Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) — один из наиболее значимых элементов городского хозяйства, важнейшая часть территориальной Инфраструктуры.
Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на две основные подотрасли:
Жилищное хозяйство (эксплуатация и обслуживание жилищного комплекса, благоустройство населенных пунктов, включая дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, а также бытовое обслуживание, включая банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги);
Коммунальное хозяйство: коммунальные предприятия ресурсоснабжения (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), а также предприятия по санитарной очистке и утилизации отходов.
Организационно и технически предприятия ЖКК не могут ввести на практике избирательное обслуживание клиентов, их деятельность носит обезличенный характер и обслуживает не отдельных потребителей и даже не какую-либо группу, а всю их совокупность на определенной территории. Поэтому отсутствует непосредственный контакт сторон. При этом свои услуги предприятия ЖКК в основном отпускают в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает проблему перманентной задолженности потребителей.
Нормальное функционирование ЖКК в значительной мере связано с другими отраслями городского хозяйства и системами народнохозяйственного уровня. Некоторые услуги коммунального характера оказываются предприятиями, которые сами не производят продукцию, а являются посредниками между предприятиями-производителями и населением города. Отсюда возникают сложные задачи организации и управления распределением, учетом и расчета, стоимости предоставленных услуг и произведенных затрат по коммунальным теплоносителям.
Исходя из функциональных особенностей (т.е. функций предоставления услуг) в составе ЖКК можно выделить три основных блока:
— жилищное хозяйство;
— системы инженерного обеспечения жилой застройки города или ресурсо-обеспечения;
— общегородское коммунальное хозяйство.
Жилищное хозяйство вне зависимости от формы собственности обеспечивает защиту граждан от внешних климатических воздействий.
Системы инженерного обеспечения жилой застройки обеспечивают коммунальными услугами жителей населенных пунктов в зависимости от степени благоустроенности и комфортности жилья.
Общегородское коммунальное хозяйство позволяет получать доступ всему населению вне зависимости от уровня доходов.
Важной особенностью ЖКК является разнообразие форм подчиненности его предприятий в территориальном аспекте. В крупных городах с районным делением часть отраслей имеет предприятия и организации, по подчиненности разбитые по административным округам и районам города. К ним относятся: жилищное хозяйство; ремонтно-строительное производство; часть дорожного и паркового хозяйства. При другом районировании, не совпадающем с административными районами города, имеются сетевые хозяйства — такие, как водопроводно-канализационное, газовое, теплоэнергетическое. В некоторых отраслях отсутствует районирование управления, и они являются общегородскими.
Важнейшая особенность ЖКК как объекта управления — его направленность на удовлетворение приоритетных потребностей населения. Предприятия ЖКК, удовлетворяя соответствующие потребности населения и других категорий потребителей, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и служат одной из важнейших предпосылок развития экономического потенциала и формирования имиджа городских территорий. Именно поэтому управленческая деятельность городских властей муниципального образования ориентируется на решение проблем жилищно-коммунального комплекса.
К особенностям организации жилищно-коммунального комплекса города можно отнести следующие:
— отсутствие у потребителя выбора исполнителей услуг и практическое отсутствие возможности отказа от их приобретения;
— отсутствие, как правило, количественной оценки качества предоставляемых услуг;
— отсутствие понятных для населения ориентиров оценки качества большинства жилищно-коммунальных услуг;
— использование в ходе технологического процесса предоставления услуг сложной инженерной инфраструктуры;
— неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
— необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;
— тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.
Указанные особенности требуют специального подхода к организации жилищно-коммунального обслуживания с учетом специфики местных условий при формировании нормативно-правовой базы, определяющей гарантируемый исполнителем уровень качества услуг и действенные механизмы защиты прав потребителей.
Причина неудачи рынка с общественными товарами заключается в отсутствии возможности для производителя индивидуализировать потребление блага и соответственно оплату его стоимости. Производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим.
Когда тем или иным способом удается вводить ограничение на потребление общественного блага, появляется возможность индивидуализировать его оплату, контролировать рациональное использование, формировать механизмы, стимулирующие повышение эффективности его производства.
Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются Правила предоставления коммунальных услуг.
Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» и призваны регулировать отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации.
Размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
11. Управление инвестиционно - строительным комплексом города.
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (ИСК) - включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звено комплекса - капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:
1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования);
2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;
3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.
Чтобы адекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК должен обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки и принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должна достигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которой технологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны в другую.
Другим не менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управления на поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционной сферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, в которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.
Принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический (таблица 1).
Правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.
В российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.
Правительство РФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью и строительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет централизованных источников финансирования.
Функции государственного управления реализуются, как правило, в известных организационно-правовых формах, в которых компетенция государственных органов обретает свое предметное содержание. Формы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государство достигает поставленных целей. Для преодоления кризиса в инвестиционно-строительном комплексе следует увеличить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования.
В современных условиях при организации процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности большее внимание, чем прежде, должно уделяться решению этих вопросов на региональном уровне. Разработка и реализация инвестиционно-строительных программ должна осуществляться с учетом общегосударственных интересов, а также с учетом особенностей и потребностей регионов.
С точки зрения управления региональный инвестиционно-строительный комплекс представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов. При переходе к регулируемой рыночной экономике становится неизбежной перестройка как организационной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса, так и процессов административного и экономического регулирования его функционирования и развития со стороны властных структур.
Основными задачами регулирования инвестиционно-строительной сферы на региональном уровне, изложенными в работе, являются:
- создание регулирующей системы регионального инвестиционно-строительного комплекса;
- стратегия выхода ИСК из кризиса или стагнации;
- подготовка проектов законодательно-правовых актов, обеспечивающих правовое сопровождение регулирующих механизмов в инвестиционно-строительном комплексе;
- создание отраслевой системы маркетинга;
- преодоление технической отсталости.
12. О собенности управления потребительским рынком города.
Важная составляющая муниципального управления — регулирование потребительского рынка.
Потребительский рынок представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности по производству товаров народного потребления и предоставлению услуг населению для удовлетворения личных и общественных потребностей. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной Стабильности, в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаро-потокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
Муниципальное регулирование основных сфер потребительского рынка на территории муниципального образования — торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения — имеет специфику. Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствием которого служит повышение платежеспособного спроса.
Огромное социально-экономическое значение имеет общественное питание. Благодаря предоставлению полноценного горячего питания по месту работы и учебы создаются условия для роста производительности и улучшения организации труда, обеспечения экономии общественного труда и средств, создания предпосылок для увеличения свободного времени членов общества, особенно женщин. Общественное питание можно рассматривать как отрасль, главной целью которой является предоставление услуг населению в форме общественно организованного питания в обмен на его денежные доходы.
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, предоставляющие около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на услуги удовлетворяется на 70—80%. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг является высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность их выполнения.
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения — содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях — в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотоателье.
Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развитием торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основными задачами муниципального регулирования потребительского рынка являются:
— обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
— защита интересов групп населения с низкими доходами;
— обеспечение добросовестной конкуренции, ограничение монополизации рынка;
Решить эти задачи возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов.
Возможные следующие механизмы муниципального регулирования потребительского рынка:
1. Выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду.
2. Налоговые льготы по местным налогам и льготные кредиты.
3. Выдача муниципального заказа.
4. Страхование коммерческих рисков.
5. Гарантии по займам.
6. Установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров.
7. Снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги.
8. Ставки арендной платы.
9. Административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды.
Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования; предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции; взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией; создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.
Целый комплекс мер по совершенствованию государственно-правового регулирования торговой деятельности реализован в Москве как субъекте Российской Федерации. В отсутствие соответствующего федерального закона был принят Закон города «О торговой деятельности в городе Москве», который в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом Москвы, которые определяли основные принципы организации торговой деятельности. Этот Закон создал основу для построения единой системы регулирования прав, обязанностей и ответственности предпринимателей, потребителей и государственных органов в сфере потребительского рынка. В нем были закреплены ключевые элементы системы государственного регулирования потребительского рынка.
Опыт реализации комплексных программ развития потребительского рынка и других целевых программ показывает безусловное преимущество использования программных методов в решении задач управления.
Была принята городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг, утвержденная постановлением правительства Москвы № 245ПП. Основной особенностью городской целевой программы явилось создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей Москвы на потребительские товары, торговые и бытовые услуги и услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при установленных государством гарантиях качества и безопасности, с учетом приоритетов в реализации социальной политики, определенных правительством Москвы. Программой намечены пути решения вопросов шаговой доступности предприятий потребительского рынка и услуг, развития оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, развития школьного питания, совершенствования бытового обслуживания и др.
Основные мероприятия градостроительной политики столицы, предусмотренные Генеральной схемой, направлены на решение следующих задач:
— преодолеть диспропорцию и обеспечить равномерность размещения сети потребительского рынка по округам города;
— обеспечить значительный прирост новых торговых площадей;
— развивать предприятия шаговой доступности (в пределах 300-500 м от дома);
— обеспечить интенсивное использование городских территорий и резервирование для строительства крупных многофункциональных зон в основных общественно-транспортных узлах города и вблизи них.
Правительство Москвы активно использует механизмы межотраслевой координации в процессе государственного регулирования потребительского рынка. В этих целях в качестве коллегиального органа, обеспечивающего взаимодействие всех структурных подразделений правительства Москвы по реализации торговой политики города, была создана Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы. задач.
Большое внимание в деятельности органов власти Москвы уделяется защите прав потребителей и упорядочению системы контроля. Создана и совершенствуется по мере изменений федерального законодательства правовая база системы координации и организации контроля. В основном эта работа проводится через организацию комплексных проверок.
В рамках полномочий субъекта Российской Федерации принят Закон Москвы. «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы», который усилил ответственность за нарушения правил работы рынков, и объектов мелкорозничной сети и предоставил дополнительные возможности контроля за этими объектами ГУВД и Мосгостог инспекции.






