Основные принципы управления организацией. Объект и субъект управления

Управление в широком смысле слова- это деятельность по упоряд-сти и координации процессов взаимодействия м\у элементами состав-ми орг-цию. Процесс упр-я предполагает наличие: 1) множество элементов состовляющих орг-цию; 2) нео-ть обеспечения м\у элементами позитивного взаимвоз-ия и предотвр-я негативного взаимод-я. Все элементы участвующие в процессе упра-я можно подразделить на субъект упр-я и объект упр-я. Объект-то на кот-го направлено управляемое воздействие. Субъект- элементы осущ-я управ-кие воздействия. Объект и субъет не существуют независимо друг от друга, а образуют единый механизм управлен-кую систему, в кот-рой субъет и объект играют роль подсистемы.

Основными признаки любой системы являя-тся: 1) наличие 2-х и более составляющих элем-тов; 2) постоянное взаимодействие: прямое или опосредственное; 3) Относительная целостность системы во времени и пространстве; 4) Наличие общей цели Дея-ти системы, т.е. принцип целепологания. Упр-е социа-ной системой отождествляется с целевым воздействием субъекта управления на объект, кот-рое осущ-тся через указы, приказы. Наряду с целевым воздействием упр-я орг-циями включает: 1) Орган-ный порядок- система норм, правил орг-ции, заданных извне по отн-ию к работникам; 2) Самоорганизация- это система норм и ценностей спонтанно сложившиеся в кач-ве механизм упр-я связан с осущ-ем 2-х производств: целеполагания и целеосущ-е, кот-рое в своей совок-ти ведут к достижению основных цели орг-ции. Управ-е возд-ие возможно в 3-хвариантах: 1) Полное внешнее воздействие и контроль (когда отсутствует системный подход, т.е. объекты не взаимодействуют.; 2) Управленческое воздействие с испол-ем элементов самоорганизации; 3) Управл-кое воздействие с использованием элементов самоорганизации и принципов обратной связи.

Из всего многообразие определений понятия «организация» можно выделить следующие. 1) Орг-ция как процесс, посредством кот-го создается и сохраняется стр-ра управляемой либо управляющей системы. 2)Орг-ция как сов-ть (система) взаимоотнош-й, прав, обяз-тей, целей, ролей, видов дея-ти, кот-рые имеют место в процессе совместного труда. 3) Орг-ция как группа людей с общими целями. Чтобы считаться орг-цией, трудовое формирование должно отвечать след-щим обязательным требованиям 1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие по крайне мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или рез-та), которую принимают как общую все члены данной группы; 3) наличие членов группы, кот-рые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Т.О. орг-ция- это группа людей, дея-ть которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подси­стем управления: управляемой и управляющей. В обоих слу­чаях отношения между управляемой и управляющей подсисте­мами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управле­ния – орган. либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.

Теорию Z в 1981 г. разработал американский профессор У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям "X" и "Y" Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории "Z", мотивация работников должна исходить из ценностей "производственного клана", т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.

Основные идеи теории "Z" заключаются в следующем:

• в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

• люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;

• должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

• предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

• на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;

• предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

• администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

• человек — основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия.

Теория "Z" описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний, однако такие аботники есть практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе.

Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией "Z", эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: