Технология В. С. Библера, С. Ю. Курганова «Диалог культур»

В данной технологии диалог выступает не только как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обу­чения и принцип организации самого содержания науки. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М. М. Бахтина «о куль­туре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «фи­лософской логики культуры» В. С. Библера.

Концептуальные идеи

- диалог-компонент внутреннего содержания личности;

- многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внут­реннего диалога;
- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.

Технология диалога

Ø Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, даря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала,

Ø Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций.

Ø Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.

Ø Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.

Ø Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).

Основные методические подходы

ü Последовательность классов отвечает последовательности основных истори­ях культур (античной, средневековой и т. д.).

ü Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания.

ü Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах данной культуры.

ü Авторпрограммы для каждого класса педагог вместе с детьми.

ü Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр.

Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения.

Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили

Гуманная педагогика, ориентированная на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: