Ревизия (аудит) расчетов по социальному страхованию

При проверке расчетов по социальному страхованию необходимо проконтролировать ведение бухгалтерского учета на счете 69.

При проверке правильности и своевременности расчетов с Фондом социальной защиты населения аудитору следует руководствоваться действующим законодательством и инструкциями. Отчисления в Фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако существует перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Общими задачами контроля являются установление по всем видам платежей во внебюджетные фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов, выяснение причин просрочки платежей и на чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений. Основными источниками информации для контроля расчетов с внебюджетными фондами будут являться: декларации; выписки банка и приложенные к ним документы о перечислениях причитающихся сумм во внебюджетные фонды; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; журналы-ордера.

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере и Главной книге по счету 69. Своевременность и полноту расчетов по социальному страхованию можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств во внебюджетные фонды было связано с необоснованным включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно-сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению.

Источниками информации при проверке расчетов операций по социальному страхованию и обеспечению являются:

- бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, форма № 1, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- отчетность в ФСЗН: отчет о средствах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, форма № 1 «Фонд», форма ФУ-1 «Анкета застрахованного лица» (форма ФУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», форма ФУ-3 «Индивидуальные сведения»);

- регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера № 10, 10/1, разработанные таблицы;

- документы: расчетные и расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, листки нетрудоспособности, бухгалтерская справка-расчет и другие.

В процессе ревизии или аудита необходимо проверить: право подписи на формах отчетности и исходно-расходных документах; наличие и состав комиссии по назначению пособий; график документооборота субсчета и аналитические счета к счету № 69 «Расчеты по обязательному страхованию и обеспечению»; порядок и сроки составления, представления руководству к утверждению отчетности и документов на выплату сумм из средств ФСЗН; правильность определения объекта для исчисления отчислений в ФСЗН и определения ставок по отчислениям в ФСЗН; обоснованность и правильность расчета по оплаченным листам нетрудоспособности, выплат пособий и других выплат за счет средств ФСЗН; своевременность и правильность исчисления и осуществления расчетов по отчислениям в ФСЗН; полноту и правильность расчетов с работающими пенсионерами, а также своевременность, объективность и полноту и достоверность отчетности, представленной в ФСЗН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: