского правительства по отношению к обществу и его планам. Зайпель заявил, что австрийское правительство не намерено вести против нас какой-либо кампании и при пересмотре таможенных тарифов не собирается воздвигать исключительные рогатки против нашего экспорта. Однако, добавил он. мы будем рассматривать те или иные конкретные жалобы представителей нашей промышленности и сельского хозяйства и

* Из дневника полпреда СССР в Австрии от Ю ноября 1930 г. ** Военно-фашистская организация в Австрии. Существовала до 1945 г. *** Канцлер и военный министр Австрии.


поставим перед Вами, если жалобы окажутся обоснованными, вопрос о мерах защиты нашего хозяйства.

В беседе я обрисовал Зайпелю характер деятельности «Общества свободного частного хозяйства», подчеркнув, что оно менее всего интересуется «хозяйством», а занято, главным образом, деланием антисоветской политики.

Зайпель сказал мне в заключение, что в ближайшем будущем он рассчитывает вновь поговорить со мной по вопросу о наших хозяйственных отношениях. Тут же он, кстати сказать, заметил, что между нами и Австрией нет торгового договора. На это я ему сказал, что и без такового торговые отношения между нашими странами развивались и развиваются нормально, но что, вообще говоря, мы не отказывались от заключения торгового договора и что нам ни разу не предлагалось заключение его.

С товарищеским приветом

[Юренев]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: