Примечания 6 страница. ЕЗ апреля все внесенные- в хояо общей янскусени предложения по первой статье были переданы на рассмотрение Бюро конференции

ЕЗ апреля все внесенные- в хояо общей янскусени предложения по первой статье были переданы на рассмотрение Бюро конференции, которое IS апреля внесло на рассмотрение Генеральной комиссии вместо текста первой статьи конвенции следующее положения: «I Принцип сокращения вооружений

a) Окончательное сокращение з соответствии с ед::нсй нонзенпиен;

b) Сокращение пз возможности яо наиболее низкого уредня;

c) Сокращение по этапам.

II а) Критерии ограничения я л и сокращения вооружений;

h) Учет особым условии пазличным стран;

С) Метод исчислен:: я личного с о ста за армий, основанного на оценке безусловных потзобностей сохранения внутренней полиции и других по-Tptô:-::.::ian в целя:-; национальной обороны:*. Доклад и рекомендации Бвро кйкфе-ренппи бь;л:: приняты Генеральной комиссией ia,'.. ••"Ас. es de [a Conférence,..;;. Série В, Vol, I, GeneVet 1932. p. 74).

При обсуждении ра?дела I приняты-; положений делетдцнчг Бельгии. Данин, Г.елаЕ-пы. Эстс.нин. Норвегии, Уругвая и Чехословакии внесли з этот же день кг р=:смотрение Г«:-:.=рг.т:-но ft комистин проект розо тюпни, рекомендующий сокращение вооружен::!] по з.тпг:?.г.г •: последовательными пересмотрами конвенции в гудущем ist,:, прим. \Г2].228

Г; Посте окончания прение по части Ï положении относительно принципов сокрэшекия вооружений (см. прим. Ill) Генеоа~ъ:-:?.я комиссия ]£ апреля 19^2 г. созвало Редакционной комитет з состава представителей H стрдн. в том ^исле СССР, для ьырэботкн текста проект^ революции, которой был пробегав.тон:У апреля 1ЯЗт2 г. в следующей ренакд::и:

•'•'Поинимая во сниманий мнения, выраженные во а1 рем я прений на Кокфетенпни по сокращению и ограничению вооружений.

Гопесдлт-кйя комиссия считает, что с окрашен не вооружений, как оно предусмотрено в ст. S Статута Лиги кацнй. m-: ж е-: о быть осуикствлена постепенно, путем последовательной";::, через надлежащие ннгерБзт;!, пересмотр?, [конвенции], посл-е того как настоящая конференция зазержит первый решающий атаг общего сокращения до наиболее низкого уредня.1.

Во =.ремя обсуждения проекта рено-жшип на Генеральной комиссии M. М. Литвнноз заявил, что делегация СССР в Редакционном комитете голосовала за згот проект, поскольку ссылка е-:з от. S Статута Лиги интерпретировалась а комитете гэкпм образом, ^то она не налагает никаких специальных обязательств на иеч-^енов Ле-:ги нацкй,

Выступившей затем делегат Румынии Титулеску в противовес заявлению, сделанному советской делегацией, внес предложение рассматривать


представленную Редакционным комитетом резолюцию в неразрывной связи с предложением делегаций четырех стран — Испании, Норвегии, Швеции и Чехословакии (см. прим. И9), в котором говорилось, что критерии сокращения вооружений должны основываться на положениях ст. 8 Статута Лиги наций. Делегат Персии Хоссейн хан Ала поддержал выступление Титулеску И заявил, что он «будет голосовать за резолюцию, представленную Редакционным комитетом, с теми же оговорками». Такую же оговорку сделал представитель Югославии.

После этого Литвинов заявил, что «накануне как в Генеральной комиссии, так н в Редакционном комитете он выдвинул возражения против упоминания ст. 8 лишь по чисто формальным мотивам; однако если это упоминание должно истолковываться в смысле, указанном предыдущими ораторами, то у него будут также возражения против самого существа резолюции»,

Резолюция Редакционного комитета была принята Генеральной комиссией единогласно. При этом Литвинов подчеркнул, что «он голосовал за предложение в том виде, как оно было представлено Редакционным комитетом, но не за то толкование, которое дал ему г-н Титулеску» (см. «Actes de la Conférence...». Série В. Vol. I, Genève, 1932, pp. 81—82).— 236

113 Проект резолюции, представленный 11 апреля 1932 г. делегатом США Гибсоном на рассмотрение Генеральной комиссии, предусматривал уничтожение «наиболее агрессивных видов оружия» — танков, тяжелой подвижной артиллерии калибром свыше 155 мм, отмену употребления газов в войне, а также обязательство всех государств не пользоваться этими видами оружия в случае войны (см- «Сборники документов по международной политике...», вып. IV, AV. 1933. стр. 84).

Внося свой проект «качественного разоружения». США стремились в первую очередь ограничить мощь сухопутных армий других стран, поскольку главные интересы самих США лежали в области морских вооружений (см. ^Меморандум делегации США» от 19 февраля 1932 г.— там же. стр. 61—62, а также пркм. 181). Американское предложение было направлено преимущественно против Франции, располагавшей в то время наиболее крупными танковыми силами н артиллерией. Проект резолюции Гибсона поддержали делегации Великобритании, Италии, Германии и некоторых других стран, однако против него решительно выступил глава французской делегации Тардье и представители союзных с Францией государств.— 236

114 В телеграмме от 12 апреля 1932 г. А. А. Трояновский сообщал, что бельгийский посол в Японии в беседе с ним говорил, что ему якобы известно об «участии советских граждан» в подготовке взрыва моста на р. Сунгари,

Трояновский сообщал также, что Снратори, начальник департамента печати и информации ЛШД Японии, заявлял ему, что при китайском генерале Ma Чжань-шане якобы состоит советский переводчик.— 238

115 Л- AV Карахан имел в виду серию антисоветских провокаций японской военщины и белогвардейцев в.Маньчжурии в первой половине апреля 1932 г. Вслед за провокационным «делом Базанова» (см- прим. 107) 8 апреля была сделана попытка взорвать мост КВЖД на р. Сунгари и ряд других сооружений дороги. 12 апреля в 15 км к востоку от Харбина был предотвращен взрыв японского эшелона, а в тот же день на этой же линии потерпел крушение другой японский воинский эшелон (см. газ. «Известия» от 16 апреля 1932 г.).

В передовой статье газ. «Известия» от 15 апреля «Новая полоса провокаций в.Маньчжурии» вскрывались истинные цели провокаций на КВЖД и шумной кампании в связи с этим в японской прессе: «Инсценировка взрывов, сообщение о «красном терроре» и т. п. должны, по замыслу японской военщины, показать, что в Маньчжурии «отсутствует порядок» и поэтому имеются все основания для пополнения японской оккупационной


армии в Маньчжурии», что «японские оккупационные войска являются истинными «стражами цивилизации» в Маньчжурии. В заключение передовой говорилось: «Однако организаторам антисоветской клеветы следует помнить, что все их лживые выдумки будут разоблачены беспощадно», что «Советский Союз не позволит авантюрпстгм н провокаторам сбить себя с занятой нм с самого начала маньчжурского конфликта твердой позиции невмешательства, с тех мирных позиций, на которых он стоит в полном соответствии со своей внешней политикой в интересах трудящихся не только одного Советского Союза».— 238

ш На завтраке, который Брюнинг дал М. М. Литвинову в Женеве 16 апреля 1932 г. по случаю 10-й годовщины Рапалльского договора, германский рейхсканцлер, вопреки международному обычаю, ни словом не обмолвился о непосредственном поводе этой торжественной встречи.

В отчете полпредства СССР в Германии за 1932 г. по этому поводу говорилось: «Весьма симптоматический характер носило празднование 10-летнего юбилея Рапалло, пришедшееся на это время. «Молчаливый» завтрак Брюнинга в Женеве был раскритикован со всех сторон, и он был расценен как симптом отхода Германии от СССР н рапалльской лнини, но в стиле брюнинговской нерешительности. С одной стороны, он (Брюнинг.— Ред.) не решился отказаться от празднования Рапалло, а с другой — старался провести его втихомолку, чтобы не раздражать французов». В то же время в отчете указывалось: «10-летие Рапалльского договора и его положительное значение для развития экономических отношений обеих стран было отмечено почти всей германской печатью».— 239

117 Указанная директива была дана в связи с тем, что, по заявлению министра двора Тейыурташа временному поверенному в делах СССР в Тегеране В. М. Цукерману от 22 марта 1932 г., иностранные миссии в Персии предприняли совместный демарш перед персидским правительством с целью добитьси распространения на иностранные державы лицензионных льгот, предоставленных Персией Советскому Союзу по торговому договору от 27 октября 1931 г.

22 нюня 1932 г. при обмене грамотами о ратификации торгового договора между СССР и Персией заместитель народного комиссара по иностранным делам СССР Л. М. Карахан сделал по этому вопросу следующее заявление:

«Подписанный 27 октября 1931 г. торговый договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Персией, ратификациями которого мы сегодня обменялись, значительно укрепляет счастливо развивающиеся дружественные политические и экономические отношения между нашими странами.

В этом договоре Советский Союз, иди навстречу интересам Персии, признал монополию внешней торговли Персии. Прн этом, подписывая указанный договор, стороны базировались на том, что в Персии существует монополия внешней торговли с вытекающими из нее торгово-политически ми условиями для всех без исключения стран на все время действия этого договора.

Само собой разумеется, что, если в течение действия настоящего договора для третьих стран будут сделаны какие-либо изъятия нз монополии внешней торговли, на основе которой этот договор заключен, стороны не замедлят вступить в переговоры об урегулировании торговых отношений между ними применительно к изменившимся условиям для еще большего укрепления и развития дружественных отношений между обеими странами».— 239, 282

118 20 апреля 1933 г, состоялся обмен нотами между полпредом СССР в Турции Я- 3- Сурнцем и министром иностранных дел Турции Тевфиком Рюштю о продлении срока действия данного соглашения.— 244

i:9 Речь идет о проекте резолюции Испании. Норвегии, Швеции и Чехословакии, внесенном при обсуждении части II положений, принятых


•Генеральной комиссией (см. прям. И1). Этот проект предусматривал для установления критериев по ограничению и сокращению вооружений применение положений ст. 8 Статута Лиги наций и сокращение вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, возлагаемых совместным действием. Четыре страны также предлагали считаться с географическим положением н исключительными условиями каждой страны.

В ходе дискуссии на Генеральной комиссии по упомянутому вопросу 19 апреля было выдвинуто предложение итальянского делегата Гранди, которого касается M. M. Литвинов в конце своей речи. В этом проекте резолюции отмечалось, что критерии сокращения и ограничения вооружений должны базироваться на ст. 8 Статута Лиги наций и что «Генеральная комиссия постановляет, что проверка применения этих критериев и методов, по который должно быть осуществлено сокращение и ограничение вооружений, должна непрестанно продолжаться практически с целью осуществления в ближайший срок, и без ущерба их дальнейшему совершенствованию, первого решающего этана всеобщего сокращения вооружений по возможности до наиболее низкого уровня»,

В ходе обсуждения проекта резолюции четырех стран японский представитель выступил с предложением, в котором говорилось: «Ограничение должно осуществляться таким образом, чтобы сохранить возможность для устранения явной недостаточности в основных частях вооружений».

Был избран Редакционный комитет, включающий представителя СССР, для рассмотрения проекта резолюции по данному вопросу н всех предложенных к нему поправок. В Редакционном комитете Лнтзинов вновь указывал на неприемлемость ссылки на ст. 8 Статута Лиги наций. Эту аргументацию он развил на заседании Генеральной комиссии (см. док.;\Ь 175).— 252, 255,257

v2a Встреча Г. Н. Лашкевича с Л коном состоялась 20 апреля 1932 г., однако последний интересовался лишь состоянием ссветско-румынскнх переговоров о заключении пакта о ненападении.

В письме Н. Н. Крестинскому от 27 апреля 1932 г. В. С. Дозгглев-скии, сообщая о беседе Лашкевича с Лионом, писал, что «либо Лион неправильно понял возложенную на него миссию, либо миссия эта на самом деле была много скромнее, чем та, которая заключалась в предложении, сделанном мне Вертело».— 257

'-1 Речь идет о следующем прсекте резолюции, выработанном Редакционным комитетом (см. прим. 119 ) и принятом затем 20 апреля Генеральной комиссией (представитель СССР голосовал проткв):

«Имея з виду представленные различными делегациями предложения относительно критериев ограничения и сокращения вооружений.

Генеральная комиссия объявляет, что для определения этих критериев должны быть применены положения ст_ 8 Статута Лнги наций и что. следовательно, надлежит сократить вооружения до минимума, совместимого с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств, налагаемых общим действием.

Кроме того, следует учитывать географическое положение и особые условия каждого государства.

Генеральная комиссия решает, что изучение применения этих критериев и методов, при помощи которых должны быть произведены сокращение и ограничение вооружений, будет практически беспрерывно продолжаться» (см «Actes de la Conférence.». Série В. Vol. 1, Genève 1932, p. 91).— 257, 277

1:2 Член палаты представителей конгресса США Сабат 22 апреля 1932 г. внес в Комиссию по иностранным делам резолюцию, в которой, в •частности, говорилось, что. «поскольку Советское правительство является устойчивым, и поскольку все нации признали и установили дипломатиче-


ские и торговые отношения с Советским правительством России, и поскольку Советское правительство России неоднократно выражало свое желание установить дружественные отношения с Соединенными Штатами, и поскольку в результате отсутствия дружественных отношений Соединенных Штатов с Советским правительством России граждане Соединенных Штатов отстранены от прибыльного торгового обмена, в котором преуспевают правительства и народы других стран.— будет решено сенато'м и палатой представителей просить президента США дать указание государственному секретарю вступить в переговоры с Советским правительством России по вопросу об установлении дружественных дипломатических и тор-гозьгх отношений между США н Россией». Однако эта резолюция принята не была {см. «Congressional Record», 72d Congress, First Session, Joint Resolution, p. 8741).— 260

123 В телеграмме Б. Е. Сквирского в НКИД СССР от 19 апреля 1932 г. сообщалось, что главная цель поездки Стимсона в Женеву — «добиться поддержки Англии, Франшш к Италии американских позиций на Дальнем Востоке» и что, «возможно, Стнмсои решится на свидание с Литвиновым или на установление контакта через посредников».

Сквирский излагал также пожелания сторонников сближения США с Советским Союзом, чтобы для облегчения встречи М, М- Литвинова со Стнмсоном со стороны советской делегации также было дано понять в частном порядке о готовности Литвинова встретиться со Стнмсоном или обменяться мнениями через посредников.— 260

12* Во время встречи С. С. Александровского с завед\гющим отделом экономической и репарационной политики МИД Германии Риттером 22 апреля 1932 г. последний, по существу, занял позицию Лютера, изложенную в комментируемом документе.

«На мои уточняющие вопросы,— писал в связи с этим Александровский,— Рнттер ясно сказал, что Лютер совершенно не считает возможным закончить переговоры с Рейхсбанком по другим пунктам без разрешения пункта о валоризации [марки] н не пойдет на то. чтобы предоставить вопрос о валоризации полностью будущим переговорам Торгпредства с промышленниками, не имея гарантии, что oeui закончатся таким результатом, который был бы приемлем для Рейхсбанка».— 265.

125 Упомкнаемый проект резолюции Саймона с поправкой делегации Великобритании был принят 22 апреля 1932 г. единогласно на 16-м заседании Генеральной комиссии в следующей редакции:

«Конференция объявляет, что без ущерба для других предложений, которые млжяы быть обсуждены под последующими рубриками порядка дня, она принимает принцип качественного разоружения, т. е. выборнеко-торых категорий или некоторых типов оружия, владение.или пользование которыми было бы либо полностью воспрещено всем государствам; либо кнтеэнацнонализировано путем всеобщей конвенции» Сем. «Actes de la Conférence...». Série В, Vol. 1, Genève, 1932, p. 113).—27/ '

is5 ß течение февраля — марта 1932 г. со стороны отдельных членов испанского правительства имели место враждебные выступления в отношении СССР (9 февраля — министра внутренних дел К- Кирога, 21 февраля — министра просвещения Де Лос Риос Уррути и др.).

Кроме того, 19 февраля агентство Гавас передало опровержение премьер-министра Асанья и мшшетра народного хозянстза Доминго сообщений о начале переговоров об установлении дипломатических отношений между СССР и Испанией, а 1 марта — заявление тозарнща министра иностранных дел Аграмонте, что «МИД ничего не известно о том, что советская торговая делегация должна по приглашению различных испанских кругов посетить Испанию».

В связи с этим в НКИД СССР было решено прозондировать вопрос о возможности поездки в Испанию советской делегации, которая была приглашена Молукером по поручению испанского правительства (см.


при м. 15). Разумеется, что после полученного ответа Зулуеты данный

вопрос отпал.— 271

и~ В связи с тем. что тюд видом польских дипкурьеров в СССР приезжали липа, не н.меюд;;:е прямого отн::п;ення к диг.курьерсксй службе, eine в августе 19-31 г, заведующий I Западным отделом НКИД СССР Н, Я. Райвид обратился к советнику миссией По.тынн в СССР Зелезин-скому с предложением обсудить вопрос относительно лилкуоъеров, курсирующих между Варшавой "и Москвой. 31 марта 1932 г. советник миссии Польши Понийскйй заявил НКИД о несогласие принять это предложение.

Б. С, Стомонякоз, отмечая, что «поляки уже дслгое время оставляют без ответа каше предложение», очевидно, имел в виду, что этот вопрос продолжал оставаться неурегулированным,— 273

::а 22 апреля 19-32 г. В, А, Актонсв-Овееекко заявив заместителю ме:не:-стра иностранных дел Польшу Беку г.ротест относительно публккащи; газетой «Молва> призывов у. террористическим актам протнз аккредитованных в Советском Союзе представителей иностранных держав, а тгкже советских представителей за границей. Бек ответил, что он будет г-вор:г.ть об этом с министром внутренних дел,

28 апреля 1932:. Начальник Всстсч:-:огз отлелs МИД Пол:.н:и Шетцс-ть заявил Антонову-Овсеенко, чтг> газета •?• Молва:* поручила строго-3 внушение я предупреждение, что ее д>1 она будет продолжать сво» линию, то будут приняты особые мерь:, Антонов-Овсеенко отметил, что такой ответ не гложет его удовлетворить (см. та;:же д::к. Л5 2'.4).— 274, 314

1:9 На Женевской кон&ергннш: по т^зоружет-гга делегация Польши внесла 13 февраля 1932 г, предложения, г.о дЮра.тьног.-у разоружению, суть которых состояла з том, чтобы предпринять ряд шагов з области нзцею-нального законодательства, г.ресхьг. образования. радЕю, кипо и театра, которые подготовили бы ^.разоружение умов;».

Председатель делегации СССР М. М, Литвинов заявил, что с предложениями польской делегации, но существу, вояд,ти можно не:оглаенться_ «В самом деле.— сказал JIhtbejhoe.— кто станет 5 = шЕ1шать поотдрепи-? воинственны* настроений, пропагаЬ1ду в пс.тьзу крушения между;-!аридных законоз или распространен::-:; нёзер'нкх и искаженных слухов ил-', поддельных документов, Ни одно государство так не страдало [•'. не страдает от распространения неверным сведении, фэ-тъд^зих документов и враждебных клеветнических кампаний, ^~ак Советский Союз. Вряд ли можно иметь что-либо претив предложении о еозы-ве. конференд!Л1 представителей печати,,, Нельзя также н-е ссчувстзовать всяческим меропэир.тпям правительств против злоупотреблений радиовещанием, кинематографией и сценой в шовинистических целях».

Однако Литвинов высказал сомнение в необходимости _ч целесообразности заниматься этим вопросом на конференция по разоружению, в особенности в начале ее работ. «Предложения, подобные сделанным сегодня, могут совлечь конференцию с ее пути. Я не могу,— заявил Литвинов,— не вспомнить при этом об идентичных предложениях, сделанных в другом месте. Это было ровно 10 лет тому назад. Когда Генуэзская конференция отвергла предложение Советского правительства о разоружении, Советское правительство созвало в iMocxee конференцию представителей непосредственных западных соседей Советского Союза и предложило им частичное сокращение в региональном масштабе. Это предложение было, однако, отклонено, н ему было противопоставлено предложение о моральном разоружении (см. т. VI. прим. 7.— Ред.). Я очень опасаюсь, как бы мы в конце своих работ не очутились перед предложениями или конвенцией о моральном разоружении, противопоставленными материальному разоружению. В этом заключается опасность сделанных сегодня предложений, и протнв этой опасности я считаю своим долгом предостеречь Политическую комиссию, а через нее и конференцию» (цит, по газ. «Известия» №-76 (4643),.17 марта 1932 г.).— 274


t3° Ночью 21 апреля 1932 г. пять японских военных и жандармов вошлн в помещение дежурного по станции Имяньбо и потребовали указать место нахождения начальника станции. Когда дежурккй попытался вызвать сторожа, чтобы он проводил японцев до квартира.начальника станции, японский жандарм начал избивать его, угрожать пистолетом, ломать телефон и рвать провоза. После.?того японцы избили двух телефонистов и разрушили оборудование телефонного узла, Вторгшись в квартиру начальника станции Козлякозского. японцы произвели обыск, арестовали его и жестоко избили. Был нзбиг и находившийся зде^ь же дорожный инспектор ГетмэЕ-:еь-ко, По пути в штаб батальона японцы избили еще несколько служащих станции, ломали оборудование. После двукратного допроса Козля-козского комЕнд::р японского батальона заявил, что его арест является недоразумением ее он извиняется за зла

25 апреля генеральный консул СССР в Харбине М. М, Славуцкий направил управляющему консульством Японии в Хаоб::не Нагасжа писько, в котором рещитедьяа протестовал против недопустимых действий японских чнгюн v. потребовал наказами?- еепюбных.

29 апреля 1932 г, Д. А, Трзянозскпй в беседе с заместителем министра иностранных дед Японки Няга:з, обратив Бш:ман::е н& недопустимые действия ялоееск^х зоенньп: Н£ ст. Имяньбо, 2,йязил, что эти де}Ьтв;:я являются несомненно гровокаиней,— 275

131 В упоминаемся телегоамме А. А, Трояновский, в частности, сооб-шил, что адмирал Като спрапкгва.- его, не следует ли поедать в Москву в^кояту Сайте.— 275

|3- Встреча между М. М. Литвиновым н Ст;:меоком в Женеве не состоялась. Телеграммой от 1 мая оч сообщил Б, Е. Скзирскому: «Перед моим отъездом из Жезевы £г/.£рцкг некая де~егац1:я заверяла, что Стимсон останется там еще несколько недель к что я застану его, если вернусь в начале М£Я. Тем временем Ст::мс?н, однако, уехал eia Ривьеру, вследствие отказа от пэиеэпа з Жеиепу Тард^е*.

В снязи с 5доп телеграммой Литвинова, а также касаясь состояния советско-американских отнод^ий, Скв:?рский в телеграмме от б мая указывал, что 'тпозг'.щ'.я Гувера остается зпал;д-=б:-Е^й>.— '275

]:,:' Шла речь об удовлетворении претензий греческих граждан братьев Макуилиднс, вытекавших из лиавидацн.ошюго договора, подписанного 28 августа 192а г, между правительством СССР и фг/.рМ.ои «Гарриман энд К'», занимавшейся добычей маргашевой руды на Кавказе (см. т. VIII, прим. 19. т. X, пр[:м_ 71. а также т. XI, док, № 87).

20 августа 1932 г. В. П. Потемкин сообщил министру иностранных дел Мнхалакопулосу, что этот вопрос разрешен положительно.279

134 Международный конгресс по электричеству, созванный в связи с исполнившейся в 1931 г. 50-й годовщиной со времени I Международного конгресса по электричеству, состоялся 5—12 июля 1932 г.

Конгресс явился крупным событием в международной научной жизни. В его работах участвовали представители 35 стран. Советские ученые выступили с рядом докладов (в составе советской делегации, по сравнению с указанным в комментируемом документе, произошли некоторые изменения; ее численность была увеличена до 16 человек). Материалы конгресса опубликованы в кн. «Congrès International d'Electricité. Paris, 1932. Comptes-rendus», éd. R. de Valbreuze. Vol. 1—13, Paris, 1932.— 280

135 4 июня 1932 г. полпред СССР в Персии А. М. Петровский телеграфировал в НКИД СССР, что персидские власти просили сократить наполовину поставки сахара лишь III квартала.

«.Мотивов.они не приводили,— писал Петровский,— но мы знаем, что в связи с кризисом и поднятием пошлины потребление сахара сильно упало и на таможнях уже лежат большие запасы».

15 июня Петровский сообшал Л. М. Карахану, что;задержка с прием- крй-советского сахара, на его взгляд, была вызвана «скорее техническими


причинами, тем политическими». Кроме того, как указывал полпред, эта задержка была, очевидно, связана с конъюнктурой персидского рынка.— 282

136 В письме НКВТ СССР s торгпредство СССР в Персии от 23 апреля 1932 г. указывалось: «Все те особенности правового положения торгпредства и его сотрудников, которые вытекают из признанной торговым договором природы торгпредства, как части полпредства, должны быть полностью распространены я на уполномоченных и представителей торгпредства, действующих на периферии страны».— 283

157 По провокационному обвинению в подготовке и совершении террористических и диверсионных актов на КВЖД в апреле—июне 1932 г. было арестовано более 1-50 советских граждан. Около 90 человек из них были продержаны в тюрьме более года; четверо из-за невыносимых тюремных условий умерли или покончили жизнь самоубийством.

С момента первых арестов советских граждан генконсул СССР в Харбине М-.М. Славуцкий неоднократно обращался к местным маньчжурским властям с поотестами против необоснованных арестов, жестокого обращения, пыток и избиений советских граждан. В письмах на имя Ши Люй-бэня от 20. 21. 22, 25 апреля. 9. 16 мая. lô, 19 июня (см. док.,Na 255), 13 августа 1932 г- и позднее, в 193-3 г., Славуцкий приводил факты произвола полиции в отношения советских граждан, когда арестованных в тюрьме заковывали в кандалы, пытади. и?бивалЕ^. запрещали им прогулки, передачу пищи, свидание с родными и т. д. Он требовал принять меры к изменению режима содержания греегованных, разрешить представителю консульства посетить их. наетгнзал на рассмотрении дел и освобождении арестованных.

В результате энергичных протестов Советского правительства арестованные впоследствии небольшими группами быпн освобождены и отправлены в СССР без какого-либо судебного процесса. Последняя партия выехала на родану „те тем 1933 г. Однако грееты созетских граждан в связи с новыми провокациями продолжались и в дальнейшем.— 288

133 Политика Великобритании на Дальнем Востоке непосредственно отражалась на советско-английских отношениях. Как видно из опубликованных в Англии внешнеполитических документов, относящихся к дальневосточному кризису 1931—1932 гг. i'cm. «Documents on British Foreign Policy, 1919—1939», Second Series. Vol. VIII—IX, London, 1960—1963), правящие Круги Великобритании оправдывали захват Я пенней Маньчжурии, высказывалась за расчленение К эта я и создание под протекторатом Японии сепаратного маньчжурского государства при условие! сохранения политики «открытых дверей» (ibid.r vol. IX, pp. 265—267, 283—291, 374—384).

Показательны в jtom смысле донесения английского поста в Токио Ф. Лнндлея, который все время предостерегал свое правительство против оказания хотя бы малейшего лгвтения на Япон^-о и особенно против применения санкций (ibid., pp. 190, SIS 331 347 355, 367. 409, 454, 477—478, 480. 541,632. 654—655).

Министр иностранных дел Великобритании Саймон, соглашаясь с Лнндле-гч о необходимости воздернизаться от действий, которые могут раадпаиать японцев, ааигрьеваг. с японским представителем з Женеве Мапулайра и даже дсевяшал его в ессержанпе поояпонских инструкции, которые дазалнсь им послам ^ Токио }Э Нанкине, з связи с чем заслужил глубокую благодарность Мацудайрг ('ibid.. pp. 352, 369—370, 373). Дешло-матнческ;я переписка ме^Д1-- экгле^еозми и японскими представителями изобилует взаимными уверениями в «-дружественных Отношениях», верности естаркм союзным езязя?,!*' а выражениями признательности японских дг-ш-j-оматов за поддержку, оказываемую Англией Японки (ibid.. pp, 91, 127, 155).

Великобритания иепольаова.-а свою руководящую роль в Лиге капни Для того, чтобы зга организация не принимала каких-либо реальных мер. препятствовавших я.тскской агрессин. В беседе с Мапудайра s Женеве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: