Проблемы, создаваемые экологическим кризисом, и пути выхода из него. Глобализация и охрана окружающей среды. Экологические стратегии

Экологический кризис остается мучительной головной болью современности. Этот Джин цивилизации с его проделками постоянно будоражит наши умы и вносит дискомфорт в нашу жизнь, постоянно угрожая окончательно разделаться с нами. Так как же быть? Восточная мудрость гласит: «Не плакать, не смеяться, но понимать». Так что же нам уже удалось понять?

Сегодня возможность решения экологической проблемы видится на пути перехода к устойчивому развитию. Потребность в концепции устойчивого развития вызвана кризисом европейской цивилизации. Кризис проявляется в двух аспектах:

·психологическом дискомфорте человека и в истощении и деградации окружающей среды.

Причиной кризиса является неадекватность европейской концепции культуры, утвердившейся в Новое время и в эпоху Просвещения, а может быть даже христианская доктрина, изначально задающая эсхатологический вектор развитию общества. Поэтому концепция устойчивого развития не может быть выработана в рамках существующей европейской модели культуры, ориентированной на прогресс и антропоцентризм. Уже понятно, что идея прогресса – это один из современных мифов, который плохо поддается рационализации: прогресс куда, к чему, по каким критериям, за чей счет? По своей сути концепция устойчивого развития должна стать новой формой культуры, адекватной глобализированному миру, перенаселенной планете, истощенной, разрушенной и упрощенной окружающей среде. Концепция устойчивого развития - это новая парадигма культуры, ее новая модель, в которой место прогресса должно занять устойчивое развитие. Но что это такое - сегодня также мало кто ясно представляет, как ранее не понимали, но много говорили о ноосфере и коэволюции.

Причина неустойчивого развития общества, ведущая к экологическому кризису, кроет­ся в конфликте между природой человека и природой природы, такова сущность человека и сущность природы. Экологический кризис он­тологически предопределен: так устроен мир. Смягчить, а может быть даже и устранить его, т.е. перейти к состоянию устойчивого развития может и должна Культура как механизм саморегуляции общества во всех аспектах, в том числе и во взаимодействии общества и природы. При переходе к культуре как механизму саморегуляции происходит скачок от биологической к духовной природе человека, хотя биологическую природу при этом никто не отрицает.Хочу подчеркнуть, что Культура – это не искусство, не библиотеки и театры, не эстрада… КУЛЬТУРА – ЭТО МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖАНИЯ СОЦИОПРИРОДНОГО РАВНОВЕСИЯ. Если для этого дела полезны театры и библиотеки – то хорошо.

Сущность кризиса в биосфере - разрушение человеком пространственно-временной организации последней.

Разрушение биосферы есть результат духовной деградации и саморазрушения общест­ва. Поэтому переход к устойчивому развитию предполагает принципиальную духовную трансформацию общества. Только при таком условии имеет смысл техниче­ский прогресс.

При моделировании устойчивого развития мы должны исходить из возможностей био­сферы, а не из узкоэгоистических потребностей человека. У биосферы свои законы, своя организация, это реальность, с которой мы должны, не можем не считаться. Биосфера – это своеобразное экологическое пространство, главными характеристиками которого являются не количество ресурсов, которые можно безболезненно изымать для потребностей человека, а его структура, механизм гомеостазиса (саморегуляции), отражающий функциональные внутренние связи и временные параметры. Перейти к устойчивому развитию, избежать экологического кризиса - значит сохранить топологию экологического пространства, еще лучше - сохранить экологический хронотоп.

Главная характеристика экопространства - многомерность, которая помимо геологи­ческих, геохимических, биологических характеристик (состав - структура - связи) включает также и духовный компонент.

Задача, стоящая перед обществом, сводится к созданию такой духовной Метасистемы, которая позволит обуздать биологическую природу человека и создаст условия для наиболее полной духовной реализации человека, т.е. трансформирует тип культуры таким образом, что энергия человека будет направлена главным образом не на завоевание, покорение, пре­образование и потребление природы, а на формирование духовных качеств человека. Ду­ховная Метасистема - это своеобразная экологическая ниша для Homo sapiens.

Человек может вписаться в природную метасистему только при условии вписанности в Духовную Метасистему. Природа имеет свои пределы. Человеку они должны быть установлены в виде норм Культуры, в виде механизмов социальной жизни, которые ограничивают безграничные возможности человека, его избыточную энергию, которая без соблюдения меры из творческой переходит в разрушающую. У человека нет экологической ниши, нет природного ограничителя. Такой нишей, таким ограничителем должна стать Культура.

Утрата духовной метасистемы привела к утрате смысла человеческого существования. Функция человека свелась к геохимическому преобразованию, т.е. человек с духовного уровня опустился на биологический уровень хемобактерий, снабженных техникой.

Необходим новый смысл и цель жизни человека. Необходим возврат к сакральности, тайне бытия.

Необходима новая демографическая политика, новое понимание "взрослый человек". Чтобы получить право называться «взрослым», необходимо пройти обряд инициации, и только такой взрослый получает право на потомство, семью и право решающего голоса. Не астрономический возраст (16 лет, или 18, или 21 год …), не биологические признаки (рост, вес, борода, размер лимфчика…), а ещё и психическая сила и духовная зрелость, которые и должны проверяться в ходе инициации.

Необходимо новое, или хорошо забытое старое отношение к смерти. Нельзя бороться за жизнь ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Я тезисно, в надежде на то, что кто-то ЗАХОЧЕТ услышать и понять, а там – обсудим.

Хватит пафоса гуманизма, который убивает и общество, и природу, а в конечном итоге – и отдельного человека.

При моделировании устойчивого развития в качестве единичного объекта, взаимодей­ствующего с природой, необходимо брать не индивид, а популяцию. Культура – это и есть иммунная система общества (вида, популяции), с помощью которой поддерживается популяционное (видовое), а значит и индивидуальное здоровье. А мы имеем сегодня в передовой Европе рост уродств и накопление генетического груза.

Человек обладает Разумом и Волей. Они должны управляться высшим, метафизиче­ским, метасистемным "критерием". Энергия человека, управляемая только волей и разумом, ведет к разрушению эго, социо и природы. Разум должен и способен решать оперативные, тактические, локальные задачи. Стратегические задачи всегда метафизичны. Необходим вектор, как человеку, так и обществу и задается он Культурой, духовной Метасистемой. Культура должна сублимиро­вать, ограничить избыточную энергию человека. Ядром культуры всегда была и остается (реликтово) религия. А религия вводит в жизнь ритуал. Ритуал организует жизнь, даёт ей ритмику, смысл, форму.

Силовое поле культуры должно дать человеку напряжение жизни, осмысленность, стержень, недостижимый идеал, забирающий у человека все силы, всю энергию («в поте лица»), зовущий, манящий, таинственный. Ду­ховная мутация - единственно верный путь к нормальному взаимоотношению как человека с человеком, так и человека с природой.

Современная социально-экономическая модель общества устойчива только при условии экономического роста и роста потребления. Иначе стагнация, безработица и социальный крах. Но эта модель ведёт к экологическому кризису, так как планета не безгранична.

4. Охрана окружающей среды
Обеспечение природоохранной безопасности. Глобализация экологических проблем вынудила правительства более ста стран к созданию специальных государственных органов, занимающихся охраной окружающей среды и созданием систем природопользования. Поскольку для этого была необходима соответствующая законодательная база, она была создана. В соответствии с ней произошли существенные изменения в промышленном производстве. В частности, в развитых странах за последние десятилетия резко сократилось производство чугуна, стали, произошло относительное сокращение потребления энергетических ресурсов. Произошли значительные структурные преобразования в экономике, направленные на снижение удельного веса наиболее ресурсеи энергоемких производств. Промышленность перешла на миниатюризацию изделий, в соответствии с которой производство начало оснащаться микропроцессорной техникой, началась электронизация продукции, привычные металлические конструкции начали заменяться новыми, более легкими или износостойкими, началось общее снижение металлеи материалоемкости производства. Быстрыми темпами начали развиваться безотходные производства и ресурсосберегающие технологии. Происходящие изменения в обрабатывающей промышленности дополнились качественными сдвигами в соотношении темпов развития группы А и группы Б в промышленности в сторону увеличения отраслей группы Б. Определяющую роль сыграл спрос населения. В итоге в современных условиях объем, состав, социальная ориентация и качественная характеристика конечной продукции явились одними из важнейших качественных характеристик современного цивилизованного общества. И тем не менее, концепция охраны природы позволила развитым рыночным странам добиться лишь частичной экологической стабилизации, что же касается общей ситуации в окружающей среде, она остается пока критической. Дело в том, что главным в хозяйственной деятельности человека по-прежнему остается ускорение роста производства, наиболее полное использование в экономике достижений научно-технического прогресса. И тем не менее, следует отметить, что экологический фактор стал важнейшим и определяющим в деятельности современных производств, природоохранные мероприятия ныне рассматриваются как неизбежные, так как всем стало понятно, что деградация окружающей среды серьезно вредит здоровью человека и препятствует экономическому развитию. Анализ сложившейся природоохранной деятельности позволяет сделать вывод, что нормализация экологической обстановки в ближайшее время нереальна. Нужны не оборонительные природоохранные действия, а создание комплекса упреждающих действий, направленных на создание такой системы рационального природопользования, которая исключала бы саму возможность появления в природе конфликтных ситуаций. Экономика должна находить такие пути развития, которые позволяли достигать нужные социально-экономические параметры без нарушения равновесия экосистем. Производство должно развиваться в пределах экологических ограничений, быть устойчивым, отвечать потребностям настоящего времени и не ставить преград удовлетворению потребностей будущих поколений. Главный акцент должен быть перенесен с мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды на поиск путей их предотвращения. Каждая сфера человеческой занятости требует своих подходов. Охрана атмосферы требует проведения комплекса санитарно-технических и технологических мероприятий, связанных со строительством газоочистных сооружений и устройств. Здесь возможны либо золоулавливающие агрегаты, позволяющие концентрировать вылетающую золу в одном месте, либо рассеивать ее на значительном расстоянии от источников загрязнения. Очень важно и совершенствование технологии сжигания топлива, утилизация отходов. Экономические рычаги воздействия на субъекты хозяйствования имеют огромное значение. Эти рычаги могут включать: лимиты допустимых параметров выбросов отходов в атмосферу, нормативы платежей за выбросы загрязняющих веществ, размер платежей за потребление атмосферного воздуха, платежи за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ, налоговые платежи или кредитные льготы за использование тех или иных технологий, покрытие ущерба, нанесенного окружающей среде. Охрана водных ресурсов касается поверхностных и подземных вод, льдов и снегов Арктики и Антарктиды, атмосферной воды и воды, содержащейся в живых организмах и растительном мире, объединяемых понятием гидросфера. В отличие от других элементов окружающей среды гидросфера наиболее самовозобновляема и самоочищаема. Круговорот воды в природе происходит ежечасно, ежеминутно. Он касается не только пресной, но и соленой воды, объемы которой несравненно больше. Испаряясь, она превращается в пресную воду, но под воздействием других сил, она опять становится соленой водой. В морях и океанах жизнь богата и многообразна, она требует защиты и охраны. Рациональное использование и охрана ресурсов недр является основой развития современной индустрии и научно-технического прогресса. Они обычно характеризуются как минерально-сырьевые ресурсы и представляют собой природные вещества минерального происхождения, используемые для производства энергии, сырья и материалов (уголь, нефть, природный газ). Минеральные ресурсы являются предметом труда и используются в сфере производства благ и оказания услуг, являются резервом роста общественного производства. В зависимости от области хозяйственного применения полезные ископаемые подразделяются на топливно-энергетические вещества, рудные элементы, горно-химическое сырье (фосфориты, апатиты, поваренная и калийные соли, сера и серистые соединения, йодосодержащие растворы и т. д.), природные (минеральные) строительные материалы (мрамор, гранит, яшма, горный хрусталь, алмаз и др.), гидроминеральное сырье (подземные пресные и минерализованные воды).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: