Туроператором | Турагептом |
-Увеличение объемов продаж туруслуг; -проведение информационной, консультационной работы с клиентами; -сокращение расходов на содержание собственного персонала, аренду помещения, его оснащение и т. д.; -выход на новые туристские рынки | -Освобождение от деятельности по планированию и разработке условий тура, их согласованию с поставщиками услуг, получению иностранных виз и др.; -уменьшение доли ответственности перед клиентом; -расширение сферы деятельности благодаря сотрудничеству с несколькими туроператорами, специализирующимися на разных по содержанию и качеству турпродуктах; -обеспечение коммерческой выгоды в результате использования имиджа фирмы-туроператора |
Зачастую, во многих фирмах каналы продвижения турпродукта комбинированные, т. е. наряду с существующими структурами и подразделениями собственных продаж действует также и контрагентская сеть.
Условно агентская сеть туроператора может иметь следующие схемы, представленные на рис.:
|
|
1. Туроператор — турагентство — турист. Эта схема используется малыми и средними туроператорскими фирмами. Крупные туроператоры привлекают множество посредников для реализации сбытовой деятельности, что требует создания разветвленной сети. В большинстве случаев работу по созданию разветвленной сети крупный туроператор сам не выполняет, а поручает ее турагентству-оптовику.
2. Туроператор — турагентство-оптовик (wholesaler) — турагентства — турист. Оптовик является посреднической туроператорской фирмой, которая специализируется па деятельности в определенном регионе, централизованно закупая туры у нескольких отечественных и/или зарубежных туроператоров. Турагентство-оптовик создает собственные сети мелких дилеров, которые доводят информацию о существующем турпродукте до потребителя.
В настоящее время за рубежом значительная часть продаж совершается не в турагентствах, а их агентами вне офисов. Потенциальные туристы в силу психологических факторов больше склонны верить друзьям, знакомым, близким и вообще людям, побывавшим в турпоездке, чем рекламе. В связи с этим возникает необходимость еще одного звена в агентской схеме — агента, работающего непосредственно с индивидуальными потребителями.
3. Туроператор — турагентство-оптовик — турагентства — агент — турист. Агент работает по методу прямой продажи и находит клиента, прежде всего, из круга своих знакомых и родственников, но рекомендации, па службе, в общественных учреждениях и т. д. Агент работает или в пределах определенной территории, или по социальным группам населения, или по видам предприятий и т. д. Важнейшими качествами для агента считаются: отсутствие синдрома нерешительности, отсутствие боязни получить отказ при обращении к незнакомому человеку, изобретательность в действиях, общительность и коммуникабельность, личное обаяние и привлекательный образ, умение расположить к себе собеседника и вести беседы доверительного характера, надежность и честность. В японской системе подготовки агентов существует уникальный контрольный тест — кандидат в агенты должен выйти на оживленную городскую улицу и публично спеть песни независимо от того, есть у него голосовые данные и слух или нет. В большинстве случаев агентская работа не является основной, работник совмещает ее с иными видами деятельности.
|
|
На рис. приведен 4-уровневый канал сбыта. Каналы сбыта с большим числом уровней используются значительно реже, так как они не позволяют туроператору осуществлять эффективное управление и контроль функционирования сбытовой сети. Кроме того, за счет возрастания количества посредников происходит увеличение конечной цены туристского продукта.
Помимо длины, канал сбыта характеризуется еще и таким понятием, как ширина канала, определяющая количество участников па любом этапе товародвижения. При узком канале производитель продает через нескольких участников сбыта, при широком — через многих.
Для определения числа посредников на каждом уровне канала сложились три основных подхода: интенсивное распределение, эксклюзивное распределение и селективное распределение.
В рамках интенсивного распределения предприятие предоставляет право заниматься реализацией туристского продукта любому посреднику, имеющему желание и возможности.
Эксклюзивное распределение характеризуется сегментированным охватом целевого рынка, снижением затрат и издержек на поддержание его функционирования, высокой степенью управляемости и возможностями контроля и осуществляется на основании агентского соглашения, предоставляющего турагенту определенные привилегии в виде:
♦ предоставления исключительных прав па реализацию туристского продукта на определенной территории;
♦ более низкой цены туристского продукта;
♦ повышенного комиссионного вознаграждения;
♦ предоставления гарантированной квоты на туристский продукт. При этом туроператор получает определенные рычаги воздействия на агента, такие как:
♦ возможность фиксировать конечную цену продукта;
♦ установление стандартов и технологических требований к обслуживанию клиентов;
♦ возможность контроля над сбытом турпродукта;
♦ ограничение турагента в сотрудничестве с другими туроператорами.
Наиболее распространенным является метод селективного распределения, который подразумевает выборочное отношение к потенциальным агентам, некий конкурс среди них, после которого к совместной работе допускаются организации, максимально отвечающие требованиям оператора. Этот метод позволяет добиваться необходимого охвата рынка при сохранении контроля над каналом сбыта и при достаточно низких издержках.