(по наблюдениям в динамике)
В настоящее время запинки, остающиеся в речи Диночки, характеризуются следующим:
1. Носят в основном клонический характер (повторы слогов и звуков) т.е. являются более легкими в сравнении с тоническими (остановки в речи с повышением тонуса мышц).
2. Стали значительно реже и проявляются преимущественно утром, по-видимому, все-таки из-за еще не ушедшего невротического фона настроения.
3. Имеют артикуляционную локализацию (язык и губы), а не более грубую голосовую или дыхательную.
4. Легче купируются ритмическим «настроем» - внешними опорами.
5. Появились попытки самокоррекции речи в виде самостоятельной ее ритмизации, переходах на речитативы или же «перебивок» -тик-так, тик-так. Следовательно имеются элементы самоконтроля.
6. Обусловлены преимущественно психологическими (отмеченными в дневнике наблюдений) факторами, а не «речевым».
Их таких особенностей речевого статуса Диночки вытекает, что в качестве основной задачи на данном этапе должна быть организация ее общения с детьми. В этом направлении за предыдущую неделю удалось сделать очень много. Девочка стала проявлять активность и, главное, терпимость в играх с теми детьми, которые раньше вызывали у нее негативные реакции. Имеется положительный опыт и в общении с незнакомыми детьми (например, на пляже). Большую роль в этих успехах сыграли дети-посредники: девочка – 10 лет и мальчик – 14 лет. Мальчик был особенно важен, т.к. тема приятия детей противоположного пола особенно провокационна. Общение стало Диночке нравиться, после него она остается в хорошем настроении.
|
|
Сейчас Дина без конфликтов посещает «школу» для малышей и танцевальные занятия. Без предварительного проведенного дома психотренинга это вряд ли могло бы быть стабильным.
Вторая задача – перераспределение мышечного напряжения: снятие его с речевых мышц и перенесение на мышцы тела. Она решается с помощью школы танцев, планируемого тренера по плаванию. То, что такая задача актуальна, поскольку приводит к положительному результату, показывают эпизоды проведенных мной психотренингов в бассейне, в которых были и необходимые телесные контакты и физическая нагрузка.
Наконец, в качестве третьей задачи целесообразно продолжение логопедических занятий, включающих: а) работу по облегчению условий артикулирования (отработка сложных артикулем – «Р», соноров, трудных стечений согласных в словах); б) стимуляцию произнесения более развернутых (длинных) фраз и текстов (пока по сериям последовательных сюжетных картинок).