Понятие маркетинга тесно связано с продуктом (услугой), так как конечной целью банковского маркетинга является его успешная реализация. Как и любой другой продукт, предназначенный для реализации, банковский продукт проходит все стадии своего развития: возникновение идеи создания продукта; отбор идей, анализ объема планируемых продаж, тест-маркетинг (проверка реакции потребителей), коммерциализация продукта (назначение конкурентной цены). Особенностью банковского продукта является то, что он является инструментом денежного обращения и служит целям организации финансового посредничества между клиентом и банком. Таким образом, банковский маркетинг можно определить как деятельность, направленную на доведение банковского продукта до клиента с помощью определенного набора инструментов, в состав которых входит исследование рынка, реклама, продвижение услуги, организация продаж, послепродажный контроль.
Банковский маркетинг является составной частью менеджмента банка, и связан в первую очередь со стратегией развития банка. В этой связи можно говорить о стратегическом маркетинге. Суть стратегического маркетинга выражается в такой политике банка, когда разработка, внедрение и освоение новых банковских продуктов осуществляется на базе предварительно проведенных маркетинговых исследованиях. Тактический маркетинг определяет, как работать с потребителем банковских продуктов, как правильно оценить конкурентов на рынке банковских продуктов, их силу и слабость, как выбрать сегменты и “ниши” для услуг банка и расширить сферу своего влияния. Управление банком может быть эффективным, если детально знать какие запросы предъявляют потребители к продукту, какие характеристики банковской услуги интересны потребителю в данный момент, а какие наоборот вызывают отрицательные эмоции.
|
|
Основными принципами маркетинга являются:
- Нацеленность на достижение конечного результата банковской деятельности- оказание услуг в наибольшей степени удовлетворяющее потребностям клиента. Получение прибыли не должно служить самоцелью банковской деятельности.
- Направленность на долговременные результаты маркетинговой деятельности. Эффективная реализация услуги на рынке возможно лишь в том случае если банк строго следует заранее выверенной стратегии развития. Как показали кризисы в банковской сфере в середине и в конце 90-х годов, характерные для этапа становления во всех государствах с переходной к рынку экономикой, многие средние и крупные банки ориентируются в своей деятельности на текущие результаты в ущерб долгосрочному развитию. Целью реформирования банковской системы должно стать широкое использование в планировании маркетинга в банке конкретных результатов исследований финансового рынка.
|
|
- Применение в единстве тактики и стратегии активной стратегии приспособления к требованиям потенциальных клиентов с целенаправленным воздействием на их потребительские предпочтения. Этот принцип выражает ориентацию маркетинга на создание конкурентных банковских продуктов.
- Использование в планировании маркетинговой деятельности концепции “жизненного цикла продукта”, когда на обозримый период определяются этапы становления продукта (инкубационный период), насыщения потребности и поиск новых возможностей для расширения рынков сбыта (период зрелости), снижение спроса на банковский продукт (период старения).
Организация маркетинга в банке сложная задача, тесно связанная с историей формирования банка, квалификацией кадров, задачами, которые ставит банк на финансовых рынках. Не каждый банк способен адекватно реагировать на рекомендации маркетинга. Можно создать в своем банке разнообразные службы, призванные выполнять функции маркетинга, но если не создана соответствующая атмосфера, которая способствовала бы эффективному реагированию на рыночные изменения, то эти службы будут лишь модными атрибутами, а подчас и обузой в банке.
Общие задачи маркетинга вытекают из комплекса целей и задач, которые стоят перед банком в целом. Эти задачи трансформируются в конкретные мероприятия по освоению корпоративного и розничного рынка финансовых услуг.
При разработке комплекса мероприятий по маркетингу необходимо учитывать тот факт, что эта деятельность в отличие от других в наименьшей степени поддается инструктивному описанию и регламентации и требует творческого подхода. Структурирование функций и степень централизации маркетинга зависит от многих факторов, решающими из которых являются: количество и размещение отделений и филиалов, наличие квалифицированного персонала, степень детализации задач маркетинга.
Своей спецификой отличается организация маркетинга в банках имеющих разветвленную сеть отделений и филиалов. Филиалы, как правило, лишены возможности проводить исчерпывающие обследования рынка, но сильной стороной филиала является хорошее знание местных условий. Поэтому работники филиала должны досконально знать, кто в данном районе пользуется конкретными видами услуг, какие услуги особенно популярны, а какие нет, и какие потенциальные клиенты нуждаются в обслуживании. Необходимо постоянно оценивать сильные и слабые стороны своего филиала, сопоставлять уровень обслуживания клиентов с уровнем конкурентов. Эти сведения чрезвычайно важны для выбора целевых клиентов банка.
Основными функциямибанковского маркетинга являются:
o прогнозирование спроса и реальных заказов клиентов на услуги банка;
o информирование обо всех претензиях клиентов к качеству и срокам предоставляемых услуг;
o координация сбыта, рекламы, продвижения услуг банка на рынок;
o анализ прибыли от реализации различных услуг;
o сбор и обработка информации о рынке, структуре и динамике спроса на банковские услуги;
o прогноз объема продаж по каждому виду услуг, и прогноз прибыльности;
o подготовка предложений по стимулированию сбыта услуг средствами рекламы и информации;
o разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинговой деятельности;
o формирование спроса и заказов.
Основные функции маркетинга трансформируются в функциональные обязанности по каждому направлению деятельности (рис.17.1).
Рис.17.1. Общая структура маркетинговой службы банка.
В общей теории маркетинга выделяются два крупных раздела - макромаркетинг и микромаркетинг. Макромаркетинг связан с изучением и воздействием макросреды, окружающая банк (социальные факторы, состояние экономики, географическое положение, конкурентная среда и т. п.). Основным инструментом реализации макромаркетинга являются социально-экономические мониторинги.
|
|
Цель социально-экономического мониторинга - подготовка всеобъемлющего информационного материала (баз данных) для принятия стратегических и текущих решений по развитию банковских услуг и экспансии на рынок. Мониторинг, в зависимости от масштаба маркетинговых исследований, проводится по следующим направлениям:
1. Анализ социально-экономических показателей развития отраслей региона в процессе которого оценивается:
· структура отраслей того региона, в котором предполагается экспансия банка;
· основные показатели производственно-хозяйственной деятельности, платежеспособность предприятий - потенциальных клиентов банка;
· динамика основных показателей развития региона.
Данный раздел социально-экономического мониторинга должен отражать характеристику роста или депрессивности отраслей.
Социально демографическая ситуация:
o численность и структура населения;
o уровень жизни (доходы на душу населения, уровень потребительских расходов);
o покупательная способность населения (соотношение денежных доходов и прожиточного минимума);
o уровень накоплений на вкладах.
2. Анализ финансовых рынков включает характеристику степени развития и динамику показателей, а также измерение доли банков на каждом из них:
· рынок депозитов и вкладов;
· рынок денежных средств;
· рынок кредитов;
· валютный рынок;
· фондовый рынок;
· рынок инвестиций;
· рынок платежных средств.
3. Инвестиционная активность характеризует привлекательность региона с точки зрения инвестиционных рисков и возможности участия банка в различных региональных программах. Для этого необходимо проанализировать:
o доходную и расходную части бюджета;
o эффективность инвестиционных программ;
|
|
o показатели инвестиционной привлекательности.
4. Оценка политических рисков, которая охватывает следующие направления:
· показатели хода экономических реформ (приватизация, законодательные мероприятия);
· результаты выборов в местные органы власти;
· уровень экономической преступности.
Общие выводы по макромаркетингу должны характеризовать степень привлекательности развития банковской деятельности в конкретном регионе как:
o благоприятную,
o относительно благоприятную,
o неустойчивое состояние экономики региона,
o в основном неблагоприятную,
o существуют серьезные инвестиционные и банковские риски,
o деятельность банка в регионе противопоказана.
Если в результате макромаркетинга сделан положительный вывод о развитии банковского бизнеса в данном регионе, то следующим шагом может быть оценка перспективности отдельных сегментов. Так рынок корпоративных клиентов анализируется по следующим признакам:
· Количество потенциальных клиентов в зоне непосредственного влияния банка;
· Количество и удельный вес клиентов банка в общем количестве предприятий, занимающих лидирующее положение на рынке;
· Количество клиентов, имеющих значительную долю на рынке и обслуживающихся в банках конкурентах;
· Наличие и количество крупных клиентов в зоне непосредственного влияния банка.
Макромаркетинг рынка розничных услуг проводится с целью выявления наиболее привлекательных сегментов в обслуживании населения. Для такого анализа используются следующие показатели:
1. Количество проживающего и работающего населения;
2. Уровень доходов населения в зоне непосредственного влияния банка;
3. Потенциальная величина сбережений на 1-го жителя (текущие денежные доходы - текущие расходы) на конец месяца;
4. Количество обслуживаемых розничных клиентов.
В результате проведения макромаркетинга определяется стратегия банковского бизнеса в конкретном регионе. Политические, экономические, социальные и даже демографические факторы могут сыграть решающую роль в определении направлений банковских инвестиций. В этом ряду также нельзя исключать и национальные и религиозные особенности, которые влияют на состав и имиджевые характеристики, как самого банка, так и его услуг. Особенно это важно учитывать при организации рекламной компании банка в том или ином регионе. Практика работы некоторых столичных банков в регионах показывает, что навязывание некоторых элементов рекламы для розничного рынка, характерных для крупных городов негативно воспринимается в небольших городах и сельской местности.
На базе макромаркетинга формируется система микромаркетинга банка. Микромаркетинг связан с изучением и непосредственным воздействием на контактную группу банка (клиенты, конкуренты, банковские продукты). Проведение микромаркетинга это в первую очередь выяснение какого рода услуги требуются клиенту и в каких объемах необходимо инвестировать средства в рекламу и продвижение услуги. В совокупности макромаркетинг и микромаркетинг формируют концепцию маркетинга, систему стимулирования банковских продаж, коммуникационную стратегию.
Технология маркетинга включает в себя комплекс разнообразных работ по формированию маркетингового комплекса банка, который включает в себя обоснование планов маркетинга и последовательность их выполнения, сегментацию рынка; анализ конкурентов; исследование рынка; продвижение банковских продуктов на рынок с помощью рекламы; стимулирование продаж средствами рекламы. Службы маркетинга отвечающие за эту сферу деятельности непосредственно взаимодействуют с юридической службой, аналитическим отдел, отделом по работе с клиентами и т.д.;
позиционирование |
сегментация |
Стимулирование продаж |
Ценовая политика |
Послепродажная оценка |
Маркетинговые исследования рынка |
Спрос на банковские услуги |
Банковский продукт |
Методы продаж |
Рис.17.2. Составляющие маркетингового комплекса банка.
Рассмотрим основные элементы маркетингового комплекса банка во взаимодействии.
Банковский продукт.
Банковский продукт – это экономическая категория, объект купли-продажи, рассматриваемый как конечный результат оказания банком услуги в соответствии с заранее заключенным договором. Таким образам, банковским продуктом может считаться только такая услуга, которая, будучи проданная покупателю приносит экономический и потребительский результат обеим сторонам. Специфические особенности банковского продукта связаны с тем, что основная часть банковской продукции – это услуги, характерными чертами которых являются:
· Абстрактность.
· Вербальная форма представления.
· Высокая социальная значимость (особенно вкладных продуктов).
· Несовпадение во времени момента продажи и получения конечного результата.
Спрос на банковский продукт.
В основе планирования эффективного маркетинга лежит детальное изучение спроса на банковские услуги. Можно выделить несколько разновидностей спроса:
Нулевой спрос- большинство потребителей не проявляют интереса к данному виду банковской услуги, в этой связи необходимо провести мероприятия по стимулированию маркетинга, если данная ситуация носит локальный характер, либо внести изменения в продуктовый ряд банка;
Отрицательный спрос, проявляющийся в форме негативного отношения к какому-либо продукту независимо от рекламных усилий банка. Это может быть связано с отрицательным имиджем, как самой услуги, так и того, кто ее представляет.
Снижающийся спрос, вызванный насыщением, или изменением потребительских предпочтений клиентов. В данном случае изыскивается возможность для повышения спроса за счет новых сегментов рынка.
В ряде случаев, банк может сталкиваться с колеблющимся спросом, характерным для сезонных колебаний. Такой спрос наблюдается, например, на услуги по кредитованию сельскохозяйственных, транспортных, и строительных предприятий;
В маркетинговой деятельности выделяют также потенциальный спрос на банковские услуги, имеющий большое значение для оценки перспектив развития банка.
Изучение спроса тесно связано с определением «зон влияния банка», т.е. условных границ в рамках, которых банк, или филиал планируют проведение маркетинговых мероприятий с различной интенсивностью. Такие зоны могут классифицироваться по территориальному, отраслевому, демографическому или иному другому признаку. Так, по географическому признаку, как показывает практика наиболее успешных банков, в зону непосредственного влияния рекомендуется включать не менее 15-25% всех клиентов, расположенных на прилегающих к банку территориях. Такой подход необходим, если речь идет об активном привлечении в качестве банковских клиентов физических лиц. Для юридических лиц этот показатель составляет менее 10 –15%. Зона косвенного влияния может быть расширена до 35-40% от количества всех клиентов, которые могут быть отнесены к зоне потенциального влияния банка.
Оценка спроса на услуги банка является основой для расчета емкости рынка, определяемого как максимально возможное потребление данной банковской услуги в данном секторе или сегменте рынка и доли рынка - фактического потребителя этой банковской услуги в сравнении с конкурентами. Расчет емкости и доли рынка определяется статистическими методами с использованием статистических данных, либо экспертным методом с помощью опросов.
Для планирования мероприятий по расширению своих услуг большое значение может иметь расчет потенциальной емкости продукта, выражающей общий объем приобретения продукта в течении определенного отрезка времени потенциальными клиентами в зоне потенциального влияния банка:
Еj= (Чi*Кi*Эj) –Нj-Сj, (1),
где:
Еj – потенциальная емкость рынка j- ой услуги;
Чi- численность i- ой группы потребителей;
Кi- уровень потребления данной услуги на 1 клиента;
Эj- коэффициент эластичности спроса на услугу в зависимости от цены (тарифа) и доходов клиентов;
Нj- фактическая насыщенность рынка данной услугой;
Сj- доля конкурентов.
Исходя из анализа текущего и потенциального спроса на те или иные виды услуг, переходят к планированию всего продуктового ряда банка. Планирование продуктового ряда для банка имеет чрезвычайно важное значение, пожалуй, даже большее чем для коммерческого предприятия, так как предприятие в случае недовольства потребителя продуктом может его отозвать. Подобное исключено для банка, так как он не может моментально решить вопрос о возврате денежных средств, или отзыве своих активов. К этому следует добавить, что все продукты банка, как правило, персонифицированы, и носят индивидуальный характер.