Пути повышения эффективности бюджетных расходов в сфере культуры

В условиях ограниченных ресурсов основной акцент Министерство культуры делает на повышение эффективности использования выделяемых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрацию средств на приоритетных социально значимых видах деятельности культуры.

Для финансового обеспечения мероприятий по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальной культуры в области государственного финансирования Министерством культуры на современном этапе экономического развития общества предусматривается:

1. усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на культуру на основе использования системы нормативов расходов на содержание единицы отдельных видов учреждений культуры;

2. финансировать, в первую очередь, целевые программы, проекты и другие государственные заказы, прошедшие конкурсную апробацию (целевые трансферты);

3. создавать различные резервно-стимулирующие фонды с выделением в их составе грантов (объемов финансовых средств) и предоставлять их как организациям культуры, так и отдельным выдающимся деятелям культуры (индивидуальные гранты);

4. субсидировать сферу культуры в рамках социально-экономических программ, финансируемых совместно из республиканского и местных бюджетов, а также на основе совместного финансирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов;

5. создавать межведомственные программы субсидирования сферы культуры;

6. развивать финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и спонсоров;

7. повысить самостоятельность учреждений и организаций культуры в финансово-хозяйственной деятельности.

Особо важной является проблема привлечения дополнительных финансовых средств в сферу культуры. Основными направлениями в реализации этой задачи могут быть:

а) развитие хозрасчетной (коммерческой) деятельности через систему платных услуг;

б) стимулирование привлечения дополнительных средств методами налоговых льгот как для учреждений и организаций культуры, отдельных работников культуры, так и для финансовых «доноров» учреждений культуры;

в) активное привлечение средств предприятий, организаций в сферу культуры;

г) использование международных займов и иностранных инвестиций, а также средств международных финансовых организаций.

Одним из нормативно-правовых направлений по повышению эффективности творческой и экономико-управленческой деятельности в сфере культуры является также принятие в 2015 году «Кодекса о культуре в Республике Беларусь». В предыдущие годы также были внесены изменения в законы о библиотеках и библиотечном деле, о народном творчестве и народных промыслах, указом президента расширен перечень целей, на которые используется спонсорская помощь в сфере культуры и на которые могут выделяться средства фондов президента. Правительство страны приняло постановления, которые предусматривают создание попечительских советов при учреждениях культуры, об организации стажировок студентов и преподавателей вузов культуры за границей, о новых подходах к финансированию сферы кинематографии, о новых подходах к созданию монументальных произведений. Существенным нововведением с 2013 года является то, что исполнители по проведению культурных мероприятий с бюджетной поддержкой избираются на конкурсной основе, что, несомненно, способствует повышению творческого уровня и уровня организации культурных мероприятий, появлению новых учреждений культуры, в том числе частных.

Реорганизация сети учреждений культуры, финансируемых из бюджета, призвана не только улучшить качество бюджетных услуг, но и создать конкуренцию за конечного потребителя услуги. А эффективное управление затратами позволит найти способы повышения заработной платы работников учреждений культуры, изыскивать ресурсы для собственного развития.

Основа реформы финансирования сферы культуры – это переход от сметного к так называемому нормативно-целевому финансированию. Под ним принято понимать возмещение государством расходов на оказание услуг: по определенному перечню регламентированного качества, конкретным категориям потребителей и по единым нормативам. Нормативы устанавливаются административно и рассчитываются для показателей результатов деятельности учреждения. Такое финансирование отличается тем, что объем бюджетных ассигнований зависит не от фактических затрат на содержание бюджетной организации, штата работников, расходов на приобретение товаров и оплату услуг сторонних организаций, а исключительно от объема оказанных бюджетных услуг. В качестве же минимальных государственных социальных стандартов в области культуры установлено всего 2 норматива – во-первых, это бюджетная обеспеченность расходов в расчёте на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счёт бюджетного финансирования и 0,2 – за счёт оказания населению платных услуг; во-вторых, обеспеченность агрогородков 1-м клубом, 1-ой библиотекой и стационарным либо передвижным киновидеобслуживанием. Это позволяет обеспечить минимальный перечень услуг в области культуры, а также сохранить сеть библиотек, клубов и домов культуры, домов ремёсел и фольклора, музеев и киновидеопредприятий.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, -- процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т.е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: