1.Затратный подход к формированию цены продукции (услуг) характерен для следующих методов расчета цены:
• расчет по методу «средние издержки плюс прибыль»;
• расчет на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль ».
Это самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий туризма он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что предприятия при определении цены на свою продукцию и услуги ориентируются на издержки, т.е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив от себестоимости.
Такой метод является достаточно простым и понятным. Предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены, и ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от изменения спроса. Если другие аналогичные предприятия применяют такой же подход в формировании цен, то все они имеют примерно одинаковые цены, т.е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму. В рыночных условиях метод «средние издержки плюс прибыль» при своей кажущейся логичности также имеет ряд значительных недостатков. Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т.е. его отношение к товару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий индустрии туризма, поскольку спрос на товары и услуги зависит от множества факторов, один из которых – сезонность, и подвержен значительным колебаниям. В-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т.е. уровень предложения подобных услуг на рынке.
|
|
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод расчета также базируется на издержках. При его использовании предприятию необходимо разделить затраты на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить, как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль. Такой подход к ценообразованию предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение наилучшей, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому этот метод еще называют целевым ценообразованием. По сути, определяется размер целевой прибыли на единицу продукта. Он является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается рынок.
|
|
2. Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги). Рыночный, или маркетинговый, подход в определении цены на продукцию (услуги) предприятий является наиболее предпочтительным. Это объясняется тем, что при установлении цены на товар или услуги обязательно проводится изучение рынка: исследование потребителей продукции, анализ спроса, конкурентов и т.п. Как правило, ценовая политика фирмы зависит от того, какое место она занимает на рынке, т.е. является ли она достаточно известной и хорошо зарекомендовавшей себя или это малоизвестная фирма. Есть и специфические факторы, влияющие на ценообразование. Например, для предприятий гостиничного комплекса очень сильное влияние на ценообразование оказывает такой фактор, как место расположения гостиницы.
К данному подходу относят следующие методы ценообразования:
♦ ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции базируется па использовании информации о действующих и потенциальных конкурентах туристского предприятия, при этом цены устанавливаются ниже рыночных, па уровне рыночных или выше их, в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, образа продуктов, реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов. Практически, в основу цены кладется цена конкурентов, при этом издержки и состояние спроса перестают быть решающими факторами. Отличительная особенность фирм, использующих данный метод ценообразования, состоит в том, что они не стремятся сохранить постоянную зависимость между своими цепами и затратами;
♦ ценообразование с ориентацией на спрос предполагает изучение желаний потребителей и установление цен, приемлемых для них. Данный метод применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении туристского продукта клиентами. При этом выявляется потолок цен — максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу. В этом случае цены базируются на изучении информации о спросе, получаемой путем проведения опросов, интервьюирования, анкетирования. На основе этой информации прогнозируется спрос, а затем определяются приемлемые издержки производства. Теоретически этот метод достаточно прост, однако следует получить достаточное количество достоверной информации и, следовательно, необходимо сегментировать рынок потребителей. Для каждого сегмента должна быть установлена своя цепа, основанная па результатах маркетингового исследования. Представленные варианты определения цен пи в коем случае нельзя рассматривать как альтернативные, взаимоисключающие друг друга.