double arrow

Вопрос 2. Дайте понятие и перечислите виды конкуренции на рынке туристских услуг



Конкуренция - соперничество между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

Конкуренция определяет степень развития рынка, сложность работы на нем, маркетинговые характеристики (объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта).

На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множе­ство факторов :

1. Соперничество усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей.

2. Конкурентная борьба усиливается, если спрос па турпродукт рас­тет медленно. (Когда рынок растет быстро, соперничество ослаб­ляется тем, что здесь всем хватает места, напротив, когда рост рын­ка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю.)

3. Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебаниям, поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.

4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы.




5. Соперничество возрастает пропорционально эффекту от предпри­нимаемых мер: чем больше отдача от предпринимаемых дейст­вий, тем выше вероятность того, что другие фирмы предпримут ответные действия. Здесь большое значение приобретает отсле­живание информации о потенциале конкурентов, с тем чтобы правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперни­ков. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма может получить преиму­щество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Такие знания являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.

6. Конкуренция усиливается, если уход из отрасли становится доро­же, чем продолжение конкуренции: чем выше барьеры для выхо­да, тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конку­рировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль.

На рынке туристских услуг различают три вида конкуренции :

1) Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что лю­бая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Поэтому все продукты/услуги, обеспечивающие ее удов­летворение, являются функциональными конкурентами. Например, потребность в передвижении туристов может удовлетворить желез­нодорожный, авиационный, автобусный транспорт.



2) Видовая конкуренция возникает между предприятиями, предлага­ющими продукты/услуги одного и того же назначения, которые близ­ки по многим параметрам, но отличаются по какой-либо существен­ной характеристике (например, туры по одному и тому же направле­нию могут отличаться классностью гостиниц).

3) Маркетинговая конкуренция (межфирменная или предметная) возникает в случае, если предлагаемые туристскими предприятиями продукты не имеют существенных различий либо вообще идентич­ны. Данный вид конкуренции обусловливает дифференциацию про­дуктов.

С точки зрения методов осуществления конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает предложение однородных услуг по разным, чаще всего по более низким, чем у конкурентов, ценам. Для сферы услуг результат действия ценовой конкуренции склады­вается из двух элементов: прямого и дополнительного результата. Прямой результат проявляется в том, что, снижая цепы на свои услуги, у предприятия появляется возможность укрепить свои по­зиции по сравнению с конкурентами, и наоборот, повышая цены, предприятие уменьшает свои возможности в области конкуренто­способности. Дополнительный результат проявляется, прежде всего, в укреплении социального престижа предприятия.

Неценовая конкуренция характеризуется тем, что ключевым фак­тором успеха в борьбе за предпочтения потребителя становится не цена продукта, а качество, обслуживание, предоставление покупате­лю большего объема услуг.

Конкурентом туристского предприятия может стать любой участ­ник, связанный тем или иным образом с туристской сферой и который своими действиями может уменьшить доход фирмы от реали­зуемого ею турпродукта.



Сейчас читают про: