double arrow

Структура тренировочного процесса

В структуре тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря сорев­нований.

Подготовительный период соответствует фазе приоб­ретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый на­правлен на повышение общей и специальной физической подго­товленности, развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных гимнастов к заняти­ям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.

Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гим­настики и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации с целью восстановления утрачен­ных двигательных навыков.

Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается, основное внимание уделя­ется специальной физической подготовке. На этом этапе прово­дятся соревнования по общей и специальной физической подго­товке.

Основной период соответствует стабилизации спортив­ной формы. Он также делится на два этапа.

Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает совершенствование техники выполнения основных элементов ком-








бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с мак­симальной амплитудой.

Второй этап — соревновательный. Основной его задачей явля­ется подведение гимнастов к такому функциональному состоя­нию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют при­кидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением этапа является участие в со­ревнованиях, на которых проверяется правильность планирова­ния учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Переходный период соответствует фазе временного сни­жения спортивной формы. Его основной задачей является актив­ный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэто­му для учеников планируются индивидуальные задания для само­стоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий пре­дусматривает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.



Основными документами планирования (схема 8) являются го­сударственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.

Учебный план и программа являются государственными доку­ментами, утвержденными вышестоящими организациями (Феде­рация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обяза­тельны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования раз­рабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортив­но-материальной базы и подготовленности занимающихся.

В программе содержится конкретный материал, ставятся обра­зовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной груп­пы занимающихся. В объяснительной записке к программе излага-


ются общие требования, разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.

В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указы­вается количество часов, отводимых для их изучения. В нем пре­дусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.

Тематизированная рабочая программа составляется на основе государственной и классификационной программ с учетом уров­ня подготовленности занимающихся. Она представляет собой пе­речень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом преемственности и си­стематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наиболь­шей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными уп­ражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимна­стов и сэкономить их силы.

После того как изучаемый материал сгруппирован (на основа­нии личного опыта) по темам, определяется количество повторе­ний для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то элемент для освоения тре­бует большего числа повторений, он повторяется при изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это запи­сывается так: тема 3 1/з> т-е- 3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном уроке встречается впервые (в числителе — 1).

Технология составления тематизированной рабочей програм­мы такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изу­чить, они группируются по темам; затем определяется количе­ство повторений в каждой теме. Например, для изучения акроба­тических упражнений, включенных в вольные упражнения, мож­но предложить следующее планирование:

Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные ко­нечные положения, кувырок вперед.

Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.

Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.

Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.

Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сза­ди.

Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.

Т 7/3 — Переворот в сторону.

Таким образом, все элементы, включенные в вольные упраж­нения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться


на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гим­настического многоборья.

Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную четверть, в ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно убедиться в методической правильности распределения учебного материала в запланированном отрезке времени. При со­ставлении развернутого учебного плана учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков. При­ведем примерный развернутый учебный план для юношей млад­ших классов (табл. 8).

Конспект урока составляется на основании развернутого учеб­ного плана и тематизированной рабочей программы. В нем под­робно раскрываются задачи и содержание занятия.


Технология составления документов планирования предпола­гает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.






Сейчас читают про: