В данной технологии диалог выступает не только как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обучения и принцип организации самого содержания науки. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.
Концептуальные идеи
- диалог-компонент внутреннего содержания личности;
- многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;
- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.
Технология диалога
Ø Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, даря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала,
Ø Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций.
Ø Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.
Ø Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.
Ø Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).
Основные методические подходы
ü Последовательность классов отвечает последовательности основных историях культур (античной, средневековой и т. д.).
ü Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания.
ü Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах данной культуры.
ü Авторпрограммы для каждого класса педагог вместе с детьми.
ü Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр.
Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения.
Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили
Гуманная педагогика, ориентированная на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.