НЕОНАТОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
По дисциплине «Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия»,
обучающих по специальности 060103 - Педиатрия
Уфа - 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра госпитальной педиатрии
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой_____Э.Н.Ахмадеева
«___»_____________20____г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
к практическим занятиям №№1 – 9
Модуль «НЕОНАТОЛОГИЯ»
Дисциплина: Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия
Специальность: 060103 - Педиатрия
Курс: V
Семестр: IX-X
Количество часов: 54 часа
Уфа 2013
УДК 616-053.031 (07)
ББК 57.32я7
Н52
Темы №№1 - 9 Модуль «Неонатология»
на основании рабочей программы «Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия», утвержденной 12.03.2013 года
Рецензенты:
|
|
Э.Н.Ахмадеева, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии, доктор медицинских наук;
Л.Д.Панова, профессор кафедры госпитальной педиатрии, доктор медицинских наук.
Авторы:
В.Р.Амирова, профессор кафедры госпитальной педиатрии, доктор медицинских наук;
О.А.Брюханова, доцент кафедры госпитальной педиатрии, кандидат медицинских наук.
Утверждение на заседании №14 кафедры госпитальной педиатрии от 07.06.2013 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в неонатологию. Организация медицинского обслуживания новорожденных в родильном доме……………………………………………….. | |
Тема 2. Внутриутробная гипоксия. Интра- и перивентрикулярные кровоизлияния. Родовая травма………………………………………………… | |
Тема 3. Врожденные инфекции…………………………………………………… | |
Тема 4. Гемолитическая болезнь новорожденных………………………………. | |
Тема 5. Синдром дыхательных расстройств и массивная аспирация у новорожденных……………………………………………………………… | |
Тема 6. Геморрагическая болезнь новорожденных……………………………... | |
Тема 7. Инфекционные заболевания кожи и подкожной клетчатки. Заболевания пупочного канатика, пупочной раны и пупочных сосудов………. | |
Тема 8. Пневмонии новорожденных. Сепсис новорожденных………………….. | |
Тема 9 Задержка внутриутробного развития плода. Недоношенные новорожденные……………………………………………………………………… |
Тема 1. Введение в неонатологию.
Организация медицинского обслуживания
новорожденных в родильном доме
1. Тема и ее актуальность: « Введение в неонатологию. Организация медицинского обслуживания новорожденных в родильном доме».
|
|
Правильная организация выхаживания и вскармливания новорожденных в родильном доме, профилактика госпитальных инфекций, соблюдение принципов этапности обслуживания новорожденных, знание пограничных состояний периода новорожденности способствуют оптимизации процессов постнатальной адаптации младенцев к внеутробной жизни, снижению неонатальной заболеваемости и смертности, повышению качества жизни детей.
2. Цель занятия: Овладение врачебными навыками организации медицинского обслуживания новорожденных в родильном доме.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- периоды внутриутробного развития новорожденного:
- показатели перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности;
- структуру перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности;
- знать организационную структуру органов и учреждений перинатальной службы РФ, РБ и г. Уфе;
- переходные состояния периода новорожденности;
- порядок проведения перинатального скрининга;
- основные санитарно-эпидемиологические правила, действующие в род.доме;
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- рассчитывать и анализировать показатели перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности;
- анализировать структуру перинатальной и неонатальной заболеваемости и смертности;
- оценить критерии живорожденности и жизнеспособности;
- оценить состояние новорожденного при рождении по шкале Апгар;
- решить вопрос о возможности прикладывания новорожденного к груди;
- провести первичный туалет новорожденного;
- провести профилактику гонобленореи;
- провести антропометрию новорожденного;
- оценить морфо-функциональную зрелость новорожденного по шкалам Петрусса, Дубовица, Баллард;
- решить вопрос о вакцинации против гепатита В;
- определить противопоказания для совместного пребывания матери и ребенка;
- провести ежедневный туалет новорожденного;
- провести клиническое обследование новорожденного;
- решить вопрос о способе кормления;
- провести контрольное взвешивание и расчет питания;
- решить вопрос о проведении вакцинации БЦЖ;
- решить вопрос о проведении неонатального скрининга на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром;
- провести диагностику пограничных состояний, назначить мероприятия по их профилактике и коррекции;
- разработать план мероприятий по расследованию и ликвидации групповых заболеваний в роддоме;
- определить группу здоровья и направленного риска;
- решить вопрос о выписке или переводе новорожденного.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
- периоды внутриутробного развития плода;
- показатели перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности в РФ и РБ;
- показатели и структура перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой смертности в РФ и РБ;
- пограничные состояния периода новорожденности: патогенез, клиника, профилактика и коррекция;
- организация работы родильного дома, родильного блока, отделения новорожденных, палат совместного пребывания матери и ребенка;
- организация вскармливания новорожденных в родильном доме;
- сроки проведения, показания и противопоказания к вакцинации новорожденных.