Неисполнение приказа

Неисполнение приказа (ст. 332 УК). Статья 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ устанавливает: "Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия".

Взаимоотношения между начальниками и подчиненными регулируются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ (1993 г.). По служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник — непосредственным начальником. Начальниками по воинскому званию признаются, например, генералы и адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов, а сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части. Военнослужащие, которые по отношению к другим не являются начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими по воинскому званию.

Приказ, за невыполнение которого установлена ответственность в ст. 332 УК, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. По форме приказ может отдаваться письменно, устно или по техническим средствам. Приказ должен соответствовать требованиям закона и воинских уставов, отдаваться в порядке и в интересах службы. Военнослужащему не могут отдаваться приказы, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Командир несет ответственность за отданный приказ и его последствия. Однако в соответствии со ст. 42 УК за совершение умышленного преступления по заведомо для него незаконному приказу командира подчиненный подлежит ответственности на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконного приказа исключает уголовную ответственность подчиненного.

С объективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено в форме неповиновения, иного умышленного неисполнения приказа (ч. 1 ст. 332 УК) и неисполнения приказа по неосторожности (ч. 3 ст. 332 УК). Неповиновение состоит в открытом отказе от исполнения приказа, когда подчиненный в категоричной форме заявляет либо иным образом демонстрирует, что выполнять приказ не будет. При ином умышленном неисполнении приказа подчиненный внешне принимает его к исполнению, но фактически не исполняет, т. е. не совершает действий, предписанных приказом, совершает действия, запрещенные приказом, или несвоевременно, неполно либо неточно выполняет требования приказа. Умысел за неисполнение приказа может возникнуть сразу по его получении или по истечении какого-то времени. Неисполнение приказа по неосторожности имеет место тогда, когда подчиненный, получив приказ начальника, вследствие небрежности или недобросовестного отношения к службе требования приказа не выполняет или выполняет их ненадлежащим образом.

Для состава преступления по ч. 1 ст. 332 УК необходимо причинение существенного вреда интересам службы. В конкретных случаях такой вред может состоять в серьезном нарушении распорядка дня в подразделении, затруднении выполнения конкретных задач боевой подготовки, ущемлении прав и свобод отдельных военнослужащих, отрыве военнослужащих от выполнения служебных обязанностей и т. п. К тяжким последствиям (ч. 2 и 3 ст. 332 УК) могут быть отнесены: срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля, причинение опасного для жизни или здоровья вреда, здоровью людей, вывод из строя боевой техники, причинение значительного материального ущерба и т. п. Понятия группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы даны в ст. 35 УК.

Субъективная сторона составов преступления (ч. ч. 1 и 2) характеризуется прямым или косвенным умыслом. Неосторожное неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 3) предполагает несовершение действий, предписанных приказом, или совершение действий, запрещенных приказом, а также несвоевременное, неполное, неточное исполнения приказа, совершенное по небрежности или легкомыслию.

Субъектами преступления могут быть только военнослужащие, постоянно или временно, на службе или по воинскому званию подчиненные соответствующему начальнику.

160. Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ)

Объект преступления – порядок состояния на службе военнослужащих.

Объективная сторона включает в себя следующие деяния:

– самовольное оставление части или места службы, т. е. без разрешения командира части или лица, исполняющего обязанности командира;

– неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.

Уважительными причинами могут быть заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина, и т. д.

Самовольное оставление части или места службы или неявка в срок без уважительных причин на службу признаются уголовно наказуемыми при условии, что она продолжалась от 2 до 10 суток.

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел.

Субъект преступления – военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

Часть 2 ст. 337 УК РФ устанавливает ответственность за самовольное оставление части или места службы или неявку в срок без уважительных причин продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (отдельных дисциплинарных батальонах и отдельных дисциплинарных ротах).

В ч. 3 ст. 337 УК РФ установлена ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно за неявку в срок без уважительных причин продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца. Субъектом этого преступления является военнослужащий, проходящий военную службу по призыву или по контракту.

В ч. 4 содержится квалифицирующий признак преступления, предусмотренного ч. 3 данной статьи, – самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца.

Военнослужащий, впервые совершивший это деяние, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Тяжелыми обстоятельствами могут признаваться неуставные отношения между военнослужащими, тяжелая болезнь или смерть близких родственников и т. п.

Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ).

Объект преступления — установленный порядок прохождения военной службы в рядах ВС РФ и выполнения обязанности по прохождению военной службы.

Объективная сторона выражается в действии — самовольном оставлении части или места службы, или бездействии — неявке в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, — совершенных военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Под оставлением части или места службы применительно к статье 337 УК РФ следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части (например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения). В случае если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.

Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника).

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по статье 337 УК РФ необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше десяти суток, но не более одного месяца (часть 3), либо на срок свыше одного месяца (часть 4).

Под неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует понимать неприбытие указанных лиц при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу в срок, установленный в соответствующих документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).

Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу, указанной в ст. 337 УК РФ, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Ответственность по ст. 337 УК РФ наступает лишь при наличии у лица намерения временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и по истечении определенного срока возвратиться в часть (к месту службы) для прохождения военной службы.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

Частью 2 ст. 337 УК РФ установлена ответственность за рассмотренные выше деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части.

161. Нарушение правил несения боевого дежурства

В Вооруженных Силах РФ боевое дежурство (боевая служба) организуется в целях своевременного обнаружения и отражения внезапного нападения на Российскую Федерацию, обеспечения ее безопасности. Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. На Военно-Морском Флоте боевое дежурство называется боевой службой.

С объективной стороны преступление может состоять в невыполнении как общих требований боевого дежурства (например, самовольное оставление места боевого дежурства, употребление спиртных напитков или наркотических средств), так и своих специальных, функциональных обязанностей (допуск на пост посторонних людей, нарушение правил обращения со специальной аппаратурой, невыполнение подаваемых команд и т. п.). Для состава преступления необходимо, чтобы нарушение правил боевого дежурства повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Тяжкие последствия (ч. 2 и ч. 3 ст. 340 УК) должны быть непосредственно связаны с выполняемыми дежурной сменой (расчетом) задачами по обеспечению безопасности государства. Таковыми могут быть проникновение в воздушное пространство РФ иностранных военных, разведывательных самолетов, подводных или надводных кораблей, гибель людей и т. п.

С субъективной стороны деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 340, совершаются умышленно, отношение виновного к тяжким последствиям (ч. 2) будет характеризоваться, как правило, неосто-

рожностыо. Нарушение, квалифицируемое в ч. 3, может быть совершено только по неосторожности.

Субъектами преступления признаются только военнослужащие, назначенные приказом соответствующего командира для несения боевого дежурства, входящие в состав того или иного дежурного подразделения, смены, расчета и т. п. Это могут быть солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, а также лица офицерского состава.

162. Статья 225 УК устанавливает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей не только по охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, но и ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

С объективной стороны рассматриваемые преступления состоят в ненадлежащем исполнении лицом, которому была поручена охрана того или иного вида оружия или других предметов, возложенных на него обязанностей. Конкретно это может выразиться в невыполнении требований соответствующих наставлений, инструкций, самовольном оставлении охраняемого объекта, допуске к объекту посторонних лиц, нарушении противопожарных правил и т.п. В зависимости от особенностей объекта охраны различными могут быть и обязанности, возложенные на лицо, его охранявшее.

Для состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 225 УК, необходимо, чтобы совершенное деяние повлекло за собой хищение или уничтожение оружия или других предметов либо наступление иных тяжких последствий. Хищение как последствие ненадлежащего исполнения обязанностей по охране оружия и других предметов предполагает противоправное изъятие или завладение ими не лицом, которому поручено их охрана, а посторонним лицом. Иными тяжкими последствиями могут быть человеческие жертвы, разрушения различных объектов и т.п.

Состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 225 УК, является оконченным не только при наступлении реальных тяжких последствий, но и тогда, когда создавалась угроза их наступления.

Тяжкими последствиями применительно к ч. 2 ст. 225 УК должны признаваться хищение оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, гибель людей, уничтожение или приведение в негодность оружия, материалов или оборудования, выход из строя различных механизмов, обеспечивающих постоянный контроль за безопасностью хранения оружия массового поражения и материалов и т.п.

Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть лишь лица, которым поручена охрана огнестрельного оружия, различных видов оружия массового поражения и других предметов, перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 225 УК. Обязанности по охране мест расположения указанных предметов возлагаются, как правило, на специально комплектуемые наряды либо на отдельных лиц, которые несут службу на постоянной основе либо посменно.

Должностные лица соответствующих учреждений и предприятий, на которых непосредственно не возложены обязанности по охране оружия или других предметов, но которые по своему служебному положению должны принять необходимые меры к обеспечению условий для надежной охраны этих предметов, за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям главы 30 УК.

С субъективной стороны преступления, квалифицируемые ст. 225 УК, совершаются по неосторожности.

163. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект.

Объектом преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей.

С объективной стороны состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под планированием войны подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. Подготовка к агрессивной войне предполагает реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения военных действий. Например, это может быть передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе или регионе предполагаемых военных действий, сооружение или дооборудование там необходимых фортификационных объектов и сооружений, перевод соответствующих промышленных предприятий или организаций на выпуск.военной продукции наступательного характера, создание или реорганизация структур военного управления войсками или оккупированными территориями. Под развязыванием войны понимается осуществление тех или иных акций дипломатического или военного характера, создающие повод для начала военных действий агрессивного характера. Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или народами. Война считается агрессивной, если она по своим существенным признакам охватывается понятием агрессии, сформулированными в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Согласно ст. 1 Приложения к этой резолюции агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться только с прямым умыслом. Мотивами данного преступления могут быть межгосударственная вражда, ложно понимаемые национальные интересы страны, а также личные соображения.

Субъектами данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. Перечень таких должностей устанавливается Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.* и соответствующими указами Президента Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Объект состава ведения агрессивной войны, предусмотренного ч. 2 ст. 353 УК, тот же.

С объективной стороны данное преступление выражается в ведении агрессивной войны, под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными Силами территории другого государства или в применении любого оружия против территории другого государства, в блокаде портов или берегов другого государства Вооруженными Силами, в нападении Вооруженных Сил на сухопутные, морские или воздушные флоты другого государства и др.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъектами ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект.
Объектом преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей.
С объективной стороны состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под планированием войны подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. Подготовка кагрессивной войне предполагает реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения военных действий. Например, это может быть передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе или регионе предполагаемых военных действий, сооружение или дооборудование там необходимых фортификационных объектов и сооружений, перевод соответствующих промышленных предприятий или организаций на выпуск военной продукции наступательного характера, создание или реорганизация структур военного управления войсками или оккупированными территориями. Под развязыванием войны понимается осуществление тех или иных акций дипломатического или военного характера, создающие повод для начала военных действий агрессивного характера. Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или народами. Война считается агрессивной, если она по своим существенным признакам охватывается понятием агрессии, сформулированными в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Согласно ст. 1 Приложения к этой резолюции агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться только с прямым умыслом. Мотивами данного преступления могут быть межгосударственная вражда, ложно понимаемые национальные интересы страны, а также личные соображения.
Субъектами данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. Перечень таких должностей устанавливается Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. и соответствующими указами Президента Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Объект состава ведения агрессивной войны, предусмотренного ч. 2 ст. 353 УК, тот же.
С объективной стороны данное преступление выражается в ведении агрессивной войны, под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными Силами территории другого государства или в применении любого оружия против территории другого государства, в блокаде портов или берегов другого государства Вооруженными Силами, в нападении Вооруженных Сил на сухопутные, морские или воздушные флоты другого государства и др.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом.
Субъектами ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

164. Наемничество - предусмотренное ст. 359 УК РФпреступление против мира и безопасности человечества, заключающееся в вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, в использовании наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, а равно в участии самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Согласно Конвенции о запрещении вербовки, использования и обучения наемников 1989 г. преступными и подлежащими наказанию признаются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих их вербовку, обучение, финансирование и использование.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Это определение наемника дано в прим. к ст. 359 УК РФ и полностью соответствует ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. (см. Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 570-658) и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.

Под вербовкой наемников понимается набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно.

Обучение наемников есть проведение с ними специальных занятий по вопросам наиболее эффективного и целесообразного применения и использования оружия, боевых припасов, устройства военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года.

Финансированием наемников считается обеспечение их денежными средствами.

Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т. п.

Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Субъектом преступления могут быть уполномоченные на то государственными органами или органами военного управления лица, действующие на стороне вербующей державы, а также частные лица, действующие по собственной инициативе.

Наемничество совершается только при наличии прямого умысла.

Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное участие наемника в боевых акциях и операциях в ходе военного конфликта или военных действий.

Субъектом может быть признан наемник, достигший 16-летнего возраста и обладающий вменяемостью.

Данное преступление может быть совершено только умышленно, мотив - корыстный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: