double arrow

Ревизия (аудит) учета расчетов с бюджетом



Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

– проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

– проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

– проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

– проверка местных налогов и сборов;

– проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

– состояние внутреннего контроля этих расчетов;

– правильность определения налогооблагаемой базы;

– правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

– правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;




– правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

– правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

– полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;

– причины просрочки платежей и на чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

– правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, Законы о бюджете, о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).



На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитического учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должны быть подвергнуты состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

25. Ревизия (аудит) удержаний, производимых
из заработной платы

Основными задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда являются проверки: правильности и своевременности расчетов с работниками и служащими по оплате труда на предприятиях и в организациях; соблюдения действующего законодательства о труде; правильности применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок и ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70, 76, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции.

Проверяющие должны руководствоваться действующим законодательством о труде, учредительными документами и уставом предприятия.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами расчетно-платежных ведомостей.

Затем изучаются достоверность первичных сведений, порядок и последовательность их заполнения. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени и графиков работы.

При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.

На следующем этапе контроля выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда. Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков.

Проверяется правильность произведенных удержаний из оплаты труда. При этом нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению: бюджету, торговым организациям, истцам.

В процессе контроля проверяется также расходование средств Фонда социальной защиты населения, и прежде всего на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия начисляются на основании листков нетрудоспособности.

При проверке положения по оплате труда на предприятии большое значение имеет проверка обоснованности установленной численности управленческого персонала предприятий, правильности применения должностных окладов и установленных надбавок к ним. Проверка расчетно-платежных ведомостей, табелей учета рабочего времени, приказов о назначении работников определяет соблюдение штатной дисциплины.

Следует проверить правильность арифметических подсчетов в документах на начисление и выплату заработной платы. Обычно правильность начисления и выплаты заработной платы проверяется выборочным путем.

Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты, причины несвоевременности этих расчетов и меры, принимаемые субъектом хозяйствования по улучшению расчетной дисциплины по оплате труда. Обязательной является выборочная проверка правильности отнесения расходов по заработной плате на определенный вид затрат. Неправильное отражение производственных расходов на счетах бухгалтерского учета может иметь место из-за низкой квалификации бухгалтерских работников. При этом ставится вопрос об исправлении отчетности, а ошибки, допущенные бухгалтерией в расчетно-платежной ведомости, могут быть исправлены в течение месяца.



Сейчас читают про: